Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Финиш дистанции. Блицкритика - Искусство кино

Финиш дистанции. Блицкритика

Волки и волкодавы. Постановщик трюков в фильме «Марш-бросок», человек военный, сам прошедший Чечню, сказал перед просмотром, что в ходе съемок все, слава богу, остались живы-здоровы (то есть не покалечились). Это к тому, что воспроизведенная в картине фактура боев, которая кажется сколком с декоративных триллеров, на самом деле есть сколок с тяжелой реальности. Проблема в другом — в мотивировках. Шестьдесят лет назад было иначе: когда Отечественная война, о мотивировках не дискутируют. Но тут… как поет за кадром Борис Гребенщиков, война «от неясных причин». И таковой остается. Николай Стамбула не обходит эту сторону дела. Тем более что среди сценаристов - Эдуард Володарский, от которого после «Проверки на дорогах» ждешь именно осмысления.

"Марш-бросок"

Версия: с той и с этой стороны должны решать люди чести, воины-рыцари. В Афгане воевали плечо к плечу, а теперь — что за дьявол развел? Развел Желтый Дьявол. Те — за нефть души готовы продать, эти — за баксы своих предать.

Что перевесит: рыцарство или шкурничество? А если ответ вообще в другой плоскости? Там есть сцена «мирной жизни»: в Ростове дискотека, на сцене прогибаются полуголые девки, в публике оттягивается родная шпана.

Что должны чувствовать, созерцая этот вариант цивилизации, «щенки» аулов, «волчата», молодые чеченцы, сердца которых переполняет Аллах? Да они на все пойдут, только бы не жить так.

А пока это так (а это так, и это самая горькая часть правды, показанной в фильме) — пространство чеченской темы и впрямь лучше пересекать в кино марш-броском.

Наездница и жеребятки. Если разговорную дорожку фильма «Прогулка» записать на бумаге, хватит на пять серий. Весь шарм — в этом захлебывающемся базаре трех юных душ, только что спознавшихся в текучей толпе на Невском проспекте, — двух парней и девушки, которую они клеят и, можно сказать, уже закадрили. Режиссер Алексей Учитель, я думаю, преподал в этом фильме искусство живой камеры и внутрикадрового монтажа при передаче «непредугаданно текучей» реальности, в которой нельзя узнать киногероев, а действует «племя, младое, незнакомое». И сценаристка фильма — Дуня Смирнова — еще не приелась кинозрителям (телезрителям знакома куда больше), и актеры, подобранные из театра Петра Фоменко, еще на экране не примелькались. Однако и в племени незнакомом сквозь текучий треп проступают и социальные предпочтения (она говорит этим корешам, что обожает лошадок и работает жокеем), и характеры (один — хрупкий, поэтичный, другой — грубоватый, мужественный; она лукаво дразнит обоих), и питерская гордость (пара пренебрежительных замечаний о Москве). И даже сюжет реализуется: парни хватают друг друга за грудки, девица визжит от страха и восторга.

"Прогулка"

Завершается сюжет тем, что у нее обнаруживается жених (владелец кегельбана и, как я понял, крутой «новый русский»), так что двум стригункам приходится срочно ретироваться с дистанции. Чтобы конфетка, упакованная в столь цветастую коробку, не показалась слишком маленькой, героиня решает для себя философский вопрос: признается, что по-настоящему счастлива была именно те несколько часов веселой прогулки. Там толпа психует из-за того, «Зенит» или «Спартак» лучше катает мячик, автовладельцы собачатся на дороге, и переполненная душа вопиет, что для полного кайфа ей не хватает только одного: оказаться в заложницах у чеченцев.