Гоша Куценко: «Я бы полетел куда-нибудь»
- №11, ноябрь
- Елена Кутловская
"Антикиллер " режиссер Е.Кончаловский |
Гошу Куценко на самом деле зовут Юра. Он слегка заикается и с любопытством слушает собеседника, вслушивается в его вопросы. В Гоше нет ничего от того коварного, хищного и жестокого человека, которого он практически всегда представляет на экране. Общаться с ним необыкновенно легко. Мне рассказывали, что к Гоше всегда можно запросто подойти, заговорить, выпить с ним винца… «Гоша, привет, пойдем поболтаем» — и все. Гоша, предполагая, что это какой-то знакомый (а их у него чрезвычайно много), которого он не помнит, интеллигентно соглашается, делая вид, что вполне осознает, с кем имеет дело…
Гоша ловелас, любит хорошо одеться, ловко развернуться на машине… Ему не удалось сыграть эффектную роль (кроме Лиса в «Антикиллере»), в которой он мог бы явить миру свои способности — быть умным, красивым, талантливым. И он явно страдает от этого.
Куценко уже не демонстрирует миру свою лысую «стрижку», свой острый нос и голубые глаза. К тридцати пяти годам он подустал выделяться исключительно таким образом. Он хочет чего-то другого, более содержательного. Но то ли время не пришло, то ли оно уже никогда не придет… И Гоша пытается адаптироваться (как многие актеры) к «среднему формату». Так проще. Он даже разговаривает на «средних волнах», между вполне благообразной умной речью и тусовочным сленгом завсегдатаев баров и ночных клубов. Примерно так же он и играет. И, кстати говоря, вполне трезво себя оценивает, понимая, «продуктом» какого времени является.
Елена Кутловская. Как к вам лучше обращаться — Гоша или Юрий?
Гоша Куценко. Да как хотите…
Елена Кутловская. Мне привычнее — Гоша. Так вот… Гоша, вы оканчивали школу-студию МХАТ, курс Ивана Михайловича Тарханова. Удавалось ли сниматься во время учебы?
Гоша Куценко. Тогда никто параллельно с учебой ничего не делал. Все было перпендикулярно, а не параллельно. Учеба не сталкивалась с работой. Все были бедные, но время было такое, что никто особо не думал о деньгах. Я питался исключительно в институтском буфете, и это меня вполне устраивало, ибо главной задачей было — чтобы не слишком урчало в животе во время репетиций.
Елена Кутловская. А что вы играли в школе-студии?
Гоша Куценко. Что-то из Лопе де Вега, Островского… что-то еще…
Елена Кутловская. Не хотите говорить, что именно, или не помните?
Гоша Куценко. Играл классических аферистов… Комическая стезя была открыта для меня, однако по окончании института меня никуда не взяли. Были какие-то нервные потуги куда-то устроиться. Знаете, такая битва на перепутье. Но в итоге я остался лежать на дороге.
Елена Кутловская. И кто вас подобрал?
Гоша Куценко. Подобрал? Я был никому не нужен и сам собой занимался.
Елена Кутловская. Вы долго «простаивали» без работы?
Гоша Куценко. Никакого простоя у меня не было. Я что-то делал, играл в студийных спектаклях. Помните, в конце 80-х — начале 90-х в стране была волна театральных студий… Какие-то доски не доски… Я тогда комплексовал безумно, как все студенты, которые остались без работы, но играл где-то… Помню, была картина «Мумия из чемодана». Еще помню, как в фильме Киностудии Горького я играл сына Горького. Сына звали Максим. Потом прошло года четыре, и мы с товарищами создали рекламное агентство. А потом на ТВ-6 я активно участвовал в программе «Партийная зона»…
Елена Кутловская. Вы очень востребованный актер, но, кроме Лиса в «Антикиллере», не сыграли ни одной большой роли, я говорю и о размере, и о качестве.
