Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Александр Акопов: Сериал как национальная идея - Искусство кино

Александр Акопов: Сериал как национальная идея

Интервью ведет Юлия Панкратова

Юлия Панкратова. Высокие рейтинги русских сериалов свидетельствуют о том, что зритель ждал их давно. Может быть, вам следовало заняться их производством чуть раньше?

Александр Акопов. Нет, мы занялись сериалами как раз вовремя. Год назад было еще рано. В июле прошлого года невозможно было разговаривать с режиссерами, со сценаристами, с продюсерами о суммах меньших, чем 100 тысяч долларов за час конечного продукта. А сейчас производство сериалов уже поставлено на поток, во всяком случае на нашем канале. На 90 процентов мы обязаны этим экономическому кризису в стране. Это "огромное достижение нашей экономики" оказалось решающим. Люди наконец-то поняли, что тысяча долларов -- это деньги, за которые стоит выйти из дому, приехать на работу и что-либо сделать. Но, с другой стороны, кризис ограничил наши возможности. Сегодня нормативная себестоимость одного часа в многосерийном фильме может колебаться по России от 8 до 30 тысяч долларов. Смета полнометражного телефильма равна примерно 70 -- 80 тысячам долларов. Это, конечно, не сверхъестественные суммы, хотя за меньшие деньги мы могли бы сделать ток-шоу.

Ю.Панкратова. В чем причины интереса к отечественным сериалам у зрителя?

А.Акопов. Первая причина -- явное снижение качества иностранного материала. Интерес к зарубежному кино и к зарубежному телевидению был вызван тем, что у нас о нем ничего не знали долгие годы. Лет десять мы смотрели то, что весь мир делал лет пятьдесят. После того как мы съели все, начиная от "Санта-Барбары" и кончая "Скорой помощью", стало понятно, что мировое телевидение производит не так уж много хорошего продукта.

Вторая причина -- желание людей знать, в какой стране они живут. Зритель хочет видеть своих актеров, слышать русский язык. Даже если этот фильм сделан на зарубежном материале, он все равно становится "своим". Детектив Пристли "Опасный поворот", поставленный В.Басовым с русскими артистами, превращается в русский детектив.

Увеличение рейтинга отечественных сериалов -- очевидная и абсолютная тенденция, которая будет продолжаться, и через год-два в сетке вещания всех основных каналов будут стоять отечественные сериалы.

Ю.Панкратова. Какие жанры предпочтительнее?

А.Акопов. На первом месте с огромным отрывом -- комедия. Кто первым освоит этот жанр, тот и будет главным. На втором месте находится драма, которая делится на целый ряд категорий, и главенствует среди них драма современная. Детектив стоит только на третьем месте.

Мы же работаем как раз в противоположном направлении. Сейчас снимается и показывается больше всего детективов, очень мало драмы и совсем нет комедий. Их снимать очень сложно. Мы много этим занимались. И пока почти никакого результата, хотя у нас есть в разработке шесть комедийных сериалов. Первый мы должны были начать еще летом прошлого года, на сегодняшний день текст переписан уже семь раз, но у меня нет стопроцентной уверенности, что мы когда-нибудь приступим к работе.

Культура телесериалов не возникает сразу, эту культуру надо создавать, четко определив ее природу. Западный опыт подсказывает, что телесериалы ведут свою родословную от телевизионного театра. К примеру, нелюбимый зрителями закадровый смех, который мы слышим в зарубежных сериалах, возник в телевизионном театре "Дженерал Электрик". В студии, где снимался телефильм, присутствовала публика, которая аплодировала и смеялась. На телеэкране зал был виден, и для телезрителей это как раз служило знаком жанра. Потом решили, что зал можно не показывать, и в кадре остался только смех. Еще позже поняли, что можно снимать в телестудии "киношным" методом, но тоже в присутствии зрителей. До сих пор лучшие зарубежные комедийные сериалы делаются именно так. Я однажды был на одной из таких студий, там двенадцать выгородок и две тысячи мест. На каждую съемку приходят зрители и с удовольствием включаются в происходящее, несмотря на то что одну и ту же сцену снимают иногда по восемь раз подряд. "Консервированный" смех есть только в самых недорогих сериалах.

То, чем мы занимаемся, в мировой практике называется короткими сериалами -- шести-, восьми-, двенадцатисерийные фильмы с законченным сюжетом в каждом отдельном фильме-серии. К этому мы как-то приспособлены. В принципе это технология съемок обычного фильма, только с хронометражем в двенадцать часов. Видение наших актеров, режиссеров и авторов устроено таким образом, что они могут творить только в заранее ограниченном временном промежутке. Технология, при которой вся работа специализирована -- авторы разделены на сюжетников, переписчиков, составителей диалогов, режиссеры на специалистов по раскадровке, по работе с актерами и постановщиков сцен, у нас пока не приживается. Это совершенно особая культура, которая должна возникнуть, но для этого нужны годы. Нужна практика, которая поможет приобрести людям необходимые навыки. Готовых специалистов взять негде.

