Питер Гринуэй: «Без российских актеров мне не обойтись»
- №4, апрель
- Елена Слатина
"Чемоданы Тулса Лупера", режиссер Питер Гринуэй |
Россия начинает встраиваться в европейское кинопроизводство. Не только как сырьевая (артистами богатая) держава, и совсем не как страна, где рабочая сила дешевая, а павильоны простаивают. Нас принимают в узкий круг тех, кто может на равных поучаствовать в осуществлении сложнейшего мегапроекта одного из самых крупных и смелых режиссеров мира. Поучаствовать — на разных стадиях — в создании фильма, которому суждено стать событием.
Питер Гринуэй снимает трехчастную эпопею «Чемоданы Тулса Лупера». К работе, возглавляемой известным продюсером Кесом Касандером, привлечены лучшие силы из шести стран Европы. От России — московская студия «12А» и продюсер Александр Михайлов, давно и успешно сотрудничающий с зарубежными партнерами. Гринуэю понадобились и наши артисты — одни уже отснялись, другим еще предстоит общение с мэтром. Нам показался не только интересным, но и чрезвычайно поучительным опыт, приобретенный в этой работе российскими кинематографистами: надеемся, он пригодится коллегам.
Елена Слатина. Вы даже в студию приходите с чемоданом. В этом есть какая-то символика?
Питер Гринуэй. Я много путешествую, и в ноутбуке, который вожу с собой, хранятся мои планы на ближайшие три года, все замыслы на пять лет и наброски — на десять. И я боюсь лишиться этого богатства, боюсь, что его украдут или я сам его потеряю. Думаю, Тулс Лупер озабочен примерно тем же — как бы не утратить нечто ценное, связанное с его личностью, с его жизнью. Так что при желании в моей привязанности к этому чемоданчику можно усмотреть параллели с чувствами моего героя.
Елена Слатина. Я знаю, что съемки многих сцен вашей картины закрыты для посторонних, что на площадке почти нет никого из чужих. Не связано ли это с тем, что «Чемоданы Тулса Лупера» будут самым шокирующим фильмом из всех, что вы сняли?
Питер Гринуэй. Я не очень понимаю, откуда у вас такая информация. Разумеется, на съемках всегда необходимо сохранять сосредоточенность, и присутствие на площадке толпы людей, даже не совсем посторонних, просто лишних, никогда не идет на пользу. Кроме того, некоторые эпизоды в моей картине, действительно, глубоко интимны, сложны, они требуют от всех участников особой концентрации, чему любопытствующие зеваки не помогают. Но я совсем не хотел бы выглядеть в глазах ваших зрителей этаким диктатором, который считает недостойным делиться своими идеями с широкой публикой. Так что я все же думаю, вас кто-то ввел в заблуждение.
Елена Слатина. Но в ваших картинах очень много обнаженной натуры, ведь правда?
Питер Гринуэй |
Питер Гринуэй. Ваш вопрос кажется мне излишне эмоциональным. В мире существуют две серьезные и по-настоящему волнующие темы. Одна из них секс, вторая — смерть. Да, строго говоря, всего две. (Правда, Бальзак предложил еще третью — деньги. Но мне кажется, что она легко сводится к двум первым — с помощью выстраивания простой логической цепочки.) Большинство кинорежиссеров имеют дело именно с этими двумя материями. Может, мне свойственна излишняя прямота и чрезмерная дотошность, которую часть аудитории сочтет назойливой и даже провокационной. Но если относиться к кино как к средству выражения серьезных идей, то придется признать, что провокативность вполне объяснима и приносит свои результаты.
Елена Слатина. Главный герой вашего фильма путешествует по миру и сидит в тюрьмах в разных странах. При этом с ним всегда девяносто два чемодана. Что это за чемоданы? Как они связаны с тюремным заключением?
Питер Гринуэй. Говоря о названии фильма — об этих самых чемоданах, — стоит сосредоточиться на самой идее багажа и не слишком интересоваться его содержимым. Огромная часть истории в моем глобальном проекте, связанном и с Интернетом, и с библиотеками, и с будущим телевидения, вертится вокруг урана. Интересно показать, что вся история второй половины двадцатого столетия тесно связана с этим элементом. После того как на Хиросиму была сброшена бомба, именно уран занял место важнейшего для человечества вещества — золота. Теперь про чемоданы. 92 — это номер урана в периодической системе Менделеева, которая представляется лично мне едва ли не самым значительным открытием человечества. Отсюда девяносто два персонажа, девяносто два актера, девяносто два чемодана. Переселение народов, ставшее в ХХ веке определяющим ход истории политическим феноменом, — одна из главных для моего фильма тем. Большинство американцев живут и работают совсем не там, где родились. Тысячи, миллионы молодых людей каждый вечер приезжают в города из своих деревень с одним чемоданчиком. Чемодан — это емкая метафора нашей мобильной, легкой на подъем, мигрирующей цивилизации. Когда я говорю о содержимом чемодана, я имею в виду вовсе не пару чистых рубашек и зубную щетку. Я имею в виду человеческое прошлое, амбиции и воспоминания. То, что каждый пытается спрятать от постороннего взгляда или, наоборот, использовать при случае. Подобное понимание собственности — и физической, и метафорической — удивительно удобно, чтобы начать разговор о том, что такое двадцать первое столетие.
Елена Слатина. Вы отбирали российских актрис, исходя из впечатления об их человеческой индивидуальности. И тем не менее все актрисы, которые будут сниматься, невероятно красивы. Для вас человеческая красота в кадре имеет принципиальное значение?
Питер Гринуэй. Честно говоря, меня не заботит красота в ее традиционном, каноническом понимании. Кроме того, я не готов к разговору о красоте в российском контексте. Мне показалось, что русские люди как-то побаиваются этого слова. Но поскольку я начинал как художник, мне всегда интересны яркие, выразительные лица, с помощью которых можно выстраивать интересные смысловые и живописные композиции. Что касается кастинга в России, меня больше всего привлекали лица, отмеченные печатью добра. Вообще, моей главной установкой в кинематографе был и остается поиск гармонии, равновесия, совершенства. Поэтому в моих картинах находят много общего с классической западной живописью. И за двадцать пять лет работы в кино я пришел к выводу, что от присутствия красоты экран очень зависит.
Елена Слатина. Российские эпизоды в сценарии тщательно прописаны. Вы будете снимать их здесь?
Питер Гринуэй. Мой проект в высшей степени амбициозен, в некотором смысле это мегапроект. Фильм — попытка воспроизвести картину мира ушедшего столетия. Говоря об уране, невозможно не коснуться противостояния Востока и Запада. Действие моего фильма начинается в 1928 году и закончится, скорее всего, в 1999-м. Чтобы максимально реализовать замысел и достичь подобающего охвата событий, нам нужно будет передать и атмосферу на севере Европы, и западный цивилизационный климат… Начало ХХ века, мне кажется, наиболее интересно рассмотреть именно с русской точки зрения. Я хотел бы поведать миру о русской мифологии, русской ментальности и политических установках, и, конечно, мне крайне важно, чтобы с экрана звучал русский язык. Поэтому без российских актеров мне не обой тись. И съемки России в России я всячески приветствую.
Материал подготовлен на основе видеозаписи для программы «Магия кино» телеканала «Культура».