Гоша Куценко. Я вот думал: когда же я чувствую себя естественно? Когда у меня на душе хорошо! А если я психологически комфортно себя ощущаю, я всегда убедителен, чем бы ни занимался, какую бы роль ни играл — большую или маленькую. Актера делают не роли, а внутренняя убежденность. Знаете, когда рассказываешь анекдот, ты обречен на успех, если искренне веришь, что в твоем рассказе что-то есть, какая-то «херовинка»! А если хочешь просто произвести впечатление, наверняка будет провал. Моя мысль в чем? Тобой должна двигать какая-то «херовинка», ты просто обязан верить в то, что именно здесь и сейчас нечто эдакое должно вылупиться из яйца.
Елена Кутловская. Именно «херовинка»?
Гоша Куценко. И-мен-но! И будет интересно. Понимаете, я ведь не рос в театральной семье, меня не пестовали лучшие режиссеры, я даже не служил в театре после института. Моя трудовая биография однобока! И мне простительна эклектика в жанровых поисках. Я хулиганю, у меня нет сдерживающих факторов.
"Мама, не горюй" режиссер М.Пежемский |
Елена Кутловская. Вы не стремитесь к качеству?
Гоша Куценко. Я стараюсь, и я не медиа-актер. Я не принимал участия в массовых бомбардировках (я имею в виду сериалы), не зарабатывал и не популяризировал себя таким простым образом.
Елена Кутловская. Но в итоге вы весьма популярная личность.
Гоша Куценко. Ну да, когда я шел по дорожке Московского фестиваля, мне аплодировали, хотя это и кажется странным. Однако моя популярность преувеличена. Мне очень нужно серьезное кино, поэтому сейчас, когда мне предлагают роли, я задумываюсь: а не эксплуатируют ли продюсер или режиссер мой имидж?
Елена Кутловская. Какой он, ваш имидж?
Гоша Куценко. Адская смесь цинизма и романтики. Не знаю… Я человек своего времени… В тот момент, когда я сбрил волосы, я был инфицирован цинизмом.
Елена Кутловская. А зачем вы их сбрили?
Гоша Куценко. Это был мой вызов той авитаминозной эпохе… Я имею в виду время конца советской империи и начала российской неразберихи…
Елена Кутловская. Мне всегда казалось, что бриться наголо — это, типа, круто или модно. Кстати, как объяснить моду на лысых актеров — Суханов, Сухоруков, Куценко?..
Гоша Куценко. Ну… Сухоруков бреется, а я уже стригусь… Нет, никак не могу объяснить.
Елена Кутловская. Вам льстит собственная популярность?
Гоша Куценко. Когда мне уделяют слишком много внимания в будничной жизни, меня это закрепощает.
Елена Кутловская.Почему?
Гоша Куценко. Испытываю дискомфорт… Но иногда бывает приятно. Интереснее ощущать популярность на гастролях. В Москве мой офис, Москва — это территория, где очень тяжело расслабиться.
Елена Кутловская. Вы в каких-нибудь спектаклях играете?
Гоша Куценко. В антрепризах. (Держит паузу и ест морковь.) Я вообще недостаточно организован, так уж случилось… Наверное, в определенный момент нужно было принимать какие-то решения, всерьез заниматься профессией, пытаться идти путем естественного развития, адекватного моему «я»… Но я предпочел путь экстремальный, провоцирующий. Хотя, может быть, и оказался прав? Экстремальный спорт мощнее аккумулирует природные способности, и это сильнее отдается в творчестве. Когда рискуешь сломать ногу, руку или голову, лучше понимаешь свою природу: твое это или нет.
Елена Кутловская. Но ведь нервные клетки не восстанавливаются?
Гоша Куценко. Нейроны для того и созданы, чтобы достойно умирать. Мне кажется, что посылать свою нервную систему на войну правильнее, чем на курорт.
Елена Кутловская. Вы не могли бы назвать ближайшие художественные баталии с вашим участием?
Гоша Куценко. Думаю, что в ближайшее время особых подвигов в новом игровом кино мне совершить не удастся. Будут использовать мою какую-никакую, такую-сякую популярность (посмеивается) и мой экстремизм.
Елена Кутловская. А вы не находите, что есть некоторая общность — идеологическая, эстетическая — в таких картинах, как «Мама не горюй», «Апрель», «Антикиллер»?