А с актерами ситуация просто трагическая. Исполнитель, удачно сыгравший милиционера или героя-любовника, хочет непременно изменить амплуа и сыграть, скажем, нищего инженера или Николая II. И актера можно понять, но масштаб сериального производства не предполагает подобных творческих поисков. Если режиссер хорошо снимает детективы, то и до конца жизни он будет снимать детективы. Если актер хорошо сыграл героя-любовника, то и в дальнейшем он будет играть героев-любовников.

Ю.Панкратова. Наверное, поэтому и наши актеры, и наши режиссеры считают работу в сериалах второсортной...

А.Акопов. Жизнь все расставит на свои места. Безусловно, в полнометражном фильме творческий человек может проявить себя более полно, нежели в сериале. Но надо смотреть в глаза реальности. Если тебе суждено выйти из сериального производства в большое кино, это так или иначе произойдет. Но если большое кино тебя не востребовало, то и работа в сериалах вполне достойное занятие для профессионала, понимающего законы жанра. К тому же стоит учесть, что в России в ближайшие годы будет сниматься совсем немного значительных полнометражных фильмов.

Каждый имеет право мечтать о славе Бельмондо или Черкасова, но таких актеров единицы, а дипломированных исполнителей тысячи. И где же им работать, как не в телевизионных сериалах? В конце концов хорошие телевизионные сериалы ("Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить нельзя") тоже становятся частью культуры. Что же касается гонораров, то на телевидении они сегодня выше, чем в кино. Если вы попали в сериал, то у вас двадцать съемочных дней, и если вы хороший актер, вам платят приличные деньги. Это серьезный заработок, это деньги, на которые можно неплохо жить и гордиться своей профессией.

Ю.Панкратова. Как сейчас уживаются в сетке сериалы отечественные и зару-бежные?

А.Акопов. Если представить себе сетку вещания в виде шкафчика, то русские сериалы стоят на самом видном месте. Это продукт пока еще редкий, свежий, на который есть большой спрос. Но потихоньку мы идем к массовому производству сериалов и к заполнению этим продуктом различных эфирных ниш. Скажем, готовится молодежный сериал по образцу "Простых истин", который будет выходить в 16.30.

Ю.Панкратова. Вы ориентируетесь в своей сетке на сериалы, идущие на других каналах?

А.Акопов. Это другие каналы на нас ориентируются. Мы поставили в сетку школьный сериал "Простые истины", который стоил 8 тысяч долларов за час. Испуг наших конкурентов был настолько велик, что против нашего сериала была поставлена самая популярная в мире "мыльная опера" "Во имя любви", имевшая 48 процентов аудитории, и самый успешный сериал в истории американского телевидения "Скорая помощь", стоимость которого 10 миллионов долларов за час. Все это против наших скромных и тихих "Простых истин".

Ю.Панкратова. Какие виды сериалов будут преобладать на российском телеэкране?

А.Акопов. Будет делаться все. Ежедневные сериалы -- это продукция для эфира с десяти утра до шести вечера. Для прайм-тайма будут создаваться вертикальные сериалы -- еженедельные, с отдельным сюжетом в каждой серии. Линейные вечерние могут быть только четырех-, восьми-, максимум десятисерийными. Эти фильмы предназначаются для особых событий, для слома сетки, потому что ее регулярность зрителю надоедает. В праздничные дни имеет смысл показывать только четырехсерийные линейные сериалы с большим бюджетом.

Ю.Панкратова. Сейчас сериалы делаются только для того, чтобы создать высокорейтинговый продукт или есть все-таки и художественная задача?

А.Акопов. Эфирная сетка существует не для марсиан и не для роботов. Она существует для людей. Главная наша задача как канала государственного по статусу и по миссии в том, чтобы побудить людей к осмыслению своей жизни. В течение многих лет все друг друга спрашивают, где наша национальная идеология, как она выглядит. И все эти годы в вечернем эфире -- выпуски информационных программ, которые рассказывают исключительно о войне, коррупции и криминале. Но 99 процентов людей 99 процентов своего времени посвящают не политике и экономике, а работе, семье, себе, в конце концов. Люди занимаются жизненными проблемами -- добыванием хлеба насущного, воспитанием детей. Эти проблемы не рассматривались на ТВ либо присутствовали в ток-шоу, таких, как "Моя семья" или "Я сама". А сериалы говорят именно о реальных проблемах обычного человека. Главный мотив зрительского подключения к телесериалу -- позитивный поведенческий пример. Это и психология, и идеология одновременно. Люди ищут пример для подражания и находят его в сериале. Без масштабных позитивных примеров общество существовать не может.

