Искусство без денег. Деньги без искусства. Дискуссия
- №3, март
- Даниил Дондурей
Из выступлений на дискуссии о принципах финансирования авторской, некоммерческой культуры, проведенной в рамках фестиваля «Новая драма» (Санкт-Петербург, сентябрь 2004 года)
Даниил Дондурей, социолог культуры. За последние пятнадцать лет наша культура пережила очень сильные и многоаспектные изменения во всех сферах и контекстах отношений между искусством и деньгами. Переустройство системы неизбежно привело к трансформации практически всех механизмов художественной жизни — исчезла цензура, появились разные формы собственности произведений, неоднозначные условия предоставления инвестиций, профессия продюсера… Были реабилитированы развлекательная культура, гламур, реклама, PR, прибыль. Понимание принципов «возврата денег» стало важнейшим аргументом запуска художественного проекта.
Хочу подчеркнуть, что, к примеру, в кино сегодня, как никогда прежде, востребованы талантливые люди, у подавляющего большинства из которых есть шанс, как у Алексея Сидорова (автора «Бригады»), мгновенно, после первой же удачи снимать большое кино. За Петром Бусловым (автором «Бумера») гонялись три кинокомпании, предлагали несметные гонорары. Итак, у нас сейчас — полное отсутствие какой-либо цензуры, довольно продвинутая аудитория, разнообразие полупрозрачных экономических механизмов, гонка за одаренными людьми, мощнейшая содержательная революция за воротами, но: «Где деньги (шедевры), Зин?» Тут скрывается какая-то до сих пор неопознанная культурная, как говорил Чехов, «запендя».
Государство, в сущности, в ближайшем будущем будет беспомощно в формировании принципов культурной политики. Оно ведь мало что умеет, там нет людей, которые бы серьезно хотели заниматься мегапродюсированием, разрабатывать животворные концепции, новые экономические и проектные т ск