Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Елена Яцура: «Слушать публику и фантазировать…» - Искусство кино

Елена Яцура: «Слушать публику и фантазировать…»

Беседу ведет Олег Дуленин

Елена Яцура давно вошла в ряд тех людей, которые многое определяют в отечественном кино. Среди ее продюсерских проектов такие фильмы, как «Апрель» Константина Мурзенко, «В движении» Филиппа Янковского, «Небо. Самолет. Девушка» Веры Сторожевой, «Последний поезд» Алексея Германа-младшего, «Богиня: как я полюбила» Ренаты Литвиновой, «Свои» Дмитрия Месхиева, «4» Ильи Хржановского, а в мае она представит режиссерский дебют Федора Бондарчука — картину «Девятая рота».

Олег Дуленин. Как вы относитесь к той появившейся недавно точке зрения, что господдержка якобы уже не нужна — продюсеры должны и могут искать деньги сами?

«4», режиссер Илья Хржановский
«4», режиссер Илья Хржановский

Елена Яцура. Это полная ерунда. Считаю, в ближайшие два-три года государство должно поддерживать не одиночные проекты, а пакеты проектов. Скажем, в экспериментальном кино должно быть почти стопроцентное государственное финансирование. Но если мы говорим о пакетах, составленных при участии нескольких независимых продюсерских компаний, доля безвозмездного финансирования должна составлять хотя бы 30 процентов. Мы готовы возвращать эти деньги, но в обороте они нам очень нужны. Остальное — задача на выживание. Каждый решает ее, как умеет. Часть денег можно закрыть телевизионными продажами, часть — своими оборотами, часть — кредитами, которые сейчас стали возможны, но государственные 30 процентов нас должны страховать. Иначе мы все время будем находиться в очень узком фарватере и наша киноиндустрия будет развиваться очень медленно. Господдержка необходима еще несколько лет. Это напрямую связано с количеством новых экранов в стране. Мы должны добраться до цифры хотя бы в 1000 экранов.

Если окупается проект с бюджетом в миллион долларов, это ведь не значит, что такой бюджет должен быть у всех проектов. В противном случае не будет ни жанровой политики, ни роста кадров. Да, в проектах с бюджетом свыше миллиона, как, скажем, в «Турецком гамбите» или «Своих», возможны и спецэффекты, и сложнопостановочные съемки. Именно на них мы растем, учимся делать коммерческий продукт, entertainment, который будет делать сборы, развивать кинотеатры и прочее. Но всегда остается зона экспериментального кино, которое, повторяю, нуждается в стабильной дотации. Ну зачем бросаться на амбразуру? За последние пять лет мы снимаем уже десятый дебют. И все вчерашние дебютанты — теперь достойные игроки. Их хотят студии, их время расписано на годы вперед, они снимают кино с большими бюджетами, но в тот момент, когда они появились, история их была очень зыбкой и непонятной. Так что, если бы в нескольких случаях государство нас не поддержало, было бы очень сложно. Это ведь педагогическая задача: продвижение на кинорынке новых профессионалов, у которых первые проекты могут быть и очень спорными. Впрочем, возможно, стопроцентное государственное финансирование и не обязательно, однако господдержка как некий лимит должна быть. Это отраслеразвивающая вещь.

О. Дуленин. А как вы относитесь к французской модели финансирования национальной киноиндустрии, то есть к взиманию определенного процента с проката американского кино?

Е. Яцура. Аккумуляция денег за счет проката американского и всего зарубежного кино предполагает наличие фонда и бюджета. Это некое насилие. Либо Федеральное агентство — либо французская модель.

О. Дуленин. Должен ли продюсер думать и об увеличении количества кинотеатров в стране?

Е. Яцура. Думать об этом можно, мысленно желать здравия развивающимся сетям тоже можно, но мы этим не занимаемся. Руки не доходят. К тому же это совсем другой бизнес. Кинотеатрами занимаются мои партнеры.

О. Дуленин. Вы как-то сказали, что не пристало уподобляться западному кино, у нас было и есть свое «сверхчувствительное», его и надо экспортировать…

«Девятая рота», режиссер Федор Бондарчук Фото А.Артемчука
«Девятая рота», режиссер Федор Бондарчук Фото А.Артемчука

Е. Яцура. С тех пор как я это сказала, утекло много времени. С одной стороны, на европейском рынке нас не очень хотят. Европейцы решают свои проблемы: им самим не хватает места. С другой стороны, за гораздо меньшие деньги мы начали снимать кино, которое интересно смотреть. Так что вполне возможно, что со своими успешными фестивальными и коммерческими фильмами мы все-таки станем попадать на европейский рынок. Это еще вопрос идеологии: насколько европейские студии захотят при нашем участии конкурировать с голливудским продуктом.

