Александр Акопов, Анатолий Максимов, Сергей Фикс. Анкета «ИК»
- №4, апрель
- "Искусство кино"
Обращаясь за комментариями по поводу нынешнего состояния сериального бизнеса к ведущим телепродюсерам, мы попросили их ответить на следующие вопросы:
1. Как вы можете охарактеризовать развитие сериального производства в настоящее время? Каковы его ближайшие перспективы?
2. Кто на отечественном телевидении является наиболее крупным производителем сериалов? Как вы оцениваете успехи своего канала в сравнении с достижениями ваших основных конкурентов?
3. Можно ли говорить о том, что сериалы оказались на телевидении «золотой жилой» после финансового кризиса 1998 года? Увеличат ли доходы от сериалов их производство в будущем? Как вы оцениваете возможность инвестирования «телевизионных» денег в большое кино?
АЛЕКСАНДР АКОПОВ,
генеральный директор телеканала «Россия» (РТР)
1. Отечественное сериальное производство развивается в полном соответствии с предварительными прогнозами — идет неуклонное возрастание его объемов. Можно сказать, что в 2000 году реальность даже обогнала самые смелые прогнозы и сериалов сделано гораздо больше, чем предполагалось. По нашим подсчетам, на трех центральных каналах произведено более 650 часов сериальной продукции. Сегодня Россия вышла по производству сериалов на третье место в Европе, опередив Францию, Испанию и Италию. Впереди, по-прежнему, остаются только Германия и Великобритания. Но думаю, что у нас есть все шансы побороться с ними за лидерство. Очевидно, что в самом ближайшем будущем производственной нормой для каждого крупного телеканала станет выпуск 300-350 часов сериального продукта в год.
При этом в сериальном бизнесе чем дальше, тем больше станет утверждаться дифференцированный подход к бюджету, который будет находиться во все более жесткой зависимости от целевой аудитории и конкретного эфирного времени. Для себя мы выделяем три категории сериальной продукции: 1) бюджет из расчета 20-25 тысяч долларов за час, 2) бюджет из расчета 50-60 тысяч долларов за час, 3) бюджет из расчета 90 тысяч долларов за час и выше.
2. Пока еще трудно говорить о бесспорном лидерстве того или иного канала в сфере сериального производства, ни один еще не вышел на свои стабильные, базовые показатели. Идет накопление опыта. Ситуация и расклад сил будут выглядеть более определенно, когда сериалы станут безоговорочно доминировать в эфире и программирование без них окажется просто невозможным. Вот тогда, «по осени», и будем считать наших «цыплят» и подводить итоги сериального соревнования.
3. Отношения телевидения и большого кино — огромная проблема. Сплошной туман. В любом случае, ожидать, что телевизионные деньги прольются золотым дождем на кинематограф, не приходится. Просто это не наш бизнес — инвестировать в прокатное кино. Фильм с бюджетом от одного миллиона долларов слишком дорогое удовольствие даже для преуспевающего в финансовом отношении телеканала. Участие в бюджете кинофильма 5-10 процентами в обмен на телеправа — другое дело. Это возможно и очень скоро станет повседневной реальностью телевидения. Очевидно, будут практиковаться и какие-то дорогостоящие телекинопроекты — я говорю о полнометражных фильмах для ТВ, стоимость которых не будет, однако, превышать 300-400 тысяч долларов.
Редакция выражает благодарность за помощь в организации этого материала А.Гольдбурту
АНАТОЛИЙ МАКСИМОВ,
директор дирекции кинопоказа и кинопроизводства ОРТ
1. Да, бум продолжается уже лет двадцать, но давайте сразу договоримся о терминах. Сериалы (или drama series) — циклы телевизионных фильмов, выходящих еженедельно в фиксированной эфирной позиции, объединенные героями и жанровой установкой. Они доминируют на мировом телевизионном рынке, поскольку формируют прайм-тайм ведущих американских телесетей. Совсем другое дело — «мыло», которое у нас по инерции тоже называют сериалами, там явный спад, лучшие времена далеко позади. Инициативой завладели ученики — латиноамериканцы: специалисты из США наладили технологию производства «мыла» в Бразилии в конце 40-х , оттуда она распространилась по всей Южной Америке. В Северной Америке этот продукт называют daytime dramas, что по определению исключает претензии на популярность и лидерство.
Под перспективой сериальной политики я подразумеваю стратегию развития именно «праймового» продукта — отечественное «мыльное» направление, хотя и кажется обещающим, решительно уступает зарубежным конкурентам. Объяснение самое тривиальное: ниша прочно занята, а предложить нечего. На национальной специфике здесь далеко не уедешь, а особая, заторможенно-гипнотическая интонация не ловится — качество пока что оставляет желать лучшего. Дело в том, что создание суррогатного телевизионного зрелища в конвейерном режиме — дело чужое, незнакомое. Нам здесь опереться решительно не на что. «Праймовым» сериалам в этом смысле значительно легче. Их умели и умеют делать, их любили и любят смотреть. Рейтинг удачного отечественного сериала в несколько раз превосходит зарубежные аналоги. Он превосходит даже показатели любого отечественного фильма, сделанного на несоизмеримо более высоком бюджете.