Гоша Куценко. Про «Апрель» мне очень тяжело говорить. Меня там практически нет, и мой персонаж не живое лицо, а сплошная функция — информатор, вестник. Пришел, доложил… А что касается фильма «Мама, не горюй», по телевизору он смотрится лучше, чем на большом экране. Это довольно бедное кино, если говорить о бюджете. И снималось оно тяжело — ни материальных, ни технических возможностей не было. Хотя возможности его погубили бы. В том, что сделано Пежемским, была талантливая лаконичность. Не отвлекали «художественные поиски».
Елена Кутловская. А разница между творческими «усилиями» Пежемского, Мурзенко и Кончаловского есть?
Гоша Куценко. Конечно. Пежемский обладает легким, искрометным чувством юмора, который был главным инструментом в работе над брутальной тяжестью его историй. Сюжет — бандитская жизнь, какие-то неловкости и глупости того времени. Тарантино под боком лежал, и мы слегка «прошлись» по нему, хотя многие этого так и не заметили. Что касается моего участия в фильме «Апрель», в нем я не был главным действующим лицом. И слава богу! Мне гораздо интереснее говорить о фильме Егора Кончаловского. Меня сейчас волнует все, что связано с «Антикиллером».
"Мама, не горюй" режиссер М.Пежемский |
Елена Кутловская. Справедливо или нет сравнение «Антикиллера» с советским телефильмом «Место встречи изменить нельзя»?
Гоша Куценко. Мне сложно судить об этом, ибо для меня сравнение с Высоцким очень тяжело… Я говорю о качественном цензе, который задается при одном упоминании о Жеглове. К тому же, Жеглов работал в другое время. Когда служителям закона прощали жестокость, но жестоко не прощали ошибки. Сейчас времена изменились, а вместе с ними изменились и правила. Об этом наша картина. Есть закон внешний, который Лис нарушил, за что и был осужден, но есть закон внутренний, который он нарушить не смог. И опять-таки за это отсидел. Лис оказался перед дилеммой: спасая и защищая, ты совершаешь преступление или выполняешь святой долг? В итоге он понял, что в России ничто не свято — «ни церковь, ни кабак». Оказавшись в контексте национальных социальных ценностей, он пытается найти свой закон. Будучи профессионалом, он понимает, что, к сожалению, даже за минимальную дерзость будет наказан. Потому что позволяет себе действовать как человек вне системы. Вышел из тюрьмы, у него нет крыши… В нашем обществе такой, как он, обречен быть безработным.
Елена Кутловская. То есть вы играли антигероя?
Гоша Куценко. Не знаю, кого играл!
Елена Кутловская. Финал, когда Лис подставляет лоб под пулю снайпера, — это сознательное самоубийство?
Гоша Куценко. Понятия не имею, что это такое, но совершенно точно не суицид. Мы придумывали финал все вместе… Меня очень волновала последняя реплика, мне хотелось, чтобы Лис остался упрямым бычком на узком мостике. Я не хотел никаких благостных романтических решений, потому что «Антикиллер» — это принципиальное кино о принципах, а не о понятиях. Понятие — это дипломатическая версия жизни. А принципы — это четкая правдивая позиция.
Елена Кутловская. Так Лиса убивают или нет?
Гоша Куценко. Есть заказ ОРТ на продолжение «Антикиллера», вот тогда и разберетесь во всем окончательно. (Неожиданно.) А тяжело смотрелась картина?
Елена Кутловская. Отлично. Но отдельные критики отреагировали кисло. Их диагноз: Егор Кончаловский — средний режиссер, а всю визуальную часть картины сделали французы.
