Аутсайдер. «Корабельные новости», режиссер Лассе Хальстрём
- №6, июнь
- Ирина Любарская
«Корабельные новости» (The Shipping News)
По одноименному роману Е. Энни Прулкс
Автор сценария Роберт Нелсон Джекобс
Режиссер Лассе Хальстрём
Оператор Оливер Стэплтон
Художник Дэвид Гропмен
Композитор Кристофер Юнг
В ролях: Кевин Спейси, Джулианна Мур, Джуди Денч, Скотт Гленн, Кейт Бланшетт и другие
Columbia Pictures, Miramax Films, Tri Star Pictures
США
2001
|
В соревнованиях надо уметь прытко бегать по кругу, а не гулять самому по себе. Поэтому фильмам Лассе Хальстрёма совершенно нечего делать на фестивалях. Ну разве что собирать упоительные пресс-конференции. Год назад в Берлине невозможно было оторваться от сияния Жюльетт Бинош. В этом году — от обаяния Кевина Спейси. Конечно, они наверняка и сами таковы, но все же чувствуется отсвет нежных и дружеских отношений с режиссером. Все остальные съемочные группы выглядят бригадами сезонных рабочих на фоне явно семейных, едва ли не интимных связей между теми, кто работал с Хальстрёмом. Удивляться нечему: его самого во всех фильмах интересует одно — тайные нити, которые связывают людей. Причем он никогда не берет на себя роль кукловода, дергающего за эти ниточки: чем изображать из себя бога, лучше доказать его существование по натяжению, обрыву или легкой дрожи.
Лассе Хальстрём — швед, и это многое объясняет. Суровая Швеция, при всей ее прославленной в нашем неустроенном государстве комфортности, только из непрекрасного далека могла казаться раем. Недаром, хотя так называемая «шведская семья» в Москве давно уже не редкость во всех вариациях, а мебель дешевой фирмы для молодоженов IKEA сегодня украшает особняки позапрошлого века, русский туризм, в целом бессмысленный и беспощадный, чурается такой экзотики, как настоящая северная страна. О-о-о, у нас тоже есть север — и мы ничего хорошего о нем не можем сказать. Но север (что знает далеко не каждый, но тем ценнее это знание) подлинно прекрасен, в отличие от красивостей юга. На скалах ледникового периода там волшебным образом вырастают могучие хвойные деревья, трава и даже грибы-ягоды. Воздух свеж, как поцелуй ребенка. Северное лето очень коротко, но день стоит все двадцать четыре часа, потому что солнце никогда не заходит. Бронзовый северный загар держится весь год, а запах морошки и брусники не выветривается, даже если его поймать в банку с вареньем. Попробуйте проделать то же самое с шоколадным загаром из какой-нибудь Хургады или с клубникой из Израиля — почувствуете разницу. Кстати, о шоколаде: сладостно-сладострастную ведьму Вианн год назад в «Шоколад» Хальстрёма принес именно
северный ветер. Так что это предисловие к его удивительному фильму со скучноватым названием «Корабельные новости» не такое уж лишнее.
Главный герой (Кевин Спейси) с древней кельтской фамилией Куойл, означающей «морской узелок на веревке», постарался избавиться в своей жизни от севера навсегда. Родившись на Ньюфаундленде, он испытал все ужасы ребенка, не имеющего призвания к суровой жизни рыбака. Отец учил его плавать самым диким, хотя и верным способом — заставляя тонуть. Это было главным сном-воспоминанием вполне ординарно несчастливой жизни Куойла в штате Нью-Йорк. Но только до того момента, когда сорокалетний неудачник увидел разбитый автомобиль и торчащий в нем, как огромная сломанная кукла, труп своей беспутной и отчаянно стервозной жены (Кейт Бланшетт). Автокатастрофа и уход под воду с той поры в его сознании, и без того не отличающемся остротой и быстротой, слились в образ личного апокалипсиса, от которого он готов бежать куда угодно, хоть на край света.
Где находится край света — понятно. На севере. Бездетная тетка Агнис (Джуди Денч) отвозит замершего от непонимания Куойла и его нелюдимую дочку на землю предков — в дальний поселок на Ньюфаундленде. Переезд в фамильное гнездо дик, как дик этот край: в мае — сугробы, в доме, как в кино Тарковского, вода капает на стол и в тарелки, сам зловещий дом привязан канатами к земле — чтобы не улетел, как домик Дороти из «Волшебника Страны Оз», за окном — ворчливый призрак с белой собакой. А в местных легендах говорится об этом славном местечке такое, что лучше не пересказывать. И тут все случается.
Умница Спейси очень точно (как же здорово, что это не рефлекторно самодовольный Траволта и не столь же рефлекторно расслабленный Билли Боб Торнтон, которые были кандидатами на роль) играет любимого персонажа Хальстрёма — аутсайдера, простого парня родом из жуткой дыры, с заторможенным интеллектом, не слишком образованного, не видевшего в жизни практически ничего, кроме унылых будней, но обладающего уникальной способностью к терпению — практически гения медитации. В сущности, Куойл — это взрослый вариант героя Джонни Деппа из «Что гложет Гилберта Грейпа?». Глубоко несчастный, обделенный в равной степени и мелкими, и крупными радостями жизни, но при этом положительно прекрасный человек. Достоевский наверняка разрыдался бы от счастья, увидев такое продолжение князя Мышкина.
