Олег Капанец: «Голливуд ошибок не прощает»
- №6, июнь
- Алексей Карахан
Алексей Карахан. Говорят, вы один из немногих российских продюсеров, которым удалось пробиться и даже закрепиться на американском рынке. Как достичь такого результата? В чем специфика вашего метода работы?
Олег Капанец. Никакой особой специфики. Просто наша компания «Ковсаг» работает как на российском, так и на американском рынке. Главное — понять, что Голливуд не священная корова, а лишь составная часть мирового рынка, пусть большая и важная. Существует российская материнская компания, у которой есть дочки в Голливуде и в Европе, и эта группа компаний совместно работает над созданием фильмов, каждая выполняя заранее определенные функции.
Можно выделить два основных направления деятельности. Первое — производство фильмов в Америке, сюжет которых не связан с Россией. Последняя наша картина такого типа, сделанная в 2000 году, «Древнее зло» использует известный сюжет об ожившей мумии. Другое направление — создание фильмов, в той или иной степени связанных с Россией, как с местом действия. В этом случае мы используем отечественную производственную базу, приглашаем российских и западных артистов и т.д. Если сравнивать, то расходы на съемки в России — несмотря на российскую безалаберность, которая зачастую удорожает фильм, — гораздо меньше, конечно, если правильно строить технологию производства. К тому же работать на собственном материале нам не только проще, но и интереснее. В Голливуде все производственные отношения уже доведены до автоматизма и кино снимается, в сущности, все время про одно и то же. Почти ничего нового. А в российском кино ощутим огромный потенциал представителей всех кинопрофессий, а главное, как мне кажется, близок настоящий прорыв. Но фильмы нашей компании отличаются от обычной российской продукции, поскольку мы доводим их до уровня американского стандарта качества и тем самым гарантируем им мировой прокат, о чем другие российские кинокомпании обычно не особенно заботятся. Мне совершенно не понятно, почему. Ведь убыточность российского продукта, который здесь может вернуть в самом лучшем случае 30 — 40 процентов капиталовложений, очевидна. Мы же чем дальше, тем больше стараемся учитывать пристрастия и желания мировой аудитории, то есть уходим от производства узконационального продукта.
А.Карахан. Не могли бы вы назвать фильмы, которые уже произвела ваша компания? И как обычно распределяется прибыль: сколько дает Россия и сколько мировой прокат?
О.Капанец. На сегодня мы выпустили шесть полнометражных фильмов, три из них известны в России: «В поисках золотого фрагмента» с Арменом Джигарханяном и Сергеем Никоненко, «Русский регтайм» Сергея Урсуляка и его же фильм «Летние люди». В связи с этими фильмами, конечно, еще нельзя говорить о реализации американского стандарта. Чисто американскими являются три другие наши картины: «Нечего терять», «Священный груз» Александра Буравского с Крисом Пеном и Мартином Шином и новая лента «Древнее зло». В 90-е годы доля России в мировом прокате несколько раз менялась. Кино — это часть экономики страны. Рост видеорынка три года назад привел к увеличению доли России, потом августовский кризис внес свои коррективы. Сегодня наблюдается небольшой, но стабильный рост, но все равно получается пока очень мало — всего 3 — 5 процентов мирового рынка, без учета Америки. Это в принципе. А в нашем случае в Россию возвращается 7 — 10 процентов.
А.Карахан. Какие условия вы обычно соблюдаете, чтобы фильмом заинтересовались на Западе?
О.Капанец. Для того чтобы фильм пошел в мировом прокате, нужно знать определенные правила. Они банальны и в Голливуде известны каждому, даже самому маленькому продюсеру. Нужна американская звезда, нужна их, американская, специфическая режиссерская школа, умение снимать кино по их технологиям, нужен четко построенный сюжет и т.д. При наличии всех этих составляющих фильм становится перспективным, и тогда главное — правильно выбрать, кому доверить его прокат. Дистрибьюторских компаний в Голливуде очень много, но процент надежных, с которыми можно без опасений работать, очень небольшой. Остальные, если у них есть возможность тебя обмануть, обязательно это сделают.
А.Карахан. Вы имеете в виду, что в Голливуде «кидают» точно так же, как и у нас?
О.Капанец. Не просто так же, а гораздо круче. Там люди занимаются кинобизнесом с первых дней Голливуда и делают все, в том числе и «кидают», профессионально. Все доведено до блеска.
А.Карахан. А как практически выяснить, с кем можно работать, а с кем нельзя?
