Доминик Молль: «Есть история сама по себе»
- №3, март
- Антон Мазуров
Антон Мазуров. Доминик, в«Гарри» есть мотив, который можно условно сформулировать так— семья, жена, быт губят художника. Вам тридцать восемь лет— иувас два фильма. Немало ли? Несемья ли помешала? Насколько этот момент автобиографичен?
Доминик Молль. Вовсе неавтобиографичен. Даже наоборот. Именно то, что уменя была семья, идало мне идею фильма. Вкакой-то момент мне показалось, что меня быт затянул ичто невозможно успевать… находить время для самого себя.
Антон Мазуров. Ачьи дети снимались вфильме?
Доминик Молль. Это местные дети, изтой части Франции, где мыснимали. Девушка изнашей группы поехала нанатуру иотобрала их.
Антон Мазуров. Фильм пронизан иронией, иирония эта несомненно черная, поскольку все связано скровью, сосмертью, субийством. Иесли высогласитесь считать свой фильм «черной комедией», возникает вопрос: это всего лишь стилевой прием или черная правда жизни, изкоторой рождается и«черное» кино?
Доминик Молль. Янеочень согласен сопределением «черная комедия». Конечно, вфильме есть много смешного, нонаповседневные проблемы лучше смотреть сюмором, иначе они тебя погребут под собой.
Антон Мазуров. Выучились сначала вПариже, потом вНью-Йорке. Насколько японял, так получилось случайно, врезультате студенческого взаимообмена университетов. Вчем вывидите влияние «американской школы» навас? Вчем оно проявилось, если проявилось вообще?
Доминик Молль. Япоехал вНью-Йорк, действительно, постуденческому обмену сНью-Йоркским университетом. НоивНью-Йорке, ивПариже обучение было довольно похожим, восновном сводилось кпрактическим занятиям: мыснимали фильмы иучились впроцессе работы над ними, аанализом картин, теорией кино занимались очень мало. Конечно, «Гарри» нельзя соотнести самериканской традицией, особенно смейнстримом. Ноесть некоторая близость кдругой части американской кинотрадиции, воплощенной, например, втворчестве братьев Коэн.
Антон Мазуров. Ваш фильм ясчитаю одним изсамых неспешных триллеров изтех, что явидел. Это психологический триллер, действие которого развивается очень плавно, как вьется дорога среди леса…
Доминик Молль. Конечно, это небоевик. Иянамеренно неторопился. Пружина таких фильмов должна разжиматься постепенно, изритель понемножку, понемножку должен продвигаться вэтой истории.
Антон Мазуров. Незадолго перед «Гарри» вэтом жезале показали якобы реставрированный Коэнами фильм «Просто кровь». Посмотрев обе картины, японимаю, что сходство очевидно. Конечно, триллер Коэнов основан надругой традиции, ивсе жевпервой части ихфильма тоже, что иувас, неспешное развитие сюжета. Общая динамика в«Просто крови», условно говоря, сильнее, новашему «Гарри», который так тихо вползает… как игла ввену, она ненужна.
В нем нет мощного эмоционального воздействия. Внем взрыв обычной силы, анеядерный, как уКоэнов. Это то, что присуще европейскому кино.
На мой взгляд, вваших фильмах слились две авторские традиции— визуальная традиция Хичкока ипсихологическая традиция Бертрана Блие.
Доминик Молль. По-моему, это вовсе неочевидно. Ялюблю фильмы Блие, номне кажется, что онслишком увлекается диалогом. Диалоги унего всегда блестящи, ноони становятся важнее собственно истории. УХичкока, наоборот, история важнее. Имне это ближе. Неговоря ужотом, что персонажи уБлие более поверхностны, нетак глубоки инетак интересны, как уХичкока.
Для меня Хичкок небыл источником вдохновения. Ножурналисты постоянно задают вопросы наэту тему. Конечно, есть режиссеры, которые меня как-то вдохновляют, нояснял свой собственный фильм, янеговорил себе: «Сделаю-ка яфильм, чтобы было, как уХичкока» или «Чтобы все было, как убратьев Коэн».
Антон Мазуров. Некажется ливам, что «Гарри»— очень атеистический фильм? Крайне атеистический?
Доминик Молль. Да, наверное. Оншокирует отсутствием морали.
Антон Мазуров. Это кино вне морали, как уТарантино? Или отрицание морали?
Доминик Молль. Скорее, фильм непротив морали— онвне морали. Мораль— очень простая вещь. Жизнь гораздо сложнее. Янедумаю, что добро изло фатально разделены. Чаще они перемешаны, переплетены. Мне хотелось, чтобы история получилась компактной илогичной, нонеоднослойной. Это незначит, что сюда можно вчитывать самые разные смыслы. Хотя некоторые предположения, высказанные намосковской пресс-конференции, непротиворечат моей истории. Например, мысль отом, что Гарри иМишель— две разные стороны одного итого жечеловека, что Гарри представляет темную сторону Мишеля… Да, возможно итакое прочтение. Ивсе-таки есть история сама посебе.
Разговор срежиссером состоялся 13 октября 2000 года взале кинотеатра «35 мм» вМоскве после премьеры фильма «Гарри, друг, который желает вам добра».