Питер Гринуэй: «Пять голландских фильмов, поставленных в воображении»
- №12, декабрь
- "Искусство кино"
Кино, доставляющее мне наслаждение. Это нечто вроде теоремы или — в терминах филологии — философского эссe на заданную тему, накрученного на повествовательный стержень, к тому же, будем надеяться, занимательного. Причем занимательного на всех возможных уровнях фильма.
Но все же мне хотелось бы считать публику союзницей, партнером в диалоге, которого не нужно «трогать», обманывать, которым не надо манипулировать, понуждая двигаться в определенном направлении, который способен сохранить дистанцию по отношению к изображаемым событиям, с которым легко договориться, как бы сказав: «Послушай, это всего лишь пленка, вымысел», который принимает во внимание всю информацию о предмете, к вашему вящему удовольствию. Мне бы особенно хотелось, чтобы наслаждение зрителю доставляли визуальные чувственные образы, сотворенные из света, являющегося единственной истинно кинематографической субстанцией, не пренебрегая и тем, что могли бы поведать либо сотворить другие — в мире, который ежеминутно поражает воображение и который столь стране?.. Вот так вдруг, на этом фоне появляется повествование — искусственное образование, собирающее вокруг себя всю информацию, — и вам уже только важно узнать, что произойдет дальше, но равно интересно и то, как это случитс?..
1991, № 8