Вторая задача -- дать работу кинематографистам. Сегодня "Мосфильм" на две трети загружен нашей работой, и это замечательно. Там теперь есть жизнь. К тому же, сняв двадцать сериалов и сорок полнометражных фильмов, мы можем добиться и двух-трех настоящих удач, которые станут классикой жанра. Как эта классика будет выглядеть, сказать пока трудно, но в достижении качественного результата мы уверены.

Ю.Панкратова. На Западе есть сериалы для детей, подростков, стариков. У нас же почти все сериалы рассчитаны почему-то на какого-то среднего зрителя.

А.Акопов. Сейчас в рамках ограниченного бюджета можно выделять деньги только на производство сериалов для прайм-тайма. Это то время, когда перед телевизором находится абсолютно непонятный субъект под названием "средний телезритель". Он на 51 процент женщина, на 49 -- мужчина, ему в среднем тридцать восемь лет, у него на 30 процентов высшее, на 50 -- среднее, на 20 -- начальное образование. Более определенной аудитория становится с восьми до одиннадцати вечера. На это время уже можно ставить фильмы, на производство или покупку которых потрачены немалые по российским меркам деньги. Как государственный канал мы нашли средства и на детский сериал. Об этом никто, кроме нас, беспокоиться не будет. Государственное телевидение для того и существует, чтобы даже в трудных финансовых условиях заниматься не только тем, что выгодно, но тем, что полезно, необходимо для общества. Я уверен, что через несколько лет производство сериалов с учетом дифференциации зрителя станет коммерчески обеспеченным, и тогда появятся детские, молодежные сериалы и дневное "мыло" для бабушек.

Ю.Панкратова. Какие критерии вы стараетесь учитывать, производя сериалы? Что главное -- актеры-звезды, сюжет, актуальность?

А.Акопов. Во-первых, звезды. Когда люди привыкают к телевизионному сериалу и уже знают, что это продукт качественный, тогда не нужно приглашать Янковского или Караченцова. У нашего зрителя еще нет такой привычки. То, что делается сейчас, -- это первые попытки. И звезды нужны для привлечения зрительского внимания. Во-вторых, название... Как ни странно, но эти несколько слов или одно слово оказывают принципиальное воздействие на человека, который выбирает, что посмотреть. Третий фактор -- история. Когда нет звезд и название не интригует, то пишут, что сериал повествует, к примеру, о войне Наполеона с Россией. И последнее -- качество картинки.

Конечно, лучше два-три года снимать на "Кодаке" дорогой сериал с очень хорошим оператором. Натурные съемки устроить в пустыне или на Северном полюсе. Взорвать пару машин, а на главные роли пригласить Джулию Робертс и Олега Янковского. Но, увы, исходить приходится не из желаний, а из возможностей.

Ю.Панкратова. Кстати, о картинке. Вы пока снимаете сериалы на видео. Собираетесь ли переходить на пленку?

А.Акопов. Сейчас все стремятся перейти на пленку. Это похвально, но дорого. Возможно, мы тоже пойдем на соответствующие расходы. Но не надо забывать, что за полтора-два года будет доведена до промышленного уровня технология HDTV (телевидение высокой четкости) и все западные компании собираются работать в этой технологии. Снимать сейчас на кинопленке, чтобы через два года вернуться к компьютеру и видеопленке, бессмысленно.

Снимать "на кино" стоит, если дело касается увеличения аудитории вдвое, а из-за потери двух-трех процентов зрителей затевать такую работу несерьезно.

Ю.Панкратова. Подведем некоторые итоги. Насколько удачным оказался проект РТР "Русская серия"?

А.Акопов. Сейчас в эфире фактически пилоты. Мы пробуем, пытаемся привлечь аудиторию. Вышли на экран "Простые истины", и у нас уже много положительных писем от зрителей. Принято решение о продолжении сериала, думаем снять двадцать четыре серии для зимних и весенних каникул. Надеюсь, с сентября мы запустим этот сериал в ежедневный эфир. Если делать все с умом, то надо бы, как американцы, выпускать десять-двенадцать пилотных сериалов по двадцать -- двадцать четыре серии каждый, чтобы к следующему сезону оставалось три-четыре достойных названия. Увы, такая практика в целом у нас пока невозможна, потому что для съемок пилотов требуется очень много затрат как финансовых, так и творческих.

 

Александр Акопов -- генеральный директор ГТК "Телеканал "Россия".