И сколько ни культивируй в себе так называемый «здоровый цинизм», все равно, как мне кажется, каждый к этому тоже готов. Я имею в виду разрыдаться. Ведь в глубине души любой жонглер словами хочет, чтобы кто-то (ну не он сам, конечно, а другой) обязательно оставался терпеливым простаком и недалеким растяпой. Иначе роботы или инопланетяне нас — таких сообразительных, ловких, знающих что почем и умеющих легко отбрить остротой — действительно завоюют. Короче: есть люди, на которых земля держится. И эти люди, увы, не мы.
Но Куойл, надо сказать, об этом своем высоком предназначении не подозревает. Как и не измеряет высоту своих личных побед над пошлостью мира. А между тем он, заливавший в штате Нью-Йорк чернила в допотопный печатный станок, становится первополосным корреспондентом местной газетки с боевым названием «Хромая птица». Он встречает женщину своей мечты — главную местную красавицу, воспитательницу детсада (Джулианна Мур) и покоряет ее. Он отстаивает свое мнение. Он проявляет невиданное остроумие. Он становится необходим дочери, которая всю свою короткую жизнь только и слышала, что ее папаша — раззява. В конце концов он спасается от неминуемой смерти, когда его халтурная лодка тонет в холодных водах. Нет, он не научился пока плавать, но научился выныривать. И еще — верить, что в жизни возможно все, включая воскрешение утопленника, состоявшееся при его прямом участии.
В одной из стремительных и гневных рецензий на этот фильм, которых было немало, американский журналюга как последний аргумент бросил: «Если вы не читали книгу, то никогда не догадаетесь, что движет эти характеры». Ну да, конечно, если забыть о том, что Божий промысел пока никто не отменял, то это, действительно, страшное обвинение: ну не читать же в самом деле книгу для подсказки. Если же не забывать, то догадаться нетрудно. Как говорил Будда: хорошая лошадь бежит даже от тени кнута. В «Корабельных новостях» с кнутами все в порядке. И фамильные скелеты поскрипывают в каждом шкафу: то старший брат изнасиловал сестру-малолетку, то мать за бесценок продала дочь, то отец и сын из упрямства хранят обет молчания, то брошенная женщина из ложной гордости врет про трагическую смерть мужа. Взять хотя бы редакцию, куда попал Куойл: кажется, будто всем этим людям, как в монастыре, дано послушание, чтобы проверить, насколько они хороши. Убежденный старый холостяк ведет раздел «семейных радостей», незадачливый путешественник слушает по радио международные новости и пересказывает их, а Куойл первым делом направляется делать репортаж о жертвах автокатастрофы. Почему? Так часто бывает. Если душа, совсем как гоголевский Нос, по-шла прогуляться и не вернулась, то для Божьего промысла все средства хороши. Это вам и хороший врач, и хороший учитель скажут. Хальстрём по природе своего дарования — учитель в изначальном, древнем понимании этого слова. Не наставник, руководствующийся неким заданным сводом правил и сведений, а испытатель жизни, ищущий в ней… что? Смысл, конечно. Все остальное, включая смерть, само придет. И хотя он любит шокирующие шутки, вроде ящика с отрезанной головой миллионера-яхтсмена, который помогает Куойлу оставаться на плаву в открытом море, но в целом здоровому цинизму предпочитает здоровую сентиментальность. Поэтому обречен быть аутсайдером фестивальных соревнований. С него всегда будет строго спрошено: почему его герои не становятся полным дерьмом в столь благоприятных для этого обстоятельствах? Зачем он так несгибаемо позитивен, легко жертвуя актуальным формализмом в пользу старомодной душевности и своим авторским «я» в пользу самоценных актерских работ?
Интереснейший феномен критического восприятия — то, что один и тот же человек может рыдать до соплей на «Танцующей во тьме» и вежливо скучать, поглядывая на часы, на «Корабельных новостях». Естественнее было бы наоборот. Но о естественности в той сетке координат, где высоко котируется здоровый цинизм, говорить глупо. Душа профессионального зрителя сегодня закалена настолько, что ее можно тронуть (вернее, ударить) только откровенной издевкой. Однако человеку для познания все-таки дан не только мозг, сегодня способный питаться исключительно отходами собственного производства до полной победы «игр разума», но и органы чувств. А тренировать их практически не на чем. Братские могилы патентованных формальных приемов почти полностью оттеснили на периферию восприятия штучную работу с живой материей.
Читая прошлогоднюю статью о «Шоколаде», где говорилось о том, что Хальстрём снял модное кино, призванное в забавной форме доносить до американской глубинки европейские изыски по части фасонов и расцветок, я, честно говоря, была обескуражена. Может, действительно не стоило эту умнейшую притчу о борьбе ханжества и соблазна упаковывать в яркий гламурный фантик, раз все за него уцепились, а развернуть забыли? Что поделаешь, технология жанра иногда подминает под себя магию жанра. Зато вот Shipping News ну никак не превращаются в Shopping News. Здесь герои, отогревая свои чувства, едят не шоколадки, а пироги с тюленьим плавником.