Григорий Александров. О некоторых вопросах кинодраматургии
- №12, декабрь
- "Искусство кино"
Комедийные трюки и сюжеты не лежат на поверхности. Их надо искать долго и упорно. Всегда, когда ко мне приходят молодые кинодраматурги, я предостерегаю их от банальности.
— Кто герой? — спрашиваю я у автора.
— Молодая энергичная культработница, массовик.
— Место действия?
— Парк.
— Козы ходят? — задаю я лукавый вопрос.
— Ходят, — смущенно признается молодой человек.
Вот вам типичный пример лобового, прямолинейного построения комедийного сюжета. Если героиня молодая энергичная культработница, а место действия парк, значит, он обязательно должен быть вначале запущенным и по его аллеям должны ходить козы, а впоследстви?.. Впрочем, читателю и так уже ясно, что будет впоследствии: парк станет образцовым.
Много важных обстоятельств должен учитывать кинодраматург, создавая комедийный эффект. В картине «Петер» с участием Франчески Гааль есть один удачно придуманный комедийный трюк. Героиня работает в гараже и должна заправлять автомашины бензином, водой. Но она наливает бензин не в бак, а в радиатор. Все зрители, которые хоть немного знают автомобиль, предугадывают предстоящую катастрофу. И не напрасно. Машина взрываетс?.. Но представьте, что в машину садилась бы какая-нибудь простая советская девушка или наш хороший парень — никакого комедийного эффекта в этой ситуации не было бы. Обаятельную героиню следовало отдать под суд, а отнюдь не веселиться и не восхищаться ее милой проделкой.
Таким образом, все в комедийном искусстве, все в мастерстве автора кинокомедии должно иметь точный, снайперский прицел и разить без промаха. Огромная палитра и неисчерпаемые возможности для создания кинокомедии, которыми обладает наша кинематографическая техника, не имеют никакой цены, если при создании сценария автор не ставит перед собой большой и высокой цели, если у него нет глубокого и серьезного идейного замысла.
1952, № 1