Другое кино. «Ночь светла», режиссер Роман Балаян
- №5, май
- Виктор Матизен
«Ночь светла»
По мотивам повести Александра Жовны «Эксперимент»
В ролях: И. Купченко, А. Кузичев, А. Панин, О. Сутулова, В. Гостюхин, Б. Хижняк, О. Голица, В. Вовчук
Кинокомпания «МакДос», студия Iлюзiон-films при поддержке Службы кинематографии Министерства культуры РФ Россия 2004
Балаяна-режиссера всегда тянуло сбежать от действительности в мир, который он создавал по своим законам, — не случайно многие из его фильмов были экранизациями классики. В этом своем мире он играл в утонченные, почти эзотерические режиссерские игры, доставляя удовольствие ценителям чистой режиссуры. Хотя самый успешный его фильм «Полеты во сне и наяву» был как раз приближением к действительности, погружением в очень конкретную историческую среду — брежневский застой. Но это исключение лишь подтверждало правило, поскольку в «Полетах» главным был, по-видимому, автобиографический мотив — исповедь человека, который не может найти себе места в окружающей жизни.
Во время перестройки создатель «Полетов» потерялся, как и большинство советских режиссеров. «Можно бить кулаком в стену, но нельзя бить кулаком в вату», — говорил Станислав Ростоцкий. «Мы долбили стену. Долбили кирками, долбили молотками, долбили кулаками, рвали ногтями, долбили головой. Но вот она рухнула, и мы оказались в растерянности», — сказал в конце жизни Элем Климов, человек совершенно другого склада.
Балаян продолжал снимать и в 90-е годы, но словно бы по инерции. В современной картине «Две луны, три солнца» уже не чувствовалась новая, узнаваемая жизнь. Не было прежней легкости, уверенности и в экранизации тургеневской «Первой любви». Прошлое стало для автора таким же неуютным, как настоящее.Недавно в одном интервью режиссер признался: «Когда дали свободу, как ни странно, у меня пропало желание снимать кино. Мы были невольниками, которые мечтали о свободе, а получилось, что когда отпустили на волю — одни ушли в беспредел, а другие лишились стен, которые привыкли рушить. Вот такая ментальность. А сейчас время переходное, бессмысленное».
Судя по новой картине «Ночь светла»«, комплекс Стены, которую надо разрушить, наконец стал отпускать художника. Его ночь светла, и в ней виден прежний Балаян, все так же отстраненный от современной суеты и снова уверенный в том, что искусство должно существовать вдали от навязчивой конъюнктуры и злобы дня. Лишь по одной примете (приезжающей в интернат иномарке) можно понять, что на экране — наши дни, все остальное почти демонстративно бежит узнаваемой современности и с тем же успехом могло бы происходить двадцать, тридцать и даже сорок лет назад. Сходным образом когда-то уходил от настоящего Сергей Соловьев в «Ста днях после детства».
Место действия нового фильма Балаяна — интернат для слепых, глухих и немых детей, но режиссер не стал снимать в реальном учебном заведении, а использовал для съемок живописно расположенный на берегу реки детский лагерь. За его пределы камера не выходит, создавая ощущение замкнутого и едва ли не самодостаточного пространства, в котором люди живут по особым законам. Оператор В. Вержбицкий точно понял режиссерский замысел, и созданный им визуальный образ подчеркивает отрешенность героев от большого мира, их погружение (иногда буквальное, как в сценах, где высокая трава словно поглощает людей) в таинственную природную среду.
Тот, кто от мира сего, здесь не может прижиться. Поэтому появление в интернате молодой своенравной практикантки вносит разлад в сложившийся быт. Чтобы восстановить баланс, фильму понадобится еще один герой, отвергнутый миром слепоглухонемой мальчик, воспитанник-новичок, который, сам того не зная, вернет жизнь маленького сообщества к изначальной гармонии.
Школы для неполноценных детей, сумасшедшие дома, колонии строгого режима — излюбленный топос «черной волны» перестроечного кино, определявшего недобрую половину 90-х. Но тогда подобные знаковые объекты воспроизводили на экране с единственной целью — показать, что бывшее советское общество представляет собой Зону, где живут дефективные и сумасшедшие.
