История одной обложки
- №2, февраль
- Михаил Сулькин
Режиссеры С.Юткевич и А.Каранович готовили на студии «Союзмультфильм» широкоэкранный кукольный фильм по пьесе В.Маяковского «Баня». Были приглашены художник Ф.Збарский, композитор Р.Щедрин, художник-мультипликатор В.Котеночкин, литературный консультант В.Катанян, текст читали Е.Райкина и А.Райкин. Вполне естественно, что эта работа привлекла внимание редакции. Ф.Збарский принес свои эскизы персонажей, которые и были помещены на обложке (первой и четвертой полосах). Это был девятый, сентябрьский номер за 1960 год.
Но когда тираж обложки был почти напечатан, мы с удивлением обнаружили в очередном номере газеты «Советская культура» под рубрикой «Письма в редакцию» небольшую заметку «Это неуважение к нашему труду». Вот она.
«Мы пишем к вам, товарищи, в «Советскую культуру», чтобы высказать свою обиду и недоумение. Журнал «Искусство кино» дал нам в производство обложку девятого номера, и мы не можем понять, что это — насмешка над нашей работой? Вот она, эта обложка, посылаем ее вам. Напечатайте ее, и пусть все видят, какими уродливыми картинками хочет журнал украсить свое «лицо» — обложку очередного но-мера. Их нарисовал художник Ф.Збарский. В подписи сказано, что это эскизы кукольных персонажей для фильма «Баня». Быть может, куклы по этим эскизам получатся и забавные, но сами эти наброски, помещенные на обложке, выглядят уступкой формалистическим вкусам.
Мы, печатники, высоко уважаем книгу, а такое неряшество и вызывающее наплевательство к нашему доброму делу нам не по душе. В самом деле, стараешься выполнить каждый заказ как можно лучше, дорожишь честью своей типографии, рабочего коллектива, а тут дают тебе в производство такое, что думаешь: а есть ли смысл стараться?
Быть может, редакция журнала «Искусство кино» не согласится с нашим мнением, быть может, художник Збарский думает, что интересно сделал обложку, но мы просто, по-рабочему скажем: уважайте, товарищи, наш труд, мы не хотим быть участниками ваших легкомысленных развлечений в любимом нами искусстве книгопечатания.
М.Садеков, печатник,
А.Шехфетдинова, О.Любушкина, мастера печатного цеха
Московской типографии № 5».
Должен добавить, что типография № 5 действительно была одной из лучших не только в Москве, но и в стране. Поразило другое. Мы работали с полиграфистами в тесном контакте, общались почти ежедневно. Почему вдруг такое обращение через газету? Догадка пришла быстро. Конечно, это не было инициативой печатников. Но кто же был автором этого письма? Когда заведующая редакцией Екатерина Борисовна Левина приехала по другим делам в типографию, кто-то из «подписантов» признался ей по простоте душевной, что письмо в редакцию «СК» они не писали, что привезли его сотрудники комитета партии (а какого — Московского или Центрального, — они не знали), и письмо это их заставили подписать.
Естественно, тираж обложки был отправлен под нож, и была напечатана новая обложка с кадром из неизвестно какого фильма — «неизвестно», потому что подпись забыли поставить, а на самом деле это был кадр из «Простой истории». Сценарий же с крамольными эскизами Ф.Збарского в журнале остался. Естественно, что Людмила Павловна Погожева поняла, что она не угодна властям и под нее «копают».
А фильм Карановича и Юткевича благополучно вышел на экраны. Правда, художник Збарский вскоре покинул СССР. Но это уже другая история.
Бостон, США