Валерий Тодоровский: «Между качеством и скоростью»
- №2, февраль
- Дая Смирнова
Интервью ведет Дая Смирнова
Дая Смирнова. Валерий Петрович, в очередной телепрограмме я насчитала на всех каналах пятьдесят зарубежных сериалов и только пять отечественных. Обидное соотношение, не правда ли? Позвольте спросить вас как начинающего продюсера, собираемся ли мы догонять и перегонять?
Валерий Тодоровский. Вопрос ко времени. По-моему, уже видно, что на телевидении начался бум отечественного сериала. Он длится около года, и с каждым днем сериальный вал нарастает. Общая ситуация на телевидении не совсем благополучная, особенно по сравнению с докризисной, рекламный рынок ослаблен, финансовое положение незавидное, но каналы делают все, чтобы добыть деньги именно на производство собственных сериалов. Это о многом говорит. Люди ТВ, в отличие от людей кино, думают в первую очередь о зрителях. Проще говоря, их мерило рейтинг. Если они считают возможным тратить деньги на сериалы, значит верят в их потенциальный рейтинг, в то, что русский сериал, даже не очень талантливо сделанный, но на русском языке и с русскими актерами, обречен на успех.
Д.Смирнова. А я как зритель что-то сомневаюсь в "обреченности" наших сериалов на успех. Особенно когда актеры изо всех сил стараются выглядеть естественно, играют, как в плохом провинциальном театре, и с экрана буквально пахнет "мылом".
В.Тодоровский. Это правда. Сегодня идет скорее количественное накопление. Но некоторым просто необходимо признать, что они очень плохо представляют себе вкусы многомиллионной телеаудитории. Поэтому не стоит так уж пренебрежительно использовать термин "мыло", тем более что в определении конкретного, очень сложного и ценимого множеством зрителей жанра главное слово "опера", а не "мыло". "Мыльная опера" это бесконечная песнь, которая может безыскусно исполняться годами, как в степи, с перерывами только на трапезу и сон. Мы же не ругаем классическую оперу за условность, за преувеличенное проявление чувств и слабость психологических мотивировок. Впрочем, у нас были робкие попытки создать свою "мыльную оперу" окружающая действительность еще не созрела. Сколько бы ни плакали наши богатые, ничего кроме социального раздражения они не вызовут. Миллионы можно простить лишь мексиканцам... Однако я уверен: тот, кто первым сделает настоящую русскую "мыльную оперу", сорвет банк. Пока же мы довольствуемся традиционными российскими многосерийными художественными фильмами.
Д.Смирнова. То есть можно сказать, что, став продюсером нового отечественного сериала "Каменская" по детективным романам Александры Марининой, вы готовитесь к тому, чтобы в будущем приступить к созданию "бесконечной песни"?
В.Тодоровский. Нет, окончательно уходить из кино я не собираюсь. Но всегда, как только у меня возникает пауза в кино, в режиссуре, я стараюсь заниматься продюсерством. Мне это интересно и близко. А после "Страны глухих" мне предложили большой проект, у истоков которого стоял яркий человек, крупный издатель Олег Евгеньевич Новиков, глава "ЭКСМО-Пресс". Чутье подсказало ему, что изданные им книги Марининой могут послужить основой успешного сериала. Познакомились мы два года назад, и уже тогда в наших разговорах стал возникать нынешний замысел. Потом к нам подключилось телевидение компания "НТВ-КИНО", которую возглавляет Владилен Владиленович Арсеньев. Это самостоятельная структура, которая производит сериалы для канала НТВ. Мне никогда прежде не приходилось делать такой огромный фильм для такой большой зрительской аудитории да еще в таком телевизионном пространстве, как НТВ. Я всерьез увлекся этой специфической работой и понял, что надо будет перестроить на время свои мозги, на ТВ ведь все другое другая цель, другие средства, другие темпы и другой результат.
Д.Смирнова. Вы сделали поправку на телевизионное качество...