Парадокс времени — телевидение занимает зону, брошенную кинематографом: кино «большого стиля» (по голливудски — мейнстрим) возвращается к зрителям через малый экран. Отечественные кинематографисты укрылись на телевидении, как индейцы в резервации, — приспосабливаются к новой реальности: кинотеатры появились, но туда их не пускают, там американцы со страшного калибра бюджетами и европейцы с арт-фестивалъными изысками. Свое и про своих снимают почти исключительно для ТВ. Кажется, что сегодняшнее кино успешно игнорирует экономическую реальность: на чьи гуляем? Как будем возвращать потраченное? Снимают больше для пафоса, чем из коммерческих соображений.
Телевидение — зона активного рынка и по самой своей природе быстрее реагирует на запросы времени. У нас все просто: смотрят или нет — понятно через неделю. Любой произвол по отношению к зрителю будет немедленно и жестоко наказан выключением. И никакая раскрутка не поможет. Интенсивным анонсированием, своего рода «промыванием мозгов» можно заставить включить телевизор на первой серии, но невозможно заставить смотреть. Объяснения типа «поймут потом» просто некому давать.
Пограничное состояние для нас стало нормой. Много лет мы живем в ощущении того, что все либо окончательно обвалится, либо устроится. И вот наконец устраивается. Культурное освобождение кинематографа сопровождалось попытками социального суицида. Кино сдирало кожу с реальности и, потеряв зрителей, потеряло себя. Нельзя жить в мире, который ты ненавидишь. Сериалы возвращают зрителя к нормальной человеческой жизни. Они предлагают устойчивые модели социального поведения, без которых жизнь, как это ни претенциозно звучит, теряет опору. Сериальная революция — это возвращение к консервативным ценностям, но от этого она не перестает быть революцией.
2. Судить можно только по рейтингам, это главный критерий. «Честных мыслей» недостаточно. Второй показатель — долгоиграющий продукт, выдерживающий несколько показов. Специфика нашего канала — мы не делали серий про бандитов. И, кажется, не ошиблись: массовое телевизионное отравление криминалом идет на убыль.
3. «Золотая жила» существует только в живом организме. Сериал (а вернее, рекламное время в сериале) работает только благодаря общему программному контексту канала. Это как с напором воды — если его нет, то что ни делай у себя дома — все обречено, работает только система в целом.
СЕРГЕЙ ФИКС,
главный редактор кинопоказа НТВ
1. Я бы не отделял сериальный бум на ТВ от успешного продвижения любой коммерческий продукции, выходящей на русском языке. Высокие рейтинги имеют и российские сериалы, и российские кассовые фильмы. Что касается перспектив, то многое зависит от качества работы сценаристов, режиссеров, актеров, от их способности поддержать стремление и интерес зрителей к отечественному телевизионному продукту.
Зарубежные сериалы, конечно, тоже будут занимать свою нишу. Но, несмотря на то что закупать их дешевле, чем производить собственные, ставка будет делаться именно на отечественное производство. Хотя бы по той простой причине, что западный сериал покупается на два показа, а собственный остается в «библиотеке» канала навсегда, то есть на пятьдесят лет — срок, установленный законом. Особенно ясно все осознали это после кризиса 1998 года. Все вдруг вспомнили, что такие фильмы, как «Брат» или «Московские каникулы», давали совсем неплохие рейтинги, вполне сопоставимые с рейтингами западного коммерческого кино. Стали считать и насчитали: в среднем час своего сериала не дороже, чем права на чужой фильм.
Никто даже и не задумывался бы о собственных сериалах, если бы такие американские фильмы, как «Один дома», «Привидения» или «Скала», можно было показывать бесплатно или, того лучше, если бы нам приплачивали за их продвижение. Эти фильмы крутились бы 365 дней в году. Но ситуация совсем иная. Американское кино — дорогое, даже мексиканское дорогое. Европейского коммерческого кино практически нет. А авторское кино — например, фильмы Бернардо Бертолуччи или Ан Ли — мы можем показывать только в поздние часы.