Гоша Куценко. Монтаж наш! Ольга Гришпун! Экшн-сцены сделали французы… Ну сделали… Это стоит огромных денег. Но мне кажется, что наш зритель достоин того, чтобы увидеть российских актеров в нормально звучащем и классно смонтированном кино. Знаете, что такое «Антикиллер»? Может, актерам и не пристало говорить, их дело играть, но я позволю себе заявить: это первый российский боевик для людей, которые могут адекватно оценить хороший жесткий фильм. Я за кино как за один из способов конвертации эмоций. С экрана идет энергия — как ты усилишь ее своим воображением, такой результат, такой отклик и получишь. Я считаю, что искусство не должно копировать жизнь, не должно тянуться в сторону жизни. Пусть жизнь тянется к искусству! Понимаете, это жанр! И он имеет право на существование. А снимать унылую хронику криминальных происшествий… Стоит ли? Я лично никогда не стал бы сниматься в таком кино! Кроме того, в «Антикиллере» очень актуальная для России тема о коррумпированности наших органов. С коррупцией в милиции надо бороться. Кто сомневается в этом, пусть поедет за 101-й километр от Москвы и выйдет за пивом на любой станции… А там поговорим. После «Антикиллера» люди нормально ужаснутся. Нормально встрепенутся, и если таким кино мы никого не расшевелим, то я теряюсь: что же нужно нашей стране, чтобы очнуться?
Елена Кутловская. Как вы относитесь к проекту «Догма»?
Гоша Куценко. Ух! Это очень серьезные перцы… Я уважительно к ним отношусь.
Елена Кутловская. Вы же за антиреалистическое искусство, а проект «Догма» сосредоточен на хронике жизни, на реализме.
Гоша Куценко. Во всем есть отражение, ничего нельзя воспринимать буквально. В этом кайф и загадка настоящего искусства. Разве большой теннис — это игра, когда ты тупо лупишь в стенку? Один и тот же шарик от одной и той же стенки отлетает очень по-разному! Нужно уметь импровизировать с собственным воображением. Работая над «Антикиллером», мы придумывали новый жанр, и получилась эдакая плавающая штука! По-моему, это неплохое начало чего-то нового в нашем кино.
Елена Кутловская. Егор Кончаловский хороший режиссер?
Гоша Куценко. По-моему, отличный. У меня есть претензии к сценарию, но не к режиссуре.
Елена Кутловская. А для чего понадобилась еще и телеверсия фильма «Антикиллер»?
Гоша Куценко. Ну, знаете, бывают ситуации, когда хочется насладиться подробностями, а тебе не дают. Для этого и нужна телевизионная версия. Может быть, кому-то не хватит деталей, кто-то что-то не рассмотрит… В следующем году ОРТ покажет сериал. Предполагается, что каждая серия будет идти около полутора часов. Много материала не вошло в фильм, но многое будет в его телеварианте. В том числе и комические эпизоды, которых в материале предостаточно… Мы много придумывали на ходу, и в итоге от сценария немного осталось.
Елена Кутловская. А Корецкий не обижен?
Гоша Куценко. Корецкий все понимает. Можно предъявлять претензии к тому, что в картине завязка длинновата… Но куда торопиться-то? Зато мы с финалом разобрались более решительным образом. Я был бы рад, если бы моя роль вызвала у зрителя уважение к милиции, к людям, которые, подобно Лису, бескомпромиссны и решительны. Хочется способствовать тому, чтобы наконец-то сформировались уважительные отношения с властью, с правоохранительными органами. Наша страна претерпела столько изменений за последние пятнадцать лет, что так и кажется: если бы на нас бросили атомную бомбу, мы быстрее оправились бы. И уже процветали бы! Но все это время мы ведем междоусобные войны. И вместо того чтобы тратить деньги на строительство нормального общества, финансируем внутренние конфликты… «Моя высшая цель — чтобы наказание стало равным преступлению…» — это реплика из «Антикиллера». Я мечтаю о согласованности законов внешних и внутренних, о согласии, которое возникает внутри личности, внутри того, кто в милиции называет себя профессионалом. Когда слово «милиционер» не будет антонимом слова «человек», наша страна наконец-то станет нормальным человеческим обществом.
Елена Кутловская. С кем вам интереснее работалось — с Мурзенко или с Кончаловским?
