Красивые птицы среди воробьев и ворон
- №5, май
- "Искусство кино"
"Застава Ильича" ("Мне 20 лет", режиссер М.Хуциев |
Чаще других упреков времени, в какое мы сегодня живем, звучит упрек в отсутствии энергии, определенности устремлений и дерзости художественных высказываний. Разделяя озабоченность состоянием нашего общества и нашего искусства, мы решили обратиться к опыту самого яркого десятилетия послевоенной истории, поскольку во многом оно кажется нам сопоставимым с той эпохой революционных общественных перемен, которая близится к завершению. Желая разобраться в их сходстве и различиях, мы ограничили эту гигантскую проблемную область несколькими самыми общими вопросами.
1. Отечественное шестидесятничество во многом воспринималось следующими поколениями как вредное заблуждение в возможностях модернизации и гуманизации советской системы («социализм с человеческим лицом»), а следовательно, как тормоз на пути к реальным переменам; как фарисейство и прекраснодушие подцензурной правды в искусстве, «неопасной» борьбы с властями и т.п. Оправданны ли эти оценки «промотавшихся отцов» их повзрослевшими детьми? Или сегодняшнее ощущение исчерпанности шестидесятничества есть проявление идейного кризиса, в том числе, кризиса романтизма, в мировоззрении, культуре, повседневности, морали?
2. «Революция закончена». Исчезла протестная идеология как питательная среда шестидесятничества. Из искусства ушел подлинный конфликт. Связано ли это с потерей образа врага в лице режима, системы? Или с обретением относительного социального благополучия (средний класс стал большинством)?
3. Главные идеологемы шестидесятничества, определявшие духовную реальность эпохи, — свобода, отсутствие цензуры, религиозное и национальное равенство, социальная демократия, вера в великую преобразующую роль искусства. Через двадцать пять лет после ее завершения они вновь актуализированы радикальными переменами в обществе 90-х. Однако художественная культура, на наш взгляд, не смогла ответить на запросы времени. В чем тут дело?
4. Драйв поколений — почему он утрачен сегодня? Почему нет ощущения мощного присутствия в сегодняшней художественной реальности нового поколения революционеров?
Безусловно, и редакционные вопросы, и круг авторов и «героев» этого номера, и сами размышления не претендуют на исчерпывающую полноту, историческую объективность оценок и универсальность подхода.
Эта журнальная книжка — не панорама 60-х. И не предъявление всех тем, которые возникают в связи с осмыслением шестидесятничества.
Для нас было важно заявить проблему соотнесения эпох и поколений с помощью (и при участии) и тех, кто безоговорочно принимает все, связанное с 60-ми, полагая, что их мировоззренческий и культурный ресурс вполне актуален и сегодня, и тех, кто без сожаления констатирует исчерпанность эпохи и всего, что составляло ее содержание.