Братец старика Хоттабыча. «Поклонник», режиссер Николай Лебедев
- №3, март
- Виктор Матизен
"Поклонник"
Автор сценария Н.Лебедев при участии О.Нагдашевой
Режиссер Н.Лебедев
Оператор С.Мачильский
Художник А.Матвейчук
В ролях: Марина Черепухина, Е.Сафонова, С.Гармаш,
Н.Усатова, Б.Щербаков, Саша Гладкова и другие
"НТВ-ПРОФИТ" при участии "Рекун-фильм"
Россия
1999
Николай Лебедев, начавший карьеру в кино с двух ужастиков -- "Ночлег, пятница" (к/м, 1991) и "Змеиный источник" (1997), продолжает гнуть свою линию -- пересаживать на российскую почву жанр реалистического триллера с детективной интригой. Реалистического потому, что источником ужасов в нем являются не пришельцы из космоса, не потусторонняя нечисть, не мутанты и не гомункулы, а самые обычные люди. Больше того, режиссер не забывает указать на социальный аспект происходящего. В "Змеином источнике" зло зарождается в средней школе, где учился весь поселок и где командует весьма типически изображенная Ольгой Остроумовой директриса, пригревшая под своим крылом секретаря -- подхалима, любовника и убийцу.
Презентационные материалы "Поклонника" также убеждают, что перед нами не простой развлекательный ужастик, а ужастик социально ориентированный и к тому же с моралью. "Сила, лишенная мудрости и неспособная адекватно оценить ситуацию, несет в мир разрушение"; "Нельзя относиться к окружающим, как к пешкам в собственной опасной игре" -- это все будто из проповеди, а не из аннотации. Жанровый фильм претендует на широкий успех и потому должен быть дидактичен -- настаивает режиссер, и это вполне резонно. Так что видеоцитата из "Змеиного источника", приведенная Никитой Михалковым на внеочередном съезде кинематографистов в подтверждение того, что молодое российское кино разрушительно, была не по существу -- и тот фильм Лебедева, и оба других не деструктивны, а охранно-консервативны относительно морали. При этом дидактичность остается на уровне сверхсмыслов, не переходя в сюжет и не лишая персонажей самостоятельного существования, не превращая их в иллюстрации авторских интенций.
Идея "Поклонника", как и фильма Александра Хвана "Умирать легко", заимствована у Франсуазы Саган. Это она сочинила историю о том, как у женщины заводится обожатель, убивающий всех, кто, по его мнению, приносит ей вред. Лебедев придумывает оригинальное развитие темы -- его героиня случайно провоцирует неизвестного ей поклонника, но в дальнейшем уже сознательно направляет его действия. По естественным жанровым соображениям поклонник до самого конца остается в тени (и создатели фильма в интересах саспенса настоятельно просят не разглашать, кто он). Обнаруживая физическое обличье, он по сути дела остается метафизичным. Режиссер называет его "телепатической машиной, улавливающей токи героини". Он -- что-то вроде джинна, выпущенного ею из головы, но этот джинн не ограничивается выполнением бессознательных или осознанных желаний своей повелительницы, а проявляет собственное разумение и в конце концов обрушивается на нее. Он же -- мистер Джекил для юной мисс Хайд, но, вправду говоря, картина простовата для подобных отсылок.
Главная роль в "Поклоннике", вопреки названию, отведена объекту поклонения. Героине тринадцать лет, что лишает картину сексуальной подоплеки и уменьшает ее аттрактивность, но в то же время делает теоретически пригодной для семейного просмотра. О том, что тринадцатилетняя девчонка с асексуальным психотипом и притом ничуть не похожая на нимфетку вряд ли могла бы спровоцировать потенциального маньяка, во время просмотра не думаешь, поскольку психология поклонника, как уже сказано, остается вне поля зрения.
Марина Черепухина играет, что называется, девушку нелегкого поведения. Нрав Лены проявляется в отношениях с отцом (С.Гармаш), который завел другую семью, и с растерянной, подавленной матерью (Е.Сафонова), и коллегами на почте, куда героиня устраивается подработать, выдав себя за сироту, при этом юная актриса убедительно изображает все необходимые чувства. Родителям в фильме отведена особая роль. "Погруженные в собственные проблемы и комплексы, они оказываются неспособными нести ответственность не только за судьбу дочки, но порой и за свою собственную" -- констатирует режиссер в аннотации в присущем ему назидательном стиле. Первый же эпизод фильма, когда Лена сталкивается с новой отцовской пассией, -- свидетельство бестактности и душевной нечуткости, проявленной отцом по отношению к дочери, которую он по-своему любит. Сергей Гармаш -- актер, играющий обычно роли второго плана, но в его исполнении они стоят первых (в "Беспределе", "Повести непогашеной луны", "Времени танцора" и "Ворошиловском стрелке"). В "Поклоннике" он изображает обыкновенного никчемного мужика, не способного толком развязать узлы, им же самим завязанные. Гармаш придает герою одну доминирующую черту -- внутреннюю неуверенность, спроецированную вовне, -- и создает запоминающийся характер: Олег Викторович всегда мнется, всегда в замешательстве, всегда невпопад.
Мать Лены играет Елена Сафонова. В режиссерской аннотации Александра Михайловна названа "неврастеничной и самозабвенно упивающейся горем". Забывает она, правда, не столько себя, сколько дочь, и та берет власть в свои руки. Сафонова, как и Гармаш, акцентирует одну черту героини -- эгоизм несчастья. В соответствии с замыслом постановщика бывшая супружеская чета служит наглядным примером неадекватного поведения в трудной ситуации.
Еще один замечательный в своем роде персонаж фильма -- подруга Лены Ира (Саша Гладкова). Это чудное порождение современной российской действительности сразу догадывается, что неведомому Лениному поклоннику можно "заказать" будущую жертву. Сначала она с подростковым имморализмом насылает его на свою "англичанку", а потом задумывается о более широком и почти коммерческом использовании услуг таинственного маньяка.
Саспенс "Поклонника" вполне традиционен. По сюжету Лена становится рассыльной в вечернюю смену, что позволяет задействовать темные улицы, подворотни и пустые лестничные пролеты. В конце действие выведено на крышу (привет от Хичкока). При возникновении угрозы взгляд камеры и зрителя ассоциируется либо с растерянным взглядом жертвы, либо с сосредоточенным взглядом убийцы. Источником напряжения, как правило, служит внекадровое пространство -- в самом кадре, в отличие от мистических триллеров, ничего страшного не происходит. Исключение составляют моменты, когда в поле зрения попадает подозреваемый -- "высокий мужчина в сером плаще" -- и подозрение, в соответствии с правилами детектива (Лебедев учитывал их еще в "Змеином источнике"), падает на нескольких персонажей, прежде чем выясняется, кто, собственно, маньяк.
В том, что лицо поклонника открывается лишь в последних кадрах, есть свои плюсы и минусы. Детектив требует утаивать злодея, а реалистическая направленность фильма предполагает разработку и этого образа. Конфликт решается в пользу детектива, из-за чего картина, теряя в содержательности, выигрывает в притягательности.
Известно, что второй фильм успешно дебютировавшего режиссера самый рискованный. На него возлагают надежды, и от него же ждут провала, так что не дай Бог ударить в грязь лицом -- дебютанта, от которого не ждут ничего, могут пощадить, но падения с набранной высоты обычно не прощают. К тому же первая удача и сопутствующий вал славы и приглашений часто приводят к головокружению от успехов -- молодой режиссер теряет трезвость самооценки и новая картина незамедлительно разваливается. Николая Лебедева эта чаша, кажется, миновала.