Мы можем присутствовать в Европе, но в любом случае, когда делаем кино, думать об этом мы не должны. Русская публика — абсолютно адекватная аудитория, на которой можно тестировать все. Так что если у нас какая-то картина имеет успех, значит, вполне возможно, что у этой картины есть шанс участвовать и на международном рынке.

О. Дуленин. Стало быть, копродукция — все-таки реальный путь интеграции нашего кино в Европу?

Е. Яцура. Лучший путь. Европейская система проката существует в режиме грантов и поддержек. Есть, скажем, программа «Медиа», предполагающая, что такой-то фильм выгоден для кинотеатров и у него есть шанс состояться даже с небольшим количеством копий. Здесь же правила бизнеса другие. Нет системы. Мы — вторые китайцы для Европы. У нас свой гигантский рынок. Последние несколько лет мы работаем в два-три раза быстрее, чем это делают в Европе. Соответственно быстрее появляются и деньги. Так что чем ковыряться в сложной копродукционной ситуации, лучше пойти на какой-нибудь национальный канал и поговорить о деле. Возможно, и расстаться из политических соображений с какой-то частью прав, но зато сделать проект быстрее и завоевать прокат.

О. Дуленин. Скажите, должен ли продюсер участвовать в выработке некоей национальной идеи?

Е. Яцура. Да. Кино — вещь идеологическая. Как все массмедиа. Продюсер должен отвечать за идеологию.

О. Дуленин. Лично вы отвечаете?

Е. Яцура. Да. Идеология — такая вещь, которая существует как бы сама по себе, мы о ней не особо задумываемся. Но каждый проект мы рассматриваем и с этой позиции: есть ось добра и зла, которую мы не нарушаем.

«Последний поезд», режиссер Алексей Герман-младший
«Последний поезд», режиссер Алексей Герман-младший

О. Дуленин. По-вашему, надо ли это где-то сформулировать?

Е. Яцура. Наверное, национальная идея и должна быть где-то прописана. На какой-то бумаге. Для обсуждения подробностей, с ответами на вопросы, откуда и куда мы движемся, чего ждем в будущем, что хотели бы оставить потомкам… Но в нашем случае в такой бумаге нет необходимости: достаточно правильного понимания вещей.

О. Дуленин. Обращаетесь ли вы перед проектом к каким-то статистическим, социологическим исследованиям?

Е. Яцура. Конечно, основная аудитория кинотеатров всех интересует. Ее структура, возраст, социальное положение и т.п. Что бы мы ни делали, экспериментальное кино или дорогостоящее с расчетом на большой прокат, мы не можем не учитывать тех, с кем работаем.

О. Дуленин. Сами заказываете такие исследования?

Е. Яцура. Нет. Они кем-то заказываются периодически, гуляют по рынку и не являются военной тайной. Мы знаем почти все наизусть и можем очень точно сказать, что по степени ожидания будет на первом месте, а что на втором. Тем не менее в рамках проекта «Девятая рота» — режиссерский дебют Федора Бондарчука — мы провели исследование фокус-групп сами.

О. Дуленин. Для вас важно, какими деньгами вы оперируете — чистыми, грязными?

Е. Яцура. Что такое «грязные деньги», мне непонятно до сих пор. Подарков у нас не бывает. С нами очень сложно вести переговоры, потому что мы ведем их долго и обстоятельно: не хотим оказаться в ситуации, когда кто-то чего-то не понял на входе.

О. Дуленин. Должен ли продюсер, помимо всего прочего, думать еще и о пиратах?

Е. Яцура. Есть позитивная тенденция сезона — некая легализация пиратского рынка. Или, другими словами, выработка новой ценовой политики. Очевидно, что при стоимости видеоплейера в сто долларов невыгодно покупать лицензионные DVD за пятнадцать. Чтобы цивилизованно решить этот вопрос, надо разобраться с ценами и опустить их на рядовые DVD, оставив высокую цену на подарочные издания. Силовые методы вряд ли возможны.

О. Дуленин. Неужели даже на государственном уровне ничего нельзя сделать?

