Александр Згуриди. В стране вечных льдов
- №12, декабрь
- "Искусство кино"
Когда птица неподвижно сидит в гнезде (а она обычно сидит, как изваяние), заметить ее трудно. Можно пройти рядом в двух-трех шагах от гнезда и не увидеть птицу. Но достаточно ей подняться, как вы тут же обнаружите ее и, запоминая место, наверняка найдете гнездо. Вот почему гага долго не поднимается с гнезда.
Мы прибегли к испытанному средству: соорудили укрытие для оператора. Пока ширма находилась далеко от гнезда, птица прилетала и садилась на гнездо. Но как только мы начинали приближать нашу засаду, гага тотчас улетала и не возвращалась. Пришлось постепенно понемногу приближать засаду в отсутствие птицы, а потом уходить, оставляя пустую засаду, для того чтобы птица привыкла к ней и перестала пугаться. Изо дня в день шла скрытая, упорная борьба за сокращение расстояния. Наконец нам удалось приблизиться на десять-двенадцать метров. Птица не улетала. Казалось, можно было начинать съемку. Оставалось только дождаться солнца. Однако сколько потребовалось еще хитроумных ухищрений, для того чтобы снять гагу! Прежде всего надо было решить главный вопрос: как доставить аппаратуру и оператора за ширму. Можно, конечно, было открыто идти к засаде, намеренно спугнуть птицу, спрятаться за ширму и ждать возвращения гаги. Но так мы могли поступать в пасмурные дни, когда все равно надо было сидеть и ждать солнца. Но погода стояла хорошая: поэтому нельзя было рисковать временем — ведь обычно испуганная птица долго не возвращалась обратно.
Следовательно, драгоценный солнечный день мог пропасть даром. Вот почему мы предпочитали не пугать птицу, а прятаться от нее и бесшумно ползти к укрытию.
1972, № 7