Круто, ты попал на ТиВи!..
- №3, март
- "Искусство кино"
Сериалы в свободной России производятся с начала 90-х годов. И уже тогда можно было спрогнозировать, что они будут пользоваться всенародной любовью. Однако продюсерам не приходило в голову, что «Мелочи жизни», «Горячев и другие», «Клубничка» или «Петербургские тайны» способны полностью вытеснить из эфира «Богатых», которые «тоже плачут», вечную «Санта-Барбару», «Дикого ангела» и прочее заокеанское «мыло». Должны были появиться «Менты», чтобы в сознании телемагнатов что-то сдвинулось, а дальнейшие успехи на поприще сериального производства показали, что потребность народа смотреть в телевизоре про свою жизнь огромна и неутолима. Что ни покажешь, всё «схавают». Это бездонный рынок, на котором спрос пока что значительно превышает предложение.
Ныне страна переживает сериальный бум. Продюсеры готовы вкладывать в сериалы очень серьезные деньги, в отличие от кинематографа, вновь севшего на иглу государственного финансирования. И это обстоятельство существенно меняет ситуацию, делая сериальное производство привлекательным для режиссеров не только в качестве отхожего промысла, но и в качестве площадки для удовлетворения вполне серьезных творческих амбиций. В потоке однообразной и примитивной массовой телевизионной продукции ныне все чаще возникают проекты, отмеченные «лица необщим выраженьем». Одним из них удается снискать бешеный всенародный успех. Другие так и остаются на обочине зрительского внимания. Но как бы то ни было, подобные артефакты крайне интересны, причем со многих точек зрения:
— и с точки зрения прихода в профессию новых людей, перед которыми успешный дебют на TВ открывает ныне совершенно неслыханные возможности;
— и в смысле изучения предпочтений действительно массовой аудитории, ее реакции на мифологические, драматургические, эстетические ходы, которые предлагает нынешний кинематограф;
— и с точки зрения моделирования посредством телевизионного зрелища разнообразных процессов в коллективном сознании;
— и с точки зрения технологии производства, финансов, взаимоотношений с продюсером;
— и с точки зрения собственно художественной, поскольку отход от привычного кинематографического формата — от 1,5 до 3,5 часов — открывает возможности для экспериментов в области языка, синтаксиса, композиции, ритма повествования и прочих способов манипуляции зрительскими эмоциями.
Обо всем этом мы и решили побеседовать с создателями самых любопытных и нашумевших сериалов последнего времени: А. Сидоровым, снявшим скандально известную «Бригаду», которая снискала совершенно неслыханный зрительский успех, А. Велединским — режиссеромм сериала «Закон» и одним из сценаристов «Бригады», В. Хотиненко, поставившим для телевидения мистический триллер по роману А. Биргера «По ту сторону волков», и Г.Серебренниковым — весьма успешным театральным новатором, которого почему-то неудержимо влечет к себе телевидение (он сделал уже второй сериал — «Дневник убийцы», первым был «Ростов-папа»).