Е. Яцура. Очень высока цена вопроса. Если я правильно помню цифры, для того чтобы решить его законодательным путем, то есть путем тщательного отслеживания всех каналов сбыта пиратской продукции во всех регионах страны с применением силы, требуется чуть ли не годовой государственный кинобюджет.

О. Дуленин. Насколько важен для вас региональный кинорынок?

Е. Яцура. Это наши будущие главные доходы. Скажем, фильм Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила» — стопроцентный столичный продукт для модной публики, тем не менее он очень неплохо прошел и в регионах: у нас несколько раз просили разрешение продлить прокат. Абсолютно уверена, свой миллион долларов картина все-таки собрала. Но тут возникает очень деликатная ситуация: что есть коммерческий проект, что — некоммерческий? Тем более, в контексте недавней премьеры фильма на Первом канале, вернее, следующего за ним ток-шоу, где собрались странные люди, которые стали говорить не о кино, не о его фактуре, а о своем личном отношении к Ренате Литвиновой. А все ведь очень просто: есть две территории — любовь и нелюбовь. Картина «Богиня: как я полюбила» о любви. Другое дело, что мы сделали попытку изложить эту тему, которая, вне всякого сомнения, важна и нужна, хотя и в довольно сложной транскрипции. Вообще мечта — это«Криминальное чтиво», когда коммерческое и некоммерческое сращиваются, но таких фильмов очень немного. Мы очень рассчитываем на региональный прокат картины Ильи Хржановского «4»: с помощью региональных рекламных агентств мы хотим собрать только ту совершенно отдельную аудиторию, на которую картина, собственно, и рассчитана.

Вообще-то, мы сейчас очень быстро двигаемся. Ситуация с отсутствием рынка, равно как денег и идей, практически решена. Мы имеем очень внятные ответы публики, что она хочет найти в кино. И что с удовольствием будет смотреть. Если сейчас сформулировать, куда нам нужно идти, надо сказать так: важно тщательно следить за тем, что происходит вокруг, внимательно слушать публику и фантазировать. Это вопрос индивидуального маркетинга. Надо только сделать правильные ставки.

О. Дуленин. Вы никогда не задумывались о сотрудничестве с региональными киностудиями?

Е. Яцура. Очень хочется снять нефтяные вышки и тайгу. Таежный триллер. Это эффектно и пока не продано: русский location. Надеемся, что появится соответствующий ресурс — человеческий и производственный.

О. Дуленин. Вы употребляете некоторое количество англицизмов, скажите, это профессиональная привычка, говорящая об отсутствии соответствующей терминологии в продюсерской профессии в России, или какая-то ваша позиция? Есть аналоги того же слова «креатив», например, которое вдруг все так полюбили?

Е. Яцура. В слове «творчество» нет того прагматизма, который есть в слове «креатив». Для меня креатив означает не столько творчество, сколько творчество с коммерческим результатом. Конечно, это слово употребляется мной не без иронии. Равно как и все его производные.

О. Дуленин. Телевидение как потенциальный партнер для реализации каких-то проектов вас интересует?

Е. Яцура. Пока мы в хорошей форме, будем снимать полный метр. Тем более что телеканалы проявляют к кинопроектам все больший и больший интерес. Тем не менее вместе с каналом НТВ мы решились на производство первого и, думаю, последнего сериала — он будет называться «Девять месяцев», как вы понимаете, про беременных. Есть истории, которые можно рассказать коротко, и истории, которые можно рассказать только длинно, так вот сериал «Девять месяцев» из таких. Ну невозможно рассказать про беременных с удивительными человеческими подробностями, которые им сопутствуют, в коротком метре, про это можно рассказать только в сериале.

О. Дуленин. Скажите, а разве не вы продюсировали сериал «Брежнев»?

Е. Яцура. Нет, это не мое кино. Я фигурирую там исключительно как автор идеи. Сериал посвящен памяти замечательного режиссера и актера Евгения Семеновича Матвеева, рядом с которым мне довелось провести несколько шумных лет и с которым так много хотелось сделать. Не успели.

О. Дуленин. Вы ведь были, если не ошибаюсь, идейным вдохновителем той знаменитой акции, когда деньги на фильм Матвеева «Любить по-русски-2» собирали буквально всем миром?

Е. Яцура. Дело не в этом. Идея сбора денег на вторую часть картины принадлежала не мне. Был очень убедительный Евгений Семенович, после развала Советского Союза совершенно потерянный для средств массовой информации и коммуникации. И все с ним, с неподдельной звездой, действительно

получилось: об этом я уж точно не