Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Владимир Мотыль. Монтаж как процесс - Искусство кино

Владимир Мотыль. Монтаж как процесс

Окончательный вариант, как правило, не сразу угадывается в километрах отснятого материала. Необходимо метр за метром заново изучать свой собственный материал, понять его и уловить его своеобразие, почувствовать в нем те в чем-то неожиданные жанрово-ритмические закономерности, которым при монтаже придется следовать день за днем, эпизод за эпизодом. Ибо на этом этапе сам материал диктует новый монтажный план. Лишь поняв материал до конца, обнаружив все его сильные и слабые стороны, можно делать фильм — дирижировать звукоизобразительной симфонией фильма.

 

К примеру, в литературном сценарии не было драк, а в режиссерском они наметились лишь былинно-условно. На съемках же мы с Луспекаевым так увлеклись отыскиванием конкретного содержания каждого из поединков героя, всех аттракционов его драк, что получился материал, которым уже нельзя было пренебречь.

Эпизод у бака (где Верещагин разговаривает с сидящим в седле Абдуллой и узнает, что Петруха зарезан) в режиссерском сценарии был по метражу значительно короче. Помню, что оператор Э.Розовский после съемки кадра, в котором Верещагин долго смотрит вслед уехавшему Абдулле, заметил, что мы четырежды съели лимит пленки, отпущенной на эту сцену. Тогда мне казалось, что сцена в монтаже ужмется. И только в просмотровом зале стало ясно, что нет. Только при монтаже я до конца ощутил, какой это был взгляд! Сколько в нем было того, что оправдывало последующие события, всю сложную эволюцию характер?.. И ножницы, занесенные над сценой, были отложены в сторону; сцена даже была продлена за счет еще одного дубля. И это случай не единственный.

Словом, при монтаже герой Павла Луспекаева не хотел укладываться в прокрустово ложе отведенного для него метража. Я подумал тогда, что если диспропорция возникает за счет высокого искусства актера — она не самый тяжкий грех. И памятуя завет Родена о том, что скульптуру нельзя закончить, ее можно оставить, я оставил Верещагина в том объеме, в каком его снял (и в каком его увидел зритель), не выбросив в корзину ни кадра.

1978, № 7