Стеклянность. «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем», режиссер Кшиштоф Занусси
- №11, ноябрь
- Марина Дроздова
«Жизнь как смертельная болезнь,
передающаяся половым путем»
( ucie jako miertelna choroba przenoszona
drog p¦ciow )
Автор сценария и режиссер Кшиштоф Занусси
Оператор Эдвард Клосиньски
Художник Халина Добровольска
Композитор Войцек Килар
В ролях: Збигнев Запасевич, Кристина Янда,
Тадеуш Брадецки
Tor Film Production
Польша
2000
![]() |
Новый фильм Кшиштофа Занусси стал испытанием для поклонников режиссера, для тех, кто помнит»Год спокойного солнца», трагически продуктивную растерянность Майи Комаровской и антикварно тусклые пейзажи восхода, умиротворяющие нервозность слабого человека, волею обстоятельств перевоплотившегося в сильного. Занусси, восточноевропейский полиглот, уже в силу этого топонимического и интеллектуального соединения в прежние времена ощущался как символ «мягкого резистанса» — и западному высокомерию, и восточному тиранству. Виделось, что именно он является тем, кто, как иллюзионист, показывающий фокус собственного исчезновения, может сновать по невидимым тропам из страны в страну, соединяя последние на манер средневекового паломника, чье физическое передвижение до последнего шага наполнено мистическим содержанием. Религиозность кинопространства Занусси мыслится в ключе этого невидимого хаотического брожения. Его фильмы ведут к выводу о том, что жизнеобразующая идея границ (в разных ее ипостасях) есть формальная дань сложившейся «земной» культуре.
«Наивное» (в смысле, осязаемое на ощупь) знание о невидимом «скелете» мира (о прутья которого задевали, как мы знаем, крылья вездесущих ангелов в те времена, когда христианская идея была явственно, физически ощутимой), следуя логике простран-ства Занусси, превращается для современного глаза в ауру активного смятения — оно, в свою очередь, становится знаком режиссерского стиля. В героях-протагонистах неуверенность сочетается со страстным желанием найти вектор необходимейшего в каждую следующую секунду действия (здесь можно найти аналогию с тем, как слепой на ощупь осваивает интерьер), причем и то и другое — и растерянность, и настойчивость — столь осязаемы, что превращаются в некую прозрачную постройку. Дидактизм Занусси тоже этого «архитектурного» свойства — в том смысле, что в наставительности всегда просматриваются стропила, существующие в пространстве независимо от людской жизни. Если их заметить (наткнуться), на них можно опереться.
В рамках ММКФ состоялась мировая премьера фильма «Жизнь как смертельная болезнь, передающаяся половым путем», и большинство, как кажется, усомнилось в оригинальности его художественного посыла. Мне, однако, хотелось бы обратить внимание на отчаяние — которое в данном случае есть синоним храбрости, — с каким воплощен в «Жизни…» стиль Занусси. «Отчаянной» я называю саму идею «кинематографизировать» незаметность, прозрачность и призрачность границ между жизнью мыслимой и материальной, между жизнью «объемной» и «плоской». Художественное содержание картины именно в этом.
«Жизнь…» оправдала ожидания аудитории в том смысле, что представила сентиментальную агонию отношений персонажа с мирозданием, которая в какой-то момент преображается в не менее сентиментальную завязку этих отношений на ином, «объемном» уровне. Переключение для автора традиционное.
Врач Томаш, мужчина зрелого возраста, циник, эгоист и старый бонвиван (врач, врач и врач), узнает о том, что у него рак в запущенной форме, с молниеносной неуклонностью ведущий организм по направлению к сомнительному для мирянина пункту назначения. Пространство сюжета явственно поделено на несколько «отсеков»: съемочная площадка, где доктор Томаш подрабатывает (идут съемки фильма о святом Бернаре); монастырь, в беседе с настояте-лем которого Томаш анализирует, насколько рационально происходящее с ним; больничная палата — интерьер, в который вписано тело Томаша: тело уничтожается болезнью, и в том же темпе в нем «раскукливается» то, что называют душой. Есть также «переходные» пространства — кафе, квартира, больничный кабинет. Психологическое действие фильма переходит из одного «отсека» в другой с заданной обреченностью, и в каждом кадре расставляются знаки житейской банальности, в которую облачен «путь на выход». Эта банальность симп-томатична.
