Несостоявщееся трио. «Трио», режиссер Александр Прошкин
- №11, ноябрь
- Елена Кутловская
«Трио»
Автор сценария А. Миндадзе Режиссер А. Прошкин Оператор С. Астахов Художник А. Матвейчук Композитор В. Мартынов Звукооператор Е. Тереховский В ролях: А. Панин, М. Пореченков, М. Звонарева, И. Гордин и другие Киностудия «Телефильм» киноконцерна «Мосфильм», ЗАО «Централ Партнершип» Россия 2002
Два шофера перевозят на фуре компьютерную технику. Они едут по башкирским степям, потом останавливаются отдохнуть и подзаправиться. Крохотный перевалочный пункт, село. Здесь Алексей и Николай цепляют местную путану Марину (блестящий дебют в кино актрисы рязанского театра М. Звонаревой), одетую в ярко-красную мини-юбку и такого же цвета широкополую шляпу. Отдохнув и выпив водки, они втроем отправляются в путь. И тут на них нападают рэкетиры, человек семь, а то и десять. Два шофера и их дамочка лихо выхватывают пистолеты и вмиг расправляются с кучей огромных мужиков. Один из бандитов ухмыляется, глядя на путану: «А глаза-то у тебя ментовские». Выясняется, что три провинциальных сотрудника милиции отправились в путешествие по выжженным солнцем степным дорогам с целью найти и обезвредить банду, которая грабит и убивает водителей автофур. До конца фильма они успеют поучаствовать не в одной перестрелке, умудрятся влюбиться друг в друга (в «Трио» страсти не кипят, а прямо-таки бушуют), один из них даже погибнет. Ироничный, сентиментальный фильм с захватывающим сюжетом.
У этой картины есть, как минимум, пять очевидных плюсов. Во-первых, «Трио» — качественный боевик, а это значит, что кассовый успех гарантирован.
Во-вторых, это весьма профессиональное во всех отношениях зрелище: крепкий сценарий А. Миндадзе, точная работа режиссера А. Прошкина, актеры-звезды М. Пореченков и А.Панин в главных ролях и замечательная дебютантка М. Звонарева.
В-третьих, фильм апеллирует не только к любителям интригующего сюжета, но и к той части зрительской аудитории, которая неравнодушна к форме произведения. «Трио» — это и отличная сюжетная интрига, и не менее красивое визуальное оформление.
В-четвертых, здесь (что редкость в последние годы) отсутствует поэтизация криминала. Авторы не восхищаются «новыми русскими», не радуются тому, как лихо убивают друг друга российские мальчики. Напротив, всячески героизируются сотрудники милиции, они же главные действующие лица фильма. Люди в погонах показаны без ложного пафоса (что особенно радует), с юмором и, самое главное, без тупой идеализации. То бишь милиционер — самый обычный человек с массой недостатков. Но он готов и погибнуть, если того потребует профессиональный долг.
И наконец, в-пятых, продюсером ленты является одна из самых уважаемых отечественных кинокомпаний «Централ Партнершип». А значит, фильму обеспечен высококлассный промоушн, который как воздух необходим для успешной прокатной судьбы. В нашем нынешнем кинопроизводстве профессионализм продюсера важен не меньше, а, может быть, и больше, чем профессионализм создателей ленты.
Однако все эти пять отличий отличиями в собственном смысле слова не являются. Это всего лишь признаки того, что фильм как некий продукт состоялся. И продукт этот средний, хотя в данном случае создатели картины именно на такой результат и ориентировались. Подобное произведение в мире литературы называют увлекательным чтивом, не более того. В связи с этим напрягать интеллект, размышляя о «Трио», не требуется. Что радует. Долгое время российское кино черной завистью завидовало Голливуду, которому за пару месяцев удавалось отснять нечто подобное, без затей, а зритель, глядя на экран, получал настоящую релаксацию. Теперь вот и мы достигли подобного результата. Релаксируем, одним словом.
Актеры, как и положено в киночтиве, играют хорошо. Но, опять-таки, не более того. Даже А. Панин явно «не блещет», но и «не меркнет» после былых актерских заслуг. Исключение составляет, пожалуй, лишь молодая актриса М. Звонарева. Она просто яко звезда светит и даже греет. Яркая, экстравагантная, красивая, она держит на себе внимание на протяжении всего фильма, в то время как М. Пореченков, например, довольно скоро утомляет своей джеймс-бондовской выправкой в стиле а-ля рюс. Но, с другой-то стороны, что красавице Звонаревой делать как не кричать о своей персоне во весь голос (во весь талант, то бишь). Ей просто-таки необходимо, чтобы ее заметили. Вот она и «кричит». Что придает «Трио» некоторую нотку острой, как паприка, оригинальности.
Оператор С. Астахов тоже отработал на совесть — снял настоящее кино, с длинными видовыми планами, с красивыми охристыми перспективами башкирских степей, набитых колючками и пылью. Да и людей камера «держит» правильно, точно так, чтобы, не дай бог, не случилось какого-либо «убитого» кадра.
Говорить о проколах вряд ли приходится, в таких фильмах проколов не ищут. Голливудоподобные боевики «съедают» все недостатки, «гасят» их своей непритязательностью, своей обыкновенностью и художественной усредненностью. Вот, казалось бы, предпоследяя сцена, где любовный треугольник вдруг превращается в любовную путаницу — выясняется, что Марина любит вовсе не плейбоя Гаркушу, хотя и спала с ним «по долгу службы», а сурового, немногословного Николая, тот же, в свою очередь, любит жену, — должна вызвать замешательство у зрителя. Слишком внезапно обрушивается на него весь этот ворох чувств. Но, ей-богу, подобное несостоявшееся «трио» как-то даже и захватывающе, небанально смотрится. Нет дешевой мелодрамы, зато есть намек на иронию. А трагический финал у степного озера, где под ангельскую мелодию bel canto замечтавшиеся герои становятся мишенью притаившихся в камышах бандитов, и вовсе снимает значимость любовных коллизий. На черном фоне закадровый голос Марины сообщает, что Гаркуша погиб в бою, Николай с трудом оправился после тяжелого ранения, а сама Марина вышла замуж через Интернет за итальянского полицейского и живет теперь в городе Сорренто.
Так вот заканчивается этот усредненный и честный (как и его герои, то есть они, может, и яркие, но уникальность свою по ходу дела особо не проявляют: колесят по дорогам, ловят бандитов, заняты общим делом и как-то между этим самым делом страдают потихоньку), крепкий и ординарный фильм. И хочется пожелать нашим встающим на ноги продюсерам найти на широких просторах отчизны какого-нибудь Алана Паркера и сделать что-то вроде «Сердца Ангела». Очень хочется для разнообразия не просто приятного качества, а высочайшего голливудского профессионализма.