Балаян плывет против исчерпавшего себя кинотечения, хотя оценить это сможет лишь тот, кто хлебнул чернухи, то есть немногие: «черная волна», как известно, стала одной из причин катастрофического падения интереса к отечественному кино. Режиссер далек от того, чтобы сыграть на ущербности своих персонажей. Если он что и подчеркивает, то своеобычность, самоуглубленность и «компенсаторную» обостренность их восприятия. Эта обостренность в какой-то мере передается и зрителю, хотя звуковая тактика фильма не кажется до конца продуманной: пусть герои изъясняются жестовой или тактильной азбукой, закадровый голос переводчика мешает — куда уместнее, на мой взгляд, был бы субтитровый перевод.
Диспозиция картины определяется несколькими фигурами. Во-первых, это директриса интерната Зинаида в исполнении замечательной актрисы Ирины Купченко, чья уникальная способность воплощать идею жертвенной любви не оскудела с годами. Увы, сценарные да и режиссерские просчеты не позволяют актрисе в полной мере раскрыть характер. В ее героине слишком много недосказанного. Купченко словно не хватает места в фильме, чтобы реализовать очевидный психологический потенциал образа.
Люди «выбиты из своих биографий, как шары из бильярдных луз», — написал Мандельштам в первой трети прошлого века, но его замечание актуально и для постперестроечной российской действительности. В современном кино постановщики и актеры перестали заботиться о социально-психологической достоверности своих персонажей. Какой смысл, если вся типология, вся система кодов рухнули? Мало кого удивляет, что сапожник на экране выглядит, как пирожник, академик похож на дворника, а медсестра напоминает выпускницу института благородных девиц.
Купченко такого небрежения актерской школой себе не позволяет — у нее училка как училка, сыгранная в лучших традициях российского кино: вспомните «А если это любовь?», «Доживем до понедельника» или «Чужие письма» (где именно она училку и играла). Тут и профессиональное лицемерие, и нажитая одиночеством стервозность, и неподдельное чувство долга, и женская слабина, и потаенное страдание, и множество других тончайших психологических состояний, которые трудно передать словами. Надо видеть, как играет Купченко, надо видеть ее особую неизменную в любой драматической коллизии повадку истинно дворянского благородства. Именно эта повадка — в основе образа, который, несмотря на явные драматургиче-ские пустоты и лакуны, выглядит завершенным благодаря актерскому присутствию Ирины Купченко. Не стоило, пожалуй, только карандаши в гневе ломать и руку молодому воспитателю целовать: чувства ненависти и любви можно было выразить тоньше, но это скорее претензии к режиссуре.
Воспитателя Сашу, в которого тайно влюблена героиня Купченко, играет театральный актер Андрей Кузичев. Чувство влечет его героя в город, вслед за возлюбленной практиканткой (О.Сутуловой), а долг велит остаться в интернате, где в нем нуждаются дети. Побеждает долг. Хотя можно сказать и так: одно чувство берет верх над другим. Дело в том, что герой — не просто дефектолог, он учитель милостью божьей, обладающий мистическим даром слышать своих немых учеников. И хотя он принят в аспирантуру и может на законном основании покинуть интернат, в глубине души он понимает, что ему нельзя отрываться от этого места, от этих детей, что его призвание не в теории, а в практике общения с детьми. И если он покинет интернат ради прекрасной практикантки, исповедующей культ тела, то не ответит чувству, а изменит ему. Тело манит, и притягивает, и сводит с ума. Но главный эпизод фильма связан не с любовными утехами, а с восторгом иного рода: в один прекрасный момент герой понимает, что слышит немого мальчика Витю.
Практикантка — характер не вполне проработанный. Рустам Ибрагимбеков и Роман Балаян попытались то ли усложнить, то ли вывернуть наизнанку классическую советскую коллизию с педагогом-новатором и педагогом-консерватором, но не сделали ни то, ни другое и не уточнили актерскую задачу. Новаторствующая практикантка учит слепоглухонемых любви, за что ее изгоняет консервативная директриса — оно-то так, да не так, поскольку обе не без греха. Новаторша явно переступает грань между свободным воспитанием и совращением несовершеннолетних, ни мало не озабоченная, что тема ее научной работы с этической точки зрения довольно скандальна. Но, как выясняется, праведный гнев, который обрушивает директриса на практикантку, обусловлен не только нравственными критериями, но и элементарной женской ревностью, а также материнским инстинктом. В конце фильма мы узнаем, что слепой Саша, над которым практикантка проводит свои эротические эксперименты — фактически ни от кого не прячась (зачем прятаться, когда она уверена в своих действиях) и потому легко попадая на глаза директрисе, — этот тоненький и весь ушедший в рост юноша — сын Зинаиды, ее пожизненная боль. Этот сюжетный поворот во многом объясняет выбор профессии и пафос, с которым Зинаида служит своему делу.
Практикантка в интернате — чужая. Она опасна, потому что легко может разрушить ту атмосферу любви и нежности, на создание которой положила жизнь директриса. И Зинаида устраняет эту опасность, больше того — берет грех на душу: обманом вынуждает Сашу остаться в интернате еще на месяц с вновь поступившим воспитанником, а сама увозит остальных детей отдыхать. Очевидно, привязавшись к новичку, Саша уже не поедет догонять соблазнительную практикантку, которая не привыкла ждать. Но получается так, что резко прерванный «эксперимент» практикантки директриса сама отчасти взяла на вооружение. После возвращения детей в интернат мы видим, как Саша танцует романтический вальс с той самой слепоглухонемой партнершей, которую именно практикантка предлагала ему обучать нежным чувствам.
В интернате есть еще один воспитатель, по всему видно добрый малый, к тому же безнадежно влюбленный в Зинаиду Сергеевну. Хороший актер Алексей Панин по преимуществу сам строит свою роль, ибо ему, как и Ирине Купченко, не хватает драматургического материала. Безответная любовь к Зинаиде — вот что держит его в интернате. Об этом можно догадаться по маленькому, всего в несколько реплик, эпизоду. Но несколько реплик вырастают в роль, которая перестает быть второстепенной, оттеняющей главного героя Сашу, а становится полноценной ролью второго плана.
И уже не до вопросов к драматургии, когда в кадре появляется Владимир Гостюхин в роли завхоза интерната. Мощная актерская органика творит на экране судьбу как бы сама собой, помимо установленных сюжетом параметров.
Работает на человеческий объем фильма и другая — не актерская, а от естества идущая — органика, которую демонстрируют непрофессиональные исполнители: слепой Богдан Хижняк, сыгравший слепого парня, балерина Ольга Голица, ставшая на экране слепоглухонемой девушкой, Вадим Вовчук — летающий во сне и наяву мальчик Витя.
Погружаясь в художественный мир этой картины, ловишь себя на том, что количество значительных и не очень претензий к драматургии и режиссуре постепенно нарастает. Но вместе с тем идет и постоянное накопление образной энергии. За счет чего? Казалось бы, ясно: за счет актеров, которые доигрывают то, что не «доиграно» в авторском замысле. И можно было бы вполне удовлетвориться таким ответом, если бы не было определенной цельности в актерском ансамбле да и во всем эстетическом пространстве фильма. Давно известно: как только актеры (даже очень хорошие) начинают гулять по фильму сами по себе, он разваливается, а не складывается в целое. Значит, дело не просто в хороших актерах, а все-таки и в правильном кастинге, и в осмысленной, целенаправленной организации актерской игры, открытых эмоций, а следовательно — в режиссуре.
Похоже, вернувшись после долгого отсутствия на свою исконную территорию, Роман Балаян еще не успел освоиться. Многое он вынужден открывать заново, иногда теряя почву под ногами, иногда излишне настойчиво утверждаясь в ее прочности. Но главное, что заставляет с интересом ждать его следующую работу, — это неоскудевшее режиссерское мастерство, которое по-прежнему питает бескомпромиссно авторский, только Балаяну подвластный жизненный материал.