Павел Коган: «Документальное кино аристократично»
- №12, декабрь
- "Искусство кино"
Я очень хорошо помню фильм А.Германа «Двадцать дней без войны» — он игровой и в высшей степени документальный. Для нас с Петром Мостовым, когда мы готовились к переходу в игровое кино и собирались снимать «Дом строится», это был в прямом смысле учебник. Мы даже вели записи: сели за монтажный стол, гоняли пленку и пытались схватить в кадре то, что придает ему силу достоверного документального свидетельства. Вот было, скажем: «пинать чемодан». Что такое? А там Катя Васильева, когда ее героине сообщали о смерти мужа, пинала ногой чемодан. Или: «терять шапку». Помните, едет-едет летчик, доехал, бежит обняться с матерью, и тут — шапка с головы; он одной рукой мать обнимает, другой шапку ловит. Вот это — режиссура! Или танцевал военный ансамбль, прекрасно все, и вот выступление закончено, артисты уходят со сцены, и один из них потрясающе выразительно и непроизвольно проводит рукой по щекам и лбу — пот стирает. Мы говорим: «Леша! Ну и везет же тебе, черт возьми!» А он отвечает: «А восемь дублей не хотите!» Вот оно! Тонкая игра, выразительный жест и в игровом, и в документальном кино дорогого стоят. Да и в документальном — многое ведь подсмотрено, когда-то увидено, а потом перед камерой нередко повторено. Дело не в инцсенировке — дело в достоверности: есть она или нет.
1993, № 5