О.Капанец. Всему приходится учиться методом проб и ошибок. В Америке в общей сложности я сделал три картины, в которые вкладывал как свои деньги, так и деньги других инвесторов. Чтобы хоть в чем-то разобраться, пришлось потратить уйму денег, необходимо было содержать офис, налаживать связи. На первых порах был отрицательный коммерческий результат. Но через все надо было пройти. В конце концов приобрел опыт, выиграл несколько судов, сделал очень удачную с коммерческой точки зрения последнюю картину. В смысле искусства она вообще никакая. Но если твой фильм принес прибыль, значит, он правильно сделан, значит, есть средства для производства новой картины, успешной и в творческом, а не только коммерческом отношении.
А.Карахан. И за сколько же можно снять фильм, в котором есть нечто художественное и в то же время определенный коммерческий потенциал?
О.Капанец. Успех проекта зависит не только от бюджета. Надо, чтобы бюджет был технологически правильно использован. Деньги можно потерять как на миллионнике, так и на двадцатимиллионнике. Везде своя игра, правила которой нужно знать. Когда ты готовишь проект, то, в принципе, уже бывает ясно, сколько можно собрать. Очевидно, к примеру, что нет смысла на миллионник звать даже недорогую звезду. Так же ясно, что снимать фильм за десять миллионов долларов и не пригласить ни одной звезды нельзя.
А.Карахан. Ну а чем кардинально отличается американское фильмопроизводство от нашего? Ведь вроде бы и там, и здесь рынок. Разве что Госкино у них не было и нет?..
О.Капанец. Не напоминайте мне про Госкино. Если я начну говорить об опыте взаимоотношений с этими чиновниками, то «Искусство кино» закроют. Все внешние отличия американского производства фильмов — быстрота, технологичность, жесткость — обусловлены одним главным обстоятельством. Там продюсеры над творцами, а здесь ситуация пока еще смешанная. Постоянно возникают конфликты между творцами и продюсерами, что блокирует производство не только в масштабе конкретного фильма, но и во всей индустрии.
А.Карахан. То есть если бы нашими режиссерами взялись руководить американские продюсеры, у нас получалось бы так же хорошо, как в Америке? Есть ли вообще какая-то возможность привлекать голливудских продюсеров, голливудские деньги в российское кинопроизводство?
О.Капанец. Вряд ли американские продюсеры, которые умеют считать деньги и ценят свое время, взялись бы вкладывать средства в российское кино. Как можно давать деньги, заранее зная, что они пропадут. А что касается нашей режиссуры, то не хватает опыта совместных постановок, и это все объясняет.
А.Карахан. Но Михалков же получает французские деньги.
О.Капанец. Михалков не берет, а ему дают, потому что уверены, что фильмы, которые он режиссирует, попадут во французский прокат. И вообще, это особый случай.
А.Карахан. А я и говорю об особых случаях, а не о том, что студенты ВГИКа пойдут и получат в Голливуде сотни тысяч. Ну хорошо, американские деньги нам не светят. Тогда вернемся к вашему варианту: русские деньги в американское кино? Сколько мы могли бы вкладывать в американское кино и эффективно ли это в экономическом смысле, если говорить о значительных объемах вложений?
О.Капанец. Емкость Голливуда такова, что дай им хоть весь российский бюджет, они, наверное, и его прокрутят. Другое дело, каким будет результат этих вложений. К нам обращаются некоторые серьезные в своем бизнесе люди, которые не знают специфики кино. Они сразу хотят суперзвезду в главной роли. Но это бред. И я вижу, как такие люди приезжают в Лос-Анджелес, выбрасывают деньги на ветер и общаются с теми, кого надо обходить за километр. А заканчивается все, как правило, банальной потерей денег, причем иногда очень больших. Голливуд — понятие широкое и интернациональное. Лучше приходить по рекомендациям к независимым продюсерам. А бездумно лезть сразу в большой Голливуд не имеет никакого смысла.
А.Карахан. А что нужно, чтобы все-таки, как вы говорите, «залезть» в большой Голливуд?
О.Капанец. Чтобы пробиться самому да еще с успехом, нужна специальная подготовка. Нужно сочетание многих компонентов — и связи, и удача, и попадание в правильный момент, и выбор правильного партнера. А деньги? Деньги «залезут» без особых проблем. Можно приехать в Голливуд со ста тысячами, попасть в хороший пул, вернуть свое и еще несколько раз столько же. Если правильно построишь цепочку, может, и ста тысяч хватит, но бывает, что и десяти миллионов не хватает, чтобы почувствовать себя комфортно.