Гоша Куценко. Я уже говорил, что в «Апреле» у меня не та роль, которой жи- вешь совместно с режиссером, звонишь даже ночью и говоришь: «Вот я тут подумал…» С Костей работа текла функционально, без проблем, просто и хорошо. Мурзенко — очень интересная одиозная личность. Мне нравится этот парень! Когда я думаю о Мурзенко, я всегда думаю о Санкт-Петербурге. Костя — дитя своего времени и своего города, и в его творчестве очень честно зафиксирован этот факт. А Егор… Егор очень большой! Очень образованный человек! Очень тонкий и тактичный. Он дышит сразу несколькими воздухами, так можно сказать? Наверное, нельзя. Но иначе не выразить мое представление о Кончаловском-младшем. С ним безумно интересно. Мне нравится скорость его восприятия — он мгновенно понимает твою мысль, твой жест. Он умеет по-настоящему сопереживать. Он очень аккуратен в работе с актерами. Он знает, что такое суть. И это важно. Он никогда не прячется за чью-то спину. Если бы на площадке появился тот, кто захотел бы призвать Егора к ответу и крикнул бы: «Кто здесь режиссер?!» — Кончаловский встал бы во весь рост, протер очки и спокойно ответил: «Я». Кстати, именно так и повел себя мой персонаж в финале «Антикиллера» — просто подошел к окну и сказал: «Если вы меня спрашиваете, то я — вот он, тут стою».
Елена Кутловская. Гоша, для того чтобы играть роли в экшн-фильмах, нужно ли соблюдать старое доброе актерское правило «я в предлагаемых обстоятельствах»?
Гоша Куценко. Да, конечно. Но это только этап. Знаете, когда встречаешь девушку, которая тебе нравится, ты приглашаешь ее в кафе, на концерт… Но это ведь только прелюдия. Не обязательно сразу покорять ее весом своего тела! Важнее и интереснее флюиды, касания… Так же и с ролью. В некоторых ролях лучше сразу «ударить в морду», а в некоторых хочется подольше пожить. Правда, подольше ребром ставит вопрос об оплате твоей работы. (Смеется.) На Западе, по-моему, актеры не очень сильно разглагольствуют о своих ролях… Ведь так? Тяжело это. Спустя время я, может быть, сяду в кресло, откинусь на мягкую спинку и скажу — я… я… яяя…воль. (Смеется.)
Елена Кутловская. Расскажите немного о том, что сейчас репетируете?
Гоша Куценко. Репетирую с Виктором Шамировым спектакль под названием «Lady at night» о безработных металлургах, которые (хихикает) доведены предлагаемыми обстоятельствами до такого градуса, что вынуждены заниматься ночным стриптизом. Я сейчас сутками репетирую. Танцую, как в хорошем стриптиз-баре.
Елена Кутловская. Раздеваетесь?
Гоша Куценко. Да.
Елена Кутловская. Совсем?
Гоша Куценко. Да.
Елена Кутловская. Вам кажется, это уместно на театральных подмостках?
Гоша Куценко. А вам что, неинтересно увидеть мои гениталии?
Елена Кутловская. Не очень.
Гоша Куценко (задумчиво). А зря… В целом, наш стриптиз вряд ли вызовет нарекания. Это будет осмысленное художественное зрелище. Думаю, будут соблюдены все этические нормы, и увидеть всё женщины смогут исключительно в своем воображении. Но с другой-то стороны, пока возраст позволяет, почему бы и не оголиться?
Елена Кутловская. Вы женаты?
Гоша Куценко. Полуженат.
Елена Кутловская. То есть?
Гоша Куценко. Гражданский брак был… А сейчас… Это вопрос сложный. Когда я буду готов спокойно рассуждать на заданную вами сейчас тему, то… (Просто-таки заходится от приступа смеха.) Наверное, будет уже поздно… Жизнь сложная штука. Я холостяк, но у меня есть дочь.
Елена Кутловская. А стремление к семейному уюту?
Гоша Куценко. Я не представляю, что это такое. Мне не удается найти человека, которого бы я устроил. Но, знаете, я очень изменился за последнее время и стал другим, совсем другим.
Елена Кутловская. Вы уже не известный тусовщик Гоша Куценко?
Гоша Куценко. Я тусовщик, но такой, который рано ложится спать! Стараюсь встречать новые сутки уже во сне… Засыпаю до полуночи. Как одиннадцать пробило — всё! Буквально теряю сознание.
Елена Кутловская. Может быть, много алкоголя употребляете?
Гоша Куценко. Тяжелый алкоголь не для меня. Просто Москва — это какая-то электроплита. И как только есть возможность, я «выключаюсь»…
Елена Кутловская. Не любите Москву?
