Дзига Вертов. Киноглаз, радиоглаз и так называемый документализм
- №12, декабрь
- "Искусство кино"
Увольнение руководителя «киноглаза» явилось не началом, как принято думать, а финишем административного разгрома нашей работы над хроникальной фильмой. Сначала был закрыт «Госкинокалендарь» и связанная с ним «Киноправда». Затем прекращены работы по фильмам «Десять лет», «Ленин», «Человек с киноаппаратом» и по всем мелкометражным фильмам. Кроме того, не смогла быть выполнена фильма «Земля» — о переселении евреев, — план которой был сдан правлению Совкино. Основная группа «киноглаза» уехала на Украину. Но вернуть всю работу по хроникальной фильме назад к «Пате-журналу» было уже невозможно даже правлению Совкино. В Москве остались работать тт. Копалин, Беляков, 3отов, Сеткина и др. Вступили в работу по игровой фильме тт. Шуб и Ерофеев. Борьба за развитие хроники в новую отрасль социалистической кинопромышлености (производство фильм без актеров) продолжалась как в Москве, так и на Украине.
«Пате-журнал».
И наряду с прямым административным воздействием, наряду с откровенным бойкотом и травлей они стали применять по отношению к хроникальной фильме более сложные приемы борьбы. Сюда прежде всего относится извращение всех вносимых «неигровиками» предложений. Например, взамен организации предложенной нами фабрики неигровой фильмы была организована фабрика «Культурфильмы» или «Политпросветфильмы». Наше предложение о немедленной реорганизации советской кинематографии на основе ленинской пропорции, то есть пропорции между актерскими фильмами «более или менее обычного типа» и фильмами неигровыми (хроникальными, научными и т. д.), — было немедленно же извращено в пропорцию между «культурфильмами» и «художественными» и т. д.
1931, № 4