Следуя своей художественной логике, Занусси пустился в более чем рискованное предприятие: он решил зафиксировать то, как конкретная человеческая жизнь превращается в канонический путь, как взвесь из «может быть» и «кто знает» — из ментального индивидуализма и бытового эгоизма — перестает означать нечто сиюминутное — «отчищается» (именно от) до обязательного канонического «расписания». Пока доктор Томаш сопротивляется своему диагнозу, как персонаж он объемен, когда поддается — происходит его уплощение. И далее жизнь смотрится житием — каждый следующий шаг узнаваем и задан. Соответственно, узнаваемы мизансцены, жесты, взгляды, реплики, но это очевидное следствие идеи уплощения. Однако по-настоящему зануссиевским остается эффект невидимости простенков, отделяющих «телесность» и «атмосферность»1. Если и можно углядеть пафос в фильме, то в том, с какой искренностью Занусси настаивает на призрачности этих границ, на том, что наш летучий эфир бытия сквозит чрез них непринужденно.
В этом смысле «Жизнь…», конечно, отсылает нас к картинам «Год спокойного солнца» и «Где бы ты ни был». И если с ними фильм перекликается, так сказать, «эфирно», то с «Императивом» — идейно. Вывод «Императива» заключался в том, что обычная земная жизнь для стремящегося к вере человека есть испытание более сильное, чем полное проникновение в требования веры; жить земную жизнь сложнее, чем верить. «Жизнь…» подходит к этому тезису уже как к директиве, пламенно доказывая это своей нейтрализующей самое себя эстетикой: приближение к вере сопровождается последовательной банализацией мирского. Этот парадокс вырастает в спонтанную богоборческую акцию, поскольку демонстрирует, сколь молниеносным может быть процесс деперсонификации в момент соотнесения себя, собственной индивидуальности с Высшей Истиной. Тут возникает еще один отсыл в глубину сюжета, связанный с темой аскезы.
Тема аскезы входит с первых кадров, когда фильм начинается «другим» фильмом: повествованием о святом Бернаре. В прологе (действие которого относится, видимо, к середине XII века, если исходить из установленных дат жизни Бернара Клервоского) рассказывается история о конокраде, которого монах забирает у толпы, собирающейся его казнить, поскольку «он не готов к смерти», и через отрезок времени возвращает — «готовым». Пролог становится для сюжета внутренним зеркалом. Через отражения, которые оно создает, мы видим разницу между раннесредневековым человеком, ощущающим провидение физиологически, и современным формальным католиком, привыкшим воспринимать веру как часть системы социальной знаковости. Первый сговорчиво откликается на беззвучные шепоты ангелов. Второй герметичен2.
Занусси пытается настаивать на тотальной одухотворенности современного пространства — в том, средневековом смысле слова. И именно на этом вызове строит фильм: ни герой, ни зритель не знают, в каком фрагменте какого эпизода жизнь «телесная» («неожиданная») перетекает в жизнь «духовную» («каноническую»). Стилистика фильма отчаянно балансирует между «стеклянностью», сквозь которую отчетливо виден «скелет» жизнеустройства, и банальностью как воспроизведением типовых ситуаций. Эту «стеклянность» я бы предложила не принимать за пустоту.
Герой решает вопрос открывшейся ему собственной пустоты (отсутствия среды, в которой вдруг востребованная им вера стала бы произрастать) так: он добровольно отказывается от морфина, чем отдает свое тело во власть тотальной боли — практически, аннигиляции за счет боли. То есть он напрямую отказывается от своего тела — это единственное, как подсказывает ему циничный рациональный ум, что может сейчас помочь ему соединиться с верой. Сознательно выйдя из себя, он обретает шанс войти в нее, пройти через прозрачные границы. Таким образом, в главном поступке персонажа воплощается авторская стилистика и авторская идея. Остальные поступки — теперь мы видим — столь же «стеклянны»: через «стекло» простых бытовых действий должны быть видны ясные постулаты3.
1 Не будучи религиозным человеком, не хочу в данном случае оперировать понятиями «земной» и «небесный».
2 Не случайно Занусси делает героя врачом: таким образом он не отпускает линию прямого физиологизма в трактовке реальности и подчеркивает — да, прямолинейно (и эта прямолинейность в конечном итоге привносит в анализ фильма привкус условного наклонения) — разницу между религиозным ощущением мистицизма плоти и светской уверенностью в том, что ею (плотью) можно и следует рационально управлять. Здесь любопытно то, как органично Занусси пользуется Историей и, на первый взгляд скучно манипулируя невыразительными знаками повседневного быта эпох, создает диалог между религиозным и светским ощущениями, которые воспринимает вне календарного течения времени.
3 Этот тезис напрямую подтверждается эпилогом. В нем студент-медик, готовый отказаться от профессии, поскольку не знает, как понимать границу между жизнью и смертью, и постоянно испытывающий своими сомнениями главного героя, должен анатомировать его тело. Присутствующие с любопытством наблюдают за борениями коллеги. Он начинает вскрытие в тот момент, когда осознает прозрачность биологической оболочки.