В.Тодоровский. Именно! Только не следует думать, что демократичный, рейтинговый продукт это обязательно плохое качество. И, конечно же, хотелось сделать что-то лучше виденного. Кажется, зрители сериалов не обращают внимания на изыски, они смотрят по принципу "интересно неинтересно", "волнует не волнует", но первый сериальный голод уже утолен, и зрители потихоньку стали различать, где мусор, а где качественный продукт. Ведь были же у нас неплохие сериальные традиции, высокий уровень задают сейчас и такие западные сериалы, как "Скорая помощь", "Никита". Словом, откровенная халтура не проходит. И низкий статус сериала в творческой среде диктуют сегодня вовсе не зрители, а производители. Слишком часто делать сериалы приглашали отчаявшихся людей, которые думали только о том, чтобы прокормиться в ожидании денег на кино. Отсюда и распространенное отношение к сериалам как к классу "В" или даже "С" отхожему промыслу. Средства ограниченные, темпы ускоренные, значит, об искусстве говорить не приходится, надо элементарно выполнять обязательства. Но как только начнется реальная конкуренция и борьба за зрителя, когда по трем каналам одновременно будут демонстрироваться три русских сериала, вопрос качества окажется очень острым. Чья кнопка будет нажата, тот и выиграл. Чтобы нажали именно твою кнопку, придется поработать сделать что-то самое увлекательное и забойное. Это будет жестокая схватка. Можно себе представить, чем обернется для канала и для группы провал какого-нибудь тридцатисерийного опуса.
Д.Смирнова. -- какими же трудностями вам пришлось столкнуться на пути достижения высокого сериального качества?
В.Тодоровский. О трудностях неинтересно. Поломка лихтвагена, болезнь артиста все это надо умножить на шестнадцать. У нас восемь двухсерийных фильмов. И действительно неординарное напряжение потребовалось для того, чтобы сохранить на экране последовательность сюжета, дух и ритм повество-вания. Количество персонажей и объектов огромное. Основные члены группы должны были постоянно держать всю историю в голове. Утром снималась сцена из второй серии, после обеда из пятой, а вечером из седьмой. Если на обычном фильме снимается в среднем 70 метров в день, то на сериале 200. В таких условиях нужна сосредоточенность. Наша героиня Елена Яковлева, например, вела личный подробный дневник, чтобы не забыть, где, что и как делала. Мне очень нравится, как она играет, выдающаяся актерская работа.
Надеюсь, в итоге мы сумеем избежать на экране эклектики, хаоса. И зрителям, может быть, даже захочется вернуться к просмотру нашего сериала.
Д.Смирнова. Но серии, каждая из которых представляет собой законченный сюжет, снимать все-таки легче, чем линейные сериалы?
В.Тодоровский. Это не преимущество и не недостаток, а только лишь вопрос схемы. Наш случай готовый сценарий, один режиссер на всю постановку, представление всего сериала целиком, после чего канал уже самостоятельно занимается политикой показа. Думаю, что для восприятия законченные истории, которые объединяет главная героиня, очень удобны. Особенно когда героиня симпатична. Но привлекательность сериала для зрителя зависит все же не от того, как он скомпонован, а от того, хорошо ли сделан. "Семнадцать мгновений весны" имеют линейный сюжет, что не мешает людям смотреть их уже четверть века.
Огромную роль в достижении качественного результата играют сейчас чисто технические, организационные характеристики сериального производства. У нас все снято, к примеру, на пленке "Кодак" в соответствии с мировыми стандартами. Я очень рад, что мне удалось быстро собрать динамичную команду. У нас замечательный режиссер Юрий Мороз, профессионал, умница. Ему вполне хватило сил, здоровья и нервов выдержать этот марафон шестнадцать серий за шесть месяцев. Оператор Коля Ивасев тоже оказался человеком неутомимым. Хотя в работе над сериалом есть странная особенность чем дольше люди работают, тем лучше снимают. В кино к финишу проявляется синдром усталости, люди теряют форму, а здесь обретают новую свободу и уверенность.
Д.Смирнова. -- чем это, по-вашему, связано?
В.Тодоровский. Когда снимаешь обычное кино, слишком велика цена ошибки. Неудачный эпизод может провалить весь фильм. Это создает особое напряжение и, соответственно, порождает усталость. А в сериале малоудачная сцена легко растворяется в общем потоке и страх что-то сделать не так, как надо, не давит на подсознание. Появляется раскованность, возможность больше импровизировать, искать варианты в проявлении характеров, нюансы в отношениях героев, съемки превращаются в большую интересную игру, а сериал в отличный полигон для экспериментов. Разумеется, они не должны стать самоцелью, нельзя терять из виду общую задачу. Но свобода в обращении с материалом дает особую устремленность к конечной цели. Картина летит словно сама собой и даже начинает диктовать свои законы.
Д.Смирнова. Просто как известная героиня Льва Толстого...
В.Тодоровский. Ну это слишком уж смелая параллель. Хотя похоже. Ведь есть же в творчестве какие-то общие закономерности. Чтобы справиться с громадным объемом материала, нужны, как видно, особая внутренняя легкость и открытость по отношению к материалу.
