Сочи-2004: last but not least
- №10, октябрь
- Елена Стишова
Главной — и единственной — интригой юбилейного «Кинотавра», на удивление малолюдного в первые дни, стали кулуарные толки на тему «последней гастроли» отцов-основателей Открытого Российского фестиваля — Марка Рудинштейна и Олега Янковского.
"Водитель для Веры", режиссер Павел Чухрай |
Заявление отцов-основателей об отставке и обнародование мотивов оной имело последствия — уже в рамках фестиваля. Кинематографическое начальство решило — в свою очередь — обидеться на тех, кто объявил себя обиженным. Что и было прописано в поздравительных телеграммах, вывешенных на всеобщее обозрение в пресс-центре. Никто из московских официальных гостей не пожаловал на юбилейные торжества. Но градус юбилейного раута их отсутствие не понизило. Все катилось как по маслу. Тостующие и поздравляющие дружно откликались на новость о близкой отставке отцов-основателей, заканчивая юбилейные славословия популярным присловьем: «Этого не может быть, потому что этого не может быть никогда».
Неотразимый и элегантный, как всегда, Олег Иванович разбил на счастье пятнадцатую тарелку. Было мучительно больно даже представить себе, что Янковский уже не выйдет на сцену Сочинского театра, чтобы сделать свое президентское дело.
Коллективные переживания окрасили фестивальный марафон не свойственной ему доселе элегической грустью, чему способствовала низкая облачность и неюжная прохлада. Климат установился как нельзя более подходящий для просмотров. Даже конкурсная программа первой половины дня — «Дебют-»Кинотавр«- могла рассчитывать на зрителя (см. об этом в разделе «Разборы» статью Л. Малюковой «Кино-бреф»).
В большом конкурсе соревновались семнадцать фильмов. Без балласта не обошлось, но какой фестиваль без него обходится! Не избежать случайностей, если автор забирает картину, когда программа уже сверстана.
К примеру, «Время жатвы» в последний момент было отозвано ради Московского международного кинофестиваля. Не стану упоминать другие не доставшиеся «Кинотавру» хиты, чтобы не сыпать соль на раны сочинских отборщиков. Однако момент соперничества с Московским МКФ с недавних пор сильно отравляет жизнь «Кинотавру», хотя вслух об этом говорить не принято — гордость не позволяет.
Слава Богу, жюри было из чего выбирать. Фаворитами оказались «Водитель для Веры» Павла Чухрая — российско-украинская копродукция, только что номинированная на «Оскар» Украинским оскаровским комитетом, и «Мой сводный брат Франкенштейн» Валерия Тодоровского. Решения жюри на сей раз были благосклонно приняты фестивальной прессой, отдавшей свой приз обладателю Гран-при «Кинотавра» Валерию Тодоровскому. Лично я считаю кричаще компромиссным решение по номинации «лучшая мужская роль». Награждать надо было Богдана Ступку за роль в «Водителе для Веры» или Даниила Спиваковского — исполнителя главной роли в «Моем сводном брате». Но как не заметить картину «О любви» вечно молодого мэтра Сергея Соловьева, оказавшегося старейшиной (!) среди режиссеров-конкурсантов! Вот и отдали приз за мужскую роль Александру Абдулову — звезде соловьевского проекта. Мол, это по-божески на фоне абсолютного чемпионства «Водителя для Веры» (пять призов, включая главный — «Золотую розу») и двух престижных наград «Моего сводного брата» — к Гран-при прицепили еще и спецприз Президентского совета — за актерский ансамбль. (Рецензию на фильм Тодоровского см. в «Искусстве кино», № 7 , где мы начали рецензирование конкурсной программы «Кинотавра».)
…Помнится, в 98-м Марк Рудинштейн сделал попытку продать фестиваль компании «Инна-тур». Но не вынесла душа поэта, не смог он отдать родное дитя в чужие холодные руки. У меня есть надежда, что и в наступающем году все повторится сначала. И будет повторяться до тех пор, пока Марк Григорьевич с Олегом Ивановичем не найдут порядочного человека, за которого только и можно отдать любимую дочь. В числе возможных и желанных «женихов» называют Валерия Тодоровского, Александра Роднянского… А вдруг «Кинотавр» получит то, что хочет, — отдельную строку в бюджете?! Единственное, что может решительно повлиять на решение отцов-основателей об отставке.
Посему про юбилейный «Кинотавр» точнее всего сказать, что фестиваль был последний лишь в порядковом смысле, но не менее важный, чем прошлые и будущие. Как говорится, last, but not least.