Конечно, разные люди преследуют разные цели. Кто-то вам будет рассказывать, что он бесконечно любит искусство и поэтому делает сериалы. А я так понимаю, что прагматичные люди просто умеют считать. Если есть возможность сделать свой проект, трудоустроить своих людей — зачем отдавать деньги за границу? Плюс простая экономическая подоплека — если тебе повезло, то ты в выигрыше сразу. Но главное, что продукт навсегда твой и ты сам можешь им торговать. Риск, естественно, всегда остается. Рисковали, даже когда в советские времена снимали «Семнадцать мгновений». Никто ведь не предполагал, что это будет «вечнозеленое» кино. Но мне кажется, что сегодня, в наших условиях, человек должен очень постараться, чтобы у него получился совсем уж неликвидный продукт. Когда знаешь законы жанра, принимаешь их, все нормально. Настроение аудитории благоприятствует: чужое явно отторгается, рейтинг «Крутого Уокера» падает, а «Ментов» растет, люди устали от Уокеров, им нужны свои крутые блюстители порядка.
Тут возникает более сложный и интересный вопрос: а на какой сериальный жанр следует делать ставку? Сегодня, когда люди подавлены, маленькому человеку, брошенному государством на произвол судьбы, необходим Робин Гуд. Если этот Робин Гуд в погонах, к тому же милицейских, слава богу! Не думаю, что погоны — это реанимация государственных или, тем более, советских ценностей. Просто погоны — это знак защиты, знак защитника, в котором нуждаются люди. И не важно, в каком ведомстве он служит. Я отчетливо понимаю: есть тяга зрителя к тому, чтобы хотя бы на экране восторжествовала справедливость, бандит получил по морде, а взяточник сел в тюрьму. Обычное замещение: раз в жизни не получается, пусть получится на экране. Вот и все.
Если же говорить о какой-то тенденции, то, наверное, усилия Робин Гудов будут в большей степени поддерживаться законом. Не все наши проблемы должны решаться силой кулака или брутального натиска. Лидерствовать начнут думающие герои. Такие, как Каменская. Ведь Каменская уже не попадает, как телевизионные менты, в разряд народных защитников, действующих чаще всего на свой страх и риск. Она, прежде всего, служит закону. А закон охраняет людей.
Однако при всех возможных внутренних коррекциях базовой жанровой структурой все равно останутся боевики и детективы. Ведь сериал снимается не для эстетов. Это массовая культура. А главные сюжеты массовой культуры, как ни крути, — насилие и секс. Сериал — это производство, требующее сотен тысяч долларов. Вкладывать же сотни тысяч долларов в то, что не интересует широкого зрителя, мы пока что не можем себе позволить и, конечно же, идем проторенной дорогой.
2. Первыми производить полноценные сериалы начали структуры нашего холдинга. Мы сразу стали лидерами в этой сфере. Были лидерами, остаемся ими и останемся впредь. Из наших сериалов, которые нравятся мне, я бы отметил «Бандитский Петербург». Это мой личный фаворит.
А держится наш успех на очень простом принципе: скупой платит дважды. Чтобы собрать больше денег на рекламе, лучше не скупиться и больше заплатить за сериал, люди посмотрят рекламу, только если она помещена в качественный контекст, привязана к такому телепродукту, который привлекателен и нравится нашим зрителям. Мы никогда не идем по пути наименьшего сопротивления. Именно поэтому на нашем канале нет мексиканских «мыльных опер».
3. Не знаю, можно ли говорить о том, что сериалы были коммерческим спасением телевидения после кризиса 1998-го, но вот видеорынок, говорят, выжил на 50 процентов за счет «Ментов». Ведь сериал работает не только на телевидении, но и на видео и способен на этом рынке жестко конкурировать с кинофильмами.
Что же касается прибыли, приносимой сериалами, то этот вопрос оставлю без комментариев. Могу засвидетельствовать только, что эта прибыль идет на производство новых сериальных проектов.
Вложение телевизионных денег в кино — ситуация не завтрашнего дня. К тому же, если закон об освобождении национальной кинопродукции от налогов, который прекратит свое действие во втором квартале 2002 года, не будет пролонгирован, вообще не о чем будет говорить.
Другое дело, что в нашем холдинге существуют специальные производственные структуры, которые занимаются выпуском игровых картин — не телесериалов. Снято уже более двадцати фильмов: «Вор» (номинант на «Оскар»), «Восток — Запад» (номинант на «Оскар»), «Ворошиловский стрелок», «Три истории»… Да и о «Каменской» я бы не сказал, что это шестнадцать телесерий, скорее — восемь двухсерийных фильмов… Именно мы начали такое производство, правда, непонятно, что будет дальше…
Наш канал существует не на государственные деньги. Мы не получаем государственные транши, не тратим деньги налогоплательщиков. Что заработали, на то и живем.
Пока наш «уровень жизни» нас вполне устраивает. У нас есть средства, чтобы поддерживать привычный для зрителя качественный уровень нашей продукции, в том числе и сериальной.
Но если травля канала будет продолжаться, то ситуация изменится к худшему. Не только для нас. Сначала задушат НТВ, а потом и всю страну1.
В работе над материалами рубрики принимала участие Е.Кутловская
1 С.Фикс отвечал на вопросы «ИК» в начале апреля 2001 года.