Если уж говорить о секретах продюсерской работы на сериале, то их можно уложить в одну простую формулу: держать баланс между качеством и скоростью. Когда начинаешь сильно беспокоиться о качестве, теряется темп. А отстал на день потеряешь два, отстал на три наверстать практически невозможно. Сериал начинает проваливаться по срокам, по деньгам, по бюджету, потому что это индустрия. Но если нажимаешь на скорость, теряется качество и душит халтура. Как же быть? Мне кажется, что в сериальном производстве, когда нет возможности вручную отделывать каждый эпизод, надо научиться выделять ключевые сцены и делать на них ставку, а фабульно необходимые особенно в детективе связки просто грамотно снять, и все. Если биться за каждый кадр, проиграешь, и если пустить съемки на самотек, проиграешь.
На этой картине я, может быть, впервые ощутил продюсерство именно как особую профессию. При этом я учился быть не просто продюсером, а телевизионным продюсером. В кино любишь свой фильм, как собственного ребенка, а на телевидении чувствуешь себя воспитателем детского сада, стараешься любить, как детей, главным образом тех, кто фильм делает, и никого из своих воспитанников не выделять, со всеми поговорить, заинтересовать, не бить по попке, следить, чтобы она была сухая. Нужно, чтобы дети не жаловались и хотели снова прийти к тебе завтра, чтобы они искренне полюбили ту игру из двадцати пяти, тридцати и т.д. серий, в которую ты предлагаешь им сыграть. На телевидении отношение людей к делу определяет качество конечного продукта даже больше, чем в кино.
Сегодня основная проблема сериального движения люди. Катастрофически не хватает сценаристов, режиссеров, специалистов среднего звена, по-настоящему преданных телевидению. Думаю, что очень скоро кто-то где-то откроет специализированную школу творческих стайеров, способных на пятом месяце ежедневной работы трудиться, как в первые дни и лучше, способных найти свой личный алгоритм работы над сериалом.
Д.Смирнова. И все-таки производство сериалов это по определению потогонная система...
В.Тодоровский. Но ни одна из схем сериального производства сама по себе не принуждает к халтуре. Бывает и так, что съемки идут параллельно с выпуском очередных серий. Но качество при этом не убывает. Дело не в способе производства, а в организации этого производства, в ответе на вопрос, зачем ты делаешь сериал. Потому что тебе больше нечего делать или ты хочешь, чтобы твою картину посмотрели сто миллионов зрителей?
Д.Смирнова. Наш кинематограф, если это, конечно, не "Сибирский цирюльник", все-таки не привык ставить перед собой такие глобальные задачи по привлечению зрителей. Не мешал ли ваш опыт кинорежиссера, не слишком избалованного кассой?
В.Тодоровский. Я просто сразу понял: если хоть раз вспомню, что я кинорежиссер, стану всем мешать. А если совсем забуду о своем постановочном опыте, то не смогу быть полезным в нужный момент. Плохи продюсеры, желающие быть диктаторами. Во-первых, ты не владеешь истиной в последней инстанции, а во-вторых, можешь превратить постановщика в тупого исполнителя, что совсем глупо. Однако в отношениях с режиссером требуется достаточная твердость, чтобы фильм не ушел в сторону. Снаружи все-таки виднее, чем изнутри. Хороший продюсер это компетентный, заинтересованный и сочувственный взгляд со стороны.
Д.Смирнова. А как вы относитесь к тому, что делается по соседству? К тем новым сериалам, которые уже идут на ТВ? Режиссеры часто стараются избегать излишней насмотренности, чтобы не попасть в зависимость от чужих творческих достижений. Каков в этом смысле ваш опыт телепродюсера?
В.Тодоровский. К сожалению, весь прошлый год я жил такой жизнью, которая не оставляла времени на просмотры. Иногда удавалось что-то смотреть, но урывками. Из наших сериалов мне нравятся "Улицы разбитых фонарей" ("Менты") большая удача. Но смотрел я его не как режиссер Валерий Тодоровский, что-то отвлеченно оценивающий, что-то принимающий или ругающий, а как человек, понимающий, что сериал делался с конкретной целью, что цель эта достигнута, несмотря на очень скромные средства. Прежде всего найдена точная интонация полусерьезная, немного хулиганская, немножко стебная. И авторы держат эту интонацию на протяжении всех серий. Серии эти неравноценны, но общее стилевое решение не меняется и каждый раз дает зрителю радость узнавания определенных характеров, отношений между героями. Так "Менты" и держат сериальную планку. Никогда не опускаются ниже нее. О других новых отечественных сериалах ничего сказать не могу, не видел.
Д.Смирнова. Ну и ладно. Чем меньше смотришь, тем больше оснований для оптимизма.