Гоша Куценко. Сложно сказать… Я люблю работать в Москве.
Елена Кутловская. А работать вообще любите?
Гоша Куценко. Наверное… Но сейчас хочу остановиться. Сделать в съемках перерыв. Подождать и посмотреть, что будет. Чувствую, что во мне происходит приятный процесс изменений. Не хочется лишать себя удовольствия внимательно рассмотреть, как бабочка превращается в червячка. Или червячок в мотылька. А может быть, мотылек превращается в птичку? Я чувствую, что нечто происходит. Я меняюсь и не хочу себе в этом мешать. Подумываю о музыкальном проекте. Сочинять — дело сложное. И тревожное, как всякое творчество.
Елена Кутловская. У вас есть музыкальное образование?
Гоша Куценко. Нет. Да мне и трех аккордов достаточно. Любительщина чистой воды! Но те, кто испытывает то же, что испытываю я, когда сочиняю, это даже музыкой могут назвать! Если вдруг у меня появится свой слушатель, я с удовольствием поделюсь с ним своими музыкальными интерпретациями душевных ощущений.
Елена Кутловская. А вам не кажется, что вы разбрасываетесь: вы и в кино, и в телешоу, и в театре, и пластинку записать хотите?
Гоша Куценко. Да, я разбрасываю все, что имею… Да, да, да! Я даже провоцирую себя на это!
Елена Кутловская. И какова цель?
Гоша Куценко. Чем больше попробую, тем больше смогу постичь. Смогу открыть и почувствовать на вкус не одно качество в себе и в мире, а два, три, четыре… Узнаю жизнь не только из положения стоя, но и из положения лежа, например. Плохо? Дааааа, мне кажется, что музыкой невозможно «кинуться». Мы же на свет появляемся и поем. Вспомните! Или вы не помните? Человек, увидев этот свет, поет: «А»! Причем, дети всех стран начинают разговор с одной и той же песни, с одного и того же звука: «Аааа…» (Вдруг замолкает и молча смотрит в стол.) Вы никогда не замечали, что узоры на дереве похожи на отпечатки человеческих пальцев?
Елена Кутловская. К сожалению, замечала. И всегда почему-то хотела, чтобы их соскоблили при полировке, но этот «деревянный рисунок» никогда не исчезает!
Гоша Куценко. Вот, вот, вот! Наверное, те же мысли были у химиков, которые изобретали гладкий ламинат, или как его… гладкую поверхность. Они хотели сделать поверхность без сучка и без задоринки! Так мы говорили о моей музыке? Дааа, я вам скажу, музыка — это круто! Но страшно! Однако если не испугаешься — не появится энергия! А что такое энергия творчества? Это когда тебя «вставляет»! И это круто! Единственная загвоздка: имеет ли право быть то или иное творчество публичным? Все дело в праве — имеет право быть то, что ты сочиняешь, или нет?
Елена Кутловская. И как вы это определяете для себя?
Гоша Куценко. По реакции людей, которые рядом. Придумываю что-нибудь и иду к друзьям. (Неожиданно.) Скажите, я выгляжу на свои тридцать пять?
Елена Кутловская. Чуть старше…
Гоша Куценко. Все-таки старше…
Елена Кутловская. Но немного.
Гоша Куценко. Ай! Я почувствовал, что нарушил границу… А ведь было время!.. (Опять начинает грызть морковь.) Все мы рано или поздно становимся нарушителями границы. Сначала выглядишь моложе, чем есть. Это длится, длится, а потом — рррраз! — и перешел! Елена Кутловская. Вы не хотели бы отметить этот переход каким-нибудь экстремальным событием? Ну, например, полететь в космос. Как ваш коллега Владимир Стеклов. Гоша Куценко. Ой… космос… Я уже старый. Я пять километров пробегу, и у меня одышка. Но космос — это круто! Это же встреча с Богом. К ней по-настоящему готовиться надо. (Смеется.) Это же не та «встреча с Богом», которую тебе за твои же деньги готовы устроить труженики «Аэрофлота». Это по-настоящему! Вообще, мне очень нравится тема космоса… Слушайте, такая тема… Ой! Я бы полетел куда-нибудь. Или уехал…