А.Карахан. Вы начинали, вкладывая свои деньги, а когда появилась возможность привлекать американские?
О.Капанец. Не сразу. Только когда стал разбираться, что к чему и что почем. Сейчас уже проще. Если хотя бы часть бюджета есть, найти финансирование на оставшуюся часть можно. Так мы и делаем, сначала стараемся привлечь российские деньги, а потом ищем американских инвесторов. Сегодня на любой проект мы можем привлечь от 30 до 50 процентов западного финансирования.
А.Карахан. В том числе и на крупный проект с бюджетом 50 — 60 миллионов?
О.Капанец. Нет, пока это, конечно, нереально. Реально партнерское участие в проекте такого уровня, но тянуть такой фильм, используя российскую базу, мы еще не можем.
А.Карахан. В общем, ясно, что в Америке и без наших денег хорошо. А российские таланты могут там пригодиться? Кто из наших кинематографистов, судя по их последним работам, может быть востребован в Америке?
О.Капанец. Точно ни про кого не скажу. Слишком многое зависит от случая. Продюсеры с исключительно российским опытом работы вряд ли смогут прижиться в Америке. Продюсеру придется всему учиться сначала. Вот у актеров уже есть успехи: Тактаров, Николаев, Машков. Удача сопутствовала тем, кто много трудился и очень хотел попасть в американское кино. Из старшего поколения стопроцентными звездами Голливуда могли бы стать такие артисты, как Армен Джигарханян или Ролан Быков. Если бы они родились в Америке, никому бы не уступили.
А просто колоритные русские типажи нужны нечасто. К тому же не надо забывать, что мало кто из наших артистов — и не только артистов — свободно говорит по-английски. Деловой человек не захочет тратить на тебя время впустую, и если ты начинаешь что-то ему вякать на плохом английском, а он ничего не может понять, он сразу же раздражается.
С режиссерами еще сложнее, хотя потребность в людях этой профессии есть всегда. Меня радуют, к примеру, успехи Сергея Бодрова. В его случае совпали две главные составляющие: наличие таланта и умение правильно себя позиционировать — с людьми общаться, жить по их правилам, быть своим.
А.Карахан. А что это значит — жить по правилам Голливуда?
О.Капанец. Эти правила нигде не описаны, просто если человек чувствует ситуацию, то он может сделать меньше ошибок, которые ведут к потере времени и денег. Вот что важно. И важно понимать самое главное из всех неписаных правил: в Голливуде маленькое всегда притягивается к большому. Но ты должен точно представить себе, что этому большому в тебе интересно, и правильно себя преподнести. Интерес к тебе длится очень недолго, и если ты не использовал свой шанс — все, ты проехал мимо денег.
А.Карахан. И что, все американские звезды живут по жестким правилам и никогда от них не отступают?
О.Капанец. Конечно, есть и исключения. Например, мой хороший друг — артист Крис Пен, младший брат Шона Пена (он снимался в фильме «Священный груз», который я продюсировал). Став звездой, он так и не научился или не захотел вписываться в рамки голливудских порядков и норм. Ну, например, не следит за своим весом. Почему? Потому что любит вкусно поесть. При этом он профессиональный боксер и по-прежнему работает на ринге. Крис такой, что может и напиться среди дня, и наскандалить. Сам был тому свидетелем.
Но исключение, «неправильность» могут позволить себе в Голливуде только те, кто уже чего-то добился или члены его семьи. А тот, кто пытается добиться, должен быть предельно внимателен во всех своих действиях, и даже невольная ошибка может обойтись очень дорого. С тем же Крисом у меня был случай: я привез ему воблу. Он долго с интересом ее рассматривал, а потом стал с опаской есть. Она ему очень понравилась. В последний раз, когда я прилетал в Америку, у меня не было времени с Крисом встретиться, и воблу, которую я привез специально для него, пришлось послать по почте. Отправил и вдруг понял: он же итальянских корней американец, а я ему мертвую рыбу… Непростительная оплошность! Хорошо еще открытку вложил, а то, глядишь, и дружба врозь. Он меня хорошо знает, воспринимает как сумасшедшего русского, поэтому все обошлось. А вообще подобные ошибки — да на первых порах! — могут и не сойти с рук. И никакой тебе фабрики грез. Голливуд ошибок не прощает.