Петр Штейн: «Режиссура телемарофона»
- №6, июнь
- Жанна Васильева
Жанна Васильева. Чем жанр телевизионного романа, который заявлен в титрах «Бедной Насти», отличается от жанра сериала?
Петр Штейн. Прежде всего объемом. Для нашего телевидения 127 часов действия — невероятно. Это роман, сага. То, что продюсер Александр Акопов решил обозначить жанр как телевизионный роман, я считаю абсолютно правильным. Мы придумали такой жанр, чтобы не называться «мыльной оперой».
Ж. Васильева. Сценаристы «Бедной Насти» работали по американскому образцу?
"Бедная Настя" |
П. Штейн. Схема была такая: американка Лиза Сейдман писала сюжет и присылала разработку эпизодов. Отечественные авторы сочиняли диалоги. Все это переводили на английский и отправляли Сейдман в Штаты. Она делала правку, возвращала, ее замечания учитывались или нет, и только после этого сценарный кусок попадал к нам, к режиссерам. Акопов считает, что у нас еще нет людей, которые могут писать «поэпизодники» так хорошо, как это делают американцы, чей опыт в производстве сериалов насчитывает десятилетия.
Ж. Васильева. Американские консультанты работали и с режиссерами?
П. Штейн. Постоянно. Американцы консультировали по вопросам телевизионной технологии. Но прежде всего мне бы хотелось представить своих коллег. Это Екатерина Двигубская, Станислав Либин, Алла Плоткина, Александр Смирнов и Петр Кратенко. Сначала у нас было четкое распределение труда. Ваш покорный слуга занимался с артистами разбором сцен и мизансцен, Катя работала на постпродакшн (монтаже), Стас снимал натуру, а Алла, Александр и мой тезка Петр были чисто телевизионными режиссерами. Съемка шла сразу на три камеры. Задача телевизионного режиссера — сделать раскадровку и быстро сообразить, как все это снять. Причем монтаж шел непосредственно во время съемки.
Ж. Васильева. Как это — во время съемки?
П. Штейн. Режиссер монтирует сразу в процессе съемок на три камеры. У него есть три кнопки для перехода с камеры на камеру, но, конечно, что-то можно было поправить позже, во время постпродакшн. Это очень сложная работа, к которой я не имею никакого отношения.
Ж. Васильева. Во время съемок использовалась цифровая техника?
П. Штейн. Да. Это были камеры нового поколения hi-definition. Качество потрясающее, как на кинопленке.
Вообще-то, американская система производства сериалов не предполагает должности режиссера по актерам: у них телевизионный режиссер делает все. Так что сначала американцы дико удивлялись, глядя на меня: что это за тип тут болтает с артистами и съемочный процесс задерживает. Потом они поняли, что наши актеры, в отличие от американских, не могут работать, если им не ставить никаких задач, — есть специфика отечественной актерской школы. И когда в титрах первой серии я увидел свою фамилию в списке режиссеров, меня это покоробило: этакая «братская могила». Но постепенно, в процессе нашего марафона, все стало меняться: Катя перешла на съемки в павильон, Алла, Саша и Петр многое стали снимать самостоятельно, да и Стас работал в павильоне. На определенном этапе я начал снимать в основном ключевыесцены. Поэтому разделять нас в титрах по ранжиру было бы несправедливо. Каждый из моих коллег вложил свою лепту в коллективный труд.
Ж. Васильева. Участие режиссеров по работе с актерами — единственное отклонение от американской схемы?
"Бедная Настя" |
П. Штейн. Были и другие отличия. В Штатах, как правило, в «мыльных операх» работают актеры второго эшелона. При всем уважении к американцам, у меня от их сериалов все-таки остается ощущение fast food, гамбургера из телевизионного «Макдоналдса». Мы же собрали команду, которая хотела сделать в безумно короткие, невероятные сроки качественный продукт. У нас работала актерская элита: Калягин, Остроумова, Филозов, Филиппенко… Они все очень занятые люди, поэтому мы подстраивали график под них. Нам Калягин давал один день, мы снимали его эпизоды сразу в пяти, допустим, сериях.
Ж. Васильева. Понятно, что «Бедная Настя» — ироническая отсылка к «Бедной Лизе», попытка совместить исторический фон с мелодраматическим сюжетом…
П. Штейн. Конечно, это сказка. С моралью и счастливым концом — в отличие от «Бедной Лизы».
Ж. Васильева. Как известные актеры реагировали на предложение сниматься в такой долгой-долгой сказке?
П. Штейн. Наши актеры априори негативно относятся к сериалам. А тем более к «мыльным операм». Элитный эшелон нам с Акоповым пришлось уговаривать. Каждого. Но в итоге все работали с большим интересом. Я считаю работы старшего поколения актеров очень сильными. И Остроумова, и Филиппенко, и Филозов, и Калягин, и Виторган играют остро, выразительно. А Усатова какая замечательная получилась! У нее роль поварихи Варвары. В фильме все со своими бедами приходят на кухню и жалуются Варваре. Роль не слишком прописана, поскольку она вспомогательная. Но Усатова же телефонную книгу может сыграть так, что засмотришься. Кстати, образ Варвары — тоже отсылка, но уже к «Унесенным ветром». Помните, там была толстая негритянка, которая вела дом? Примерно в таком роде роль у Нины Усатовой. Поработать с замечательными актерами — это для режиссера профессиональное счастье. И знаете, удивительная вещь… Вот говорят, что роль надо вынашивать — в театре я и сам к этому привык. Но в этом марафоне, если сцена удавалась, мы вообще снимали по одному дублю. Выяснилось, что актерский организм к такой экстреме, как ни странно, подготовлен. Что сцену можно делать с ходу, и она может получиться живой, легкой… По крайней мере, я не нахожу, что у нас в «Бедной Насте» видны следы халтуры. Мы снимали добротно, абсолютно серьезно. И съемочная группа у нас подобралась удивительная… Это был какой-то порыв, иногда — подвиг, потому что наша жизнь начиналась в девять утра, а у актрис, как правило, даже в семь, у них был сложнейший грим. А заканчивали мы иногда поздно ночью. Мой личный рекорд окончания работы был в пять утра, например. А уже в десять нужно было снова выходить на площадку. И актеры выходили, поспав три часа. Но все это было весело, ненатужно, потому что было ощущение, что мы первопроходцы.
Ж. Васильева. А почему такой аврал был необходим?
П. Штейн. Выхода не было — нас эфир догонял постоянно. Бывали критические ситуации, когда мы снимали сцену, а на следующий день она шла в эфире. Это случалось, если кто-то из актеров был в отъезде. Нам нужно было быстро сцену с ними снять и вставить в серию. Но ни разу проколов не было.
Ж. Васильева. Страшный конвейер.
П. Штейн. Конечно.
Ж. Васильева. Есть ли специфика режиссерской работы в ситуации, когда серия снимается за неделю?
П. Штейн. Вы сказали, «за неделю — серия»? Как бы не так! В день — серия! Если бы кто-нибудь год назад мне сказал, что я буду снимать до сорока полезных минут в день, я бы просто рассмеялся. Конечно, мы постепенно входили в этот ритм. Вначале снимали не очень много. Ни актеры, ни телевизионные режиссеры, ни техника еще не были к этому готовы. Но потихоньку все притерлись, и последние два-три месяца мы умудрялись делать серию в день, даже не работая ночью. Не буквально — серию в день. Но мы снимали такое количество материала, которое соотносимо с объемом одной серии.Для меня этот опыт марафонского забега оказался очень интересным. Я в основном режиссер театральный. У меня были телевизионные работы, но, конечно, их меньше, чем театральных постановок. В сериале я пригодился как режиссер, который может быстро «размотать» сцену, быстро объяснить артистам их задачи. Я сейчас не говорю про первоначальный период, когда мы лепили характеры, — я говорю уже о текущей работе, о самих съемках. Конечно, быстро выстроить сцену и быстро ее снять можно только при условии, что актеры подготовлены и знают текст. Что у нас, вообще говоря, отнюдь не само собой разумеется. У нас театральные спектакли делаются долго. До генеральных репетиций обычно никто текст не знает. Да и на съемках, где снимают по две-три минуты за смену, актеры обходятся без заучивания наизусть… Наши артисты текст учить не любят. Но постепенно они приняли нашу ситуацию и американские условия труда.
Ж. Васильева. Что из вашего театрального опыта — кроме работы с актерами — помогло делать сериал?
П. Штейн. Наверно, я уже никогда не стану кинорежиссером. Это совершенно другая профессия. Кино — это воздух, шаманство. В сценарии может быть пять предложений, а все остальное — некий визуальный ряд, от которого ты не можешь оторваться. Но «мыльная опера» — это не совсем кино. Герои все время говорят. Ну, есть на натуре пара проездов, не более, а в павильонных эпизодах (их процентов 80-85) преобладают разговоры. По большому счету, мы делали фильм-спектакль. Поэтому оказался востребованным мой опыт и театральной режиссуры, и телевизионной работы.
Ж. Васильева. В чем была специфика работы с молодыми актерами, выбор которых оказался достаточно точным?
П. Штейн. У нас был колоссальный кастинг. Мы перепробовали дикое количество людей. Практически, у нас на пробах перебывали все актеры нового поколения. Потом мы месяц занимались пилотными съемками (это не касалось звезд) в маленькой студии на улице Вавилова.
Ж. Васильева. То есть работали, как в театре? Репетировали?
П. Штейн. Не совсем. Все сцены снимались, причем уже на три камеры. Правда, аппаратура была обычная, не hi-definition. Делался монтаж. Подкладывалась музыка. Все, как у взрослых. Акопов подробно все эти съемки отсматривал. Фактически не только уточнялись возможности актеров, но вырабатывалась и режиссерская концепция. Кого-то за этот месяц мы заменили, поскольку результаты не соответствовали нашим представлениям. Это были поиски жанра, если хотите. И только потом мы перешли на «Мосфильм», стали снимать по-настоящему. Так что подготовительный период был очень полезен. Кроме того, американцы учили наших операторов, как снимать на новой аппаратуре. Представьте себе человека, который ездил на «Запорожце» всю жизнь, а тут он садится за руль «Мозератти». Даже не «БМВ». Ребята все это освоили. Сериал снимала операторская элита.
"Бедная Настя" |
Ж. Васильева. Для молодых исполнителей главным критерием были шарм, обаяние молодости?
П. Штейн. И актерские способности. Мы же снимали сказку. На наш взгляд, все герои должны были быть обаятельными. И отрицательные, и положительные. Сценарий, кстати, это не предусматривал. Герой Димы Шевченко, негодяй Карл Модестович, судя по ремаркам, представал почти что вурдалаком. У американцев все очень просто. Если персонаж плохой, то он все время должен быть гадким. Чтобы, включив телевизор посреди, допустим, 25-й серии, зритель сразу увидел всю его «подлую» сущность. А мы искали, наоборот, обаяние в «злодеях», сыгранных и Филиппенко, и Остроумовой, и Димой Шевченко. Ведь 127 серий — длинный марафон, надо, чтобы зрителю не противно было на них смотреть. Опять же, у нас театральная традиция опирается на Станиславского, который говорил: ищите в злых добро и т.д. Поэтому мы хотели, чтобы все наши герои были максимально неоднозначными, чтобы они были не примитивными, не шаблонными. С точки зрения опыта, я доволен этой работой. Мне кажется, теперь я мог бы очень быстро сделать театральный спектакль. Когда-то мне говорил композитор Геннадий Гладков, с которым мы делали в «Ленкоме» «Бременских музыкантов», что музыка не пишется долго. Если к тебе приходит музыка — ты должен бежать к роялю и немедленно ее записать.
Ж. Васильева. В «Бедной Насте» нельзя не обратить внимание на очень красивые костюмы, продуманные декорации. Вы могли бы рассказать об этой части работы?
П. Штейн. Акопов пригласил одного из лучших наших художников-постановщиков — Александра Бойма. Костюмы делала замечательная художница — Наташа Стыцюк. Каждой героине она придумала собственную цветовую гамму, причем больше двух-трех серий актрисы одно платье не носили. Так что фантазия Наташи была просто неистощима. Если говорить о гриме, то он совершенно иной при съемках на аппаратуру hi-definition, чем на обычную камеру. С такой аппаратурой можно снимать при свече. И грим был нужен неяркий, едва заметный, в таком можно появиться на улице, в театре. Это было настолько непривычно, что девочки даже бежали к зеркалу, подкрашивали себе ресницы, с чем наш главный гример Ирочка Луи очень боролась.
Ж. Васильева. Понятно, что «Бедная Настя» — продюсерское кино. Вы могли бы рассказать об опыте отношений продюсера и режиссера?
П. Штейн. Я думаю, тут все зависит от характеров людей. Если продюсер со сложным характером и режиссер со сложным характером, они общий язык не найдут. Я по своей природе человек коммуникабельный. Я шел на сериал, заведомо зная, что все равно последнее слово за продюсером, за человеком, который платит деньги. Естественно, были какие-то компромиссы. О чем-то я жалею, о чем-то — нет. Что-то мне удавалось отстоять. Но конфликтов вплоть до разрыва отношений у нас не возникало. Знаете, мне есть с чем сравнивать. Я живу давно, и лучшие годы своей жизни провел в приемных Управления культурой. Я помню, как принимались спектакли, из которых мне вырывали самые лучшие куски. Недавно Глеб Панфилов на одном из телеканалов рассказывал о том, что ищет деньги — хочет снимать «В круге первом». Рассказывал, в общем, о непростой своей ситуации, но резюме было такое: и все равно я счастлив, что живу в это время, а не в то, прежнее. Я тоже счастлив, и, если выбирать между теми «приемками» и диктатом продюсеров, я за диктат продюсеров. Вообще, скажу так: Акопов — это продюсер, который «не жалеет патронов». У него это в характере — накрывать богатый стол, даже если нет денег. Извините за «туркменбашизм». Можно, конечно, на чужие деньги делать авторское кино и не учитывать мнение человека, который за это платит. Но мне кажется, это изначально неправильная позиция. Нашел деньги сам — и строй свой дом на свои деньги. Я недавно сделал на канале «Культура» фильм «Эта Пиковая дама» по повести Улицкой. Он прошел вроде бы с хорошими отзывами. Но это было почти авторское кино. С очень маленьким бюджетом. Там актеры работали из любви к искусству, да и я тоже: просто мне очень хотелось это снять. На такой работе я, конечно, больше хозяин: привожу любого актера, которого я хочу, я снимаю, как хочу — меньше надзора. Сам монтирую, сам музыку подкладываю. Сериал — совсем другое дело, на нем я ощущал себя членом команды громадного тихоокеанского лайнера, где каждый сосредоточен на каком-то одном участке работы.
Ж. Васильева. А новые планы подобных сериалов не возникли?
П. Штейн. Я сейчас стал главным режиссером компании АМЕДИА. Мы закончили комедийный сериал «33 квадратных метра». И начали следующий — современную историю, примерно 60 серий, что тоже немало… Схема работы точно такая же, как на «Бедной Насте». Есть и еще несколько проектов, находящихся в стадии разработки…