Нет ничего лучше хорошей погоды. «Папино кино» и отечественная культура
- №2, февраль
- Татьяна Москвина
"Дом дураков", режиссер А. Кончаловский. Фото А. Гришина |
Прогуливаясь по лесу и невольно любуясь величественным видом какого-нибудь почтенного, хорошо пожившего дерева, рассеянный дачник редко обращает внимание на явные следы его жизненной драмы. А ведь они всегда тут, в древесной плоти. Присмотришься — и видишь, что уже на заре юности нынешнее почтенное дерево придушило россыпь более слабых, рядом поселившихся сородичей, что в зрелом возрасте рассорилось с параллельным, слившимся стволом и выгнало его в сторону, что крупная ветвь, на которую ангел роста возложил большие надежды, засохла… но в итоге все равно победа, явная и бесспорная по законам леса. Законы социального леса столь же снисходительны к простой эпической победе силы, упорства и неизменного приращения «плоти» (власти, авторитета, имущества). Если вы, к примеру, встречаете свой семидесятипятилетний юбилей не больным и нищим стариком, а в теплом концертном зале, с друзьями, учениками и правительственными телеграммами, то вы удачник жизненного сна.
Когда я начинала свои критические опыты, рассуждения об искусстве (прекрасное, возвышенное занятие, достойное философов и поэтов!), то положила себе за правило никогда не отзываться о творчестве людей старше шестидесяти лет. Мне казалось, это бессмысленно. И это, действительно, чаще всего бессмысленно, если всюду непременно искать «свершения» и «достижения». Но вот сменив угол пристрастного зрения и предоставив миру идти так, как задумано о нем, можно обнаружить прямо-таки сокровищницу смыслов. В том числе и в творчестве почтенных работников искусств…
Традиционное русское внимание к мучениям художника в современной ситуации начинает вытесняться рядом нехитрых догм интернационального менеджмента. Скажем, всякий известный, раскрученный бренд обязан держать стандарт. Покупая водку, или башмаки, или черта в ступе известной марки, потребитель должен получить именно то, на что он рассчитывал, — товар неизменного качества. В некоторых областях культуры, требующих честного натурального образования и мастерства, так и происходит. Цирковые артисты высокой квалификации, передовики балета, знаменитые исполнители классической музыки, как правило, держат стандарт.
Любой кинорежиссер, снявший приличный фильм, попадает в ситуацию, когда он автоматически считается чем-то вроде хорошей фирмы, которая обязана отныне и вовеки веков не вязать веники, а строго держать заявленный уровень. Такой стандарт есть у каждого известного режиссера. Что бы он ни снял, всякий будет вспоминать тот, главный фильм, фильм-эталон (их не меньше одного и не больше трех, остальные идут как «тоже хорошие», «да, неплохо, но не… (и называется тот самый фильм). Кому не известно, что для Тарковского это «Андрей Рублев», для Гайдая — «Кавказская пленница» и «Бриллиантовая рука», для Германа — «Мой друг Иван Лапшин», для Михалкова — «Неоконченная пьеса для механического пианино», для Рязанова — «Берегись автомобиля» и «Ирония судьбы», для Масленникова — «Приключения Шерлока Холмса», для Киры Муратовой — «Долгие проводы», для Говорухина — «Место встречи изменить нельзя», для Петра Тодоровского — «Военно-полевой роман»?.. Свой «фильм-стандарт» есть даже у тех режиссеров, которые обычно не подлежат рассмотрению в категориях искусства, скажем, у Юнгвальда-Хилькевича это «Д’Артаньян и три мушкетера», а у Дмитрия Астрахана — «Ты у меня одна». Ложность такого восприятия кино заключается в том, что за стандарт принимается наивысшее достижение режиссера, которое возникло из тысяч обстоятельств и которое он и хотел бы повторить и воспроизвести, но увы. Он и не знает, как и почему вышел у него фильм, который ему всегда будут припоминать. Он на это и не рассчитывал, поскольку фильм доделывает публика, и пока она не вдохнула в экран свое жаркое «да!», ничего решительно не известно. Идет время, и со стороны воспринимающих искусство нарастают какое-то загадочное неудовольствие, какая-то сердитость на упрямого режиссера, который ведь ясно показал, что может делать отличные картины, а вместо этого делает другие, иногда весьма сильно расходящиеся с личным отличным стандартом. Ведь он умеет, почему тогда не делает так же хорошо, как было? Значит, он испортился? А если он испортился, может, нам следует его выкинуть?
Идея обязательного соответствия заявленному стандарту враждебна идее почтенности. Долго ли коротко ли, но, идя сказочной русской тропой, мы все-таки выработали свой канон почтенности для каждого вида искусства, и он исполняется. Выработался и тип почтенного режиссера, с определенным раз и навсегда кругом художественных задач и приемов. Интересно, что канон почтенности исполняется режиссерами, имеющими в своем мироощущении много общего. Попросту говоря, это победители, удержавшиеся на плаву, удачники жизненного сна. Удачливость и победительность их нисколько не случайна, а как бы ниспослана и гарантирована.
"Зимняя вишня", режиссер И. Масленников |
Но этого не может быть, волнуетесь вы, человек так упорно работает, так заботливо подбирает лица для своих фильмов, так вдумывается в действительность и так к ней внимателен, как же он не любит жизнь? А секрет в том, что под «жизнью» отцы понимают обычно их тайное божество, природу-Фортуну, которой следует подчиняться без рассуждений, с благоговением и благодарностью. Это божество не для Киры Муратовой. Ее дух-руководитель, честный, строгий, критический и насмешливый, скорее сродни тому, что мучил А. П. Чехова. Но он, этот дух, нисколько не озабочен проблемами выживания и достижения общественного положения, «патриаршеством». Его питомцы не меняют по десять раз жен или мужей, не играют в теннис с президентами (как правило, вообще ни во что не играют), не хвастаются купленными дачами перед друзьями, они вообще не сильно укоренены в жизни, сопровожденной горестями и болезнями. Их любят, но не почитают.
Почитают всегда — «детей природы» (к их наивысшим образцам Томас Манн относил Гёте и Толстого), осуществляющих длительную жизнь, сопровожденную атрибутами победоносного воплощения. И пусть их величие порой отзывается величием языческих истуканов, пусть их жизненный аппетит иной раз выходит за рамки приличий, а категории «доброта» или «порядочность» нередко бесполезными цветами увядают у их подножия, зримое воплощение идеи «долгой счастливой жизни» завораживает и подчиняет себе людей. Божество, которому поклоняются патриархи нашего кино, явлено в их картинах многоразличными женскими образами (трудно сомневаться в половой принадлежности природы-Фортуны,
"Первый учитель",режиссер А. Кончаловский |
Из всех патриархов нашего кино Игоря Масленникова я считаю режиссером, наиболее нежно, внимательно и трогательно относящимся к той силе, что природе-Фортуне противостоит, ее принято называть Душой мира, Психеей. Вечно влюбленная и вечно несчастная странница, которую морочит и пытает вредная мать Венера, мифическая Психея в земном искусстве породила массу отражений, целый мир странных женщин и мужчин, устремленных к незнаемому Амуру и нездешнему небу. Жизнерадостному и полнокровному Масленникову, явному любимцу природы-Фортуны, душеньку Психею искренне жаль. Мир устраивают мужчины, часто придурковатые, а нередко и грубые, в соответствии со своими аппетитами. Этого никак уж не переделаешь, а оттого не грех по-мужски, великодушно вздохнуть над судьбой жертв такого устройства. К Елене Кореневой («Ярославна, королева Франции») и Елене Сафоновой («Зимняя вишня»; разумею первый фильм, не сериал), душенькам из мира Масленникова, с их тонкими чарующими лицами, прибавилась Юлия Маврина, уже почти вовсе бестелесная героиня «Писем к Эльзе». Она, конечно, куда менее реалистична — больше символична.
Нынешняя Психея, добрая девочка с улыбчивым кукольным личиком, живет в искусственном мире, что создал для нее богатый папик с лицом благородного шулера (Аристарх Ливанов). После его смерти, когда дом оккупируют голодные мещане во главе с бывшей домработницей (забавная Зинаида Кириенко), Психея пускается в странствия, то становясь постельной утешительницей целого корабля моряков, то оказываясь в семье рубахи-парня, шофера, не так давно произошедшего от обезьяны. Места в мире для нее нет — только в доме для душевнобольных, где она и обитала до встречи с папиком и где живет постоянно ее корреспондентка и подруга Эльза (Алла Демидова, принесшая в маленький эпизод со своим участием дух античной трагедии). Пессимистический сценарий Аркадия Высоцкого Масленников рассказал в своей обычной спокойной повествовательной манере, особенно стараясь не окарикатурить обидчиков Душеньки. Все, в общем, хорошие, просто цветы должны расти в саду, куколки лежать в ящичках, если нет спектакля, бабочки — покоиться в коллекциях, а странные бестелесные девочки — жить под надзором санитаров. Очень, очень жаль, но ничего не поделаешь. Для процветания Психеи требуются особенные оранжерейные условия, а в современном мире с ней возиться никто не будет. Да и к чему эти хлопоты? Прежние Психеи, воплощенные в искусстве, как можно предположить, обладали особенным, всепокоряющим обаянием, поскольку душевное обаяние — самое сильное, оно сильнее и природной красоты, и кристаллов духа. Страдания и гибель этих Психей поражали современников. Наверное, так было в творчестве Веры Комиссаржевской, ближе к нашим временам так пронзала сердце Джульетта Мазина. Душенька из «Писем к Эльзе» особенно не пронзает — слабенькая, милая, чуть-чуть безумная, хорошенькая, она ничего не поняла из того, что с нею произошло, и не погибла, а вернулась на исходные позиции. Опять победил природный гомеостаз, отводящий всем враждебным для себя явлениям строгое статичное место. (Да ведь и «зимняя вишня», как помнится, вернется к старому любовнику!) Никаких рыданий на пустом берегу (это я отсылаю к Феллини), улыбок сквозь слезы (к нему же), резких художественных жестов, всяких там старорежимных
"Анкор,еще анкор!", режиссер П. Тодоровский |
Еще одну Психею и еще один сумасшедший дом мы находим в картине Андрея Кончаловского «Дом дураков». Если героиня Масленникова попала из безмятежного герметичного пространства в страшную действительность, то к Жанне Кончаловского действительность врывается сама, чтобы уйти несолоно хлебавши. Психушка оказывается совершенно непобедима, а героиня (Юлия Высоцкая), очень красивая и очень здоровая девушка с чудесными зубами, совершенно невредима. Гомеостаз опять победил, только этот гомеостаз уже весьма слабо связан с реальностью. Ведь «Дом дураков», созданный Кончаловским из рекордного количества киноцитат, аллюзий и реминисценций, — это своеобразная «энциклопедия заблуждений», образ-символ европейского авторского кино, герметичного и мечтательного, с его вечными лошадками под дождем, зелеными яблоками, дурочками в свадебных платьях, с его поисками специальной национальной душевности и тезисом о том, что только идиоты — это настоящие люди. Вся материя такого кинематографа износилась, но это рубище Андрею Кончаловскому дороже всех новомодных одеяний, и в прагматичном скептике и себялюбце проступил облик задавленного Голливудом шестидесятника, прогрессивного режиссера в кожаном пиджаке, для которого духовность никак не звук пустой, а, типа, хлеб насущный. Вот, казалось бы, странность какая. Из книг Кончаловского получаешь стойкое впечатление об авторе как о верном рыцаре природы-Фортуны. Он почитает плоть, заботится о ней неустанно, а его любовные приключения известны обществу куда лучше любовных похождений Зевса. Однако Кончаловский — вовсе не жизнерадостный и не жизнеутверждающий режиссер. Его взаимоотношения с плотью жизни пропитаны страхом и нервозностью, и его служение природе-Фортуне — вечно тревожное, лихорадочное и, я думаю, не вполне искреннее. Он слишком жадно хватает милости природы, слишком торопливо их поглощает, слишком жарко их желает, а в свое творчество пропускает только один вид природных свершений — юных девушек, которым упорно навязывает функции душевности и даже духовности, как бы оправдывая их прелести и свои привязанности, вовсе не нуждающиеся в оправдании. Почему бы, в самом деле, не снять кино о том, как прекрасны девушки, как хорошо жить в своем доме, быть здоровым и пользоваться прочным благосостоянием? Нет, роковые 60-е проросли в душу Кончаловского такими мощными корнями, что он просто не в состоянии затеять картину, где не было бы «послания» и не существовала бы (или имитировалась) некая духовная деятельность. Когда ему выпало соприкоснуться с античным миром (телефильм «Одиссея»), он снял довольно блеклую сказку, и видно было, насколько языческое великолепие мифа чуждо его сознанию. Настоящее, полнозвучное «дитя природы» тут резвилось бы от счастья — Кончаловский откровенно скучал.
Если режиссер не оставит своих упорных притязаний на царство духа и не воздаст настоящих почестей хранящему его божеству, результат может быть весьма драматичным. Возможно, все злокачественные перипетии судьбы Кончаловского связаны именно с этой двойственностью, со стремлением угодить сразу двум богам, сесть на два стула. А ведь один-то стул, как нам давно объяснили, «не от мира сего». Оттого Кончаловский и не обрел еще натуральной, безмятежной величавости, того лишенного всякой рефлексии спокойствия, что лежит на челе Эльдара Рязанова, Петра Тодоровского, Игоря Масленникова… Молодой он еще, суетливый… А лес шумит, напоминая нам о беспредельном разнообразии мира, о силе жизни, о верности своему предначертанию и о том, что для всякого дерева, покорного своей природе, ничего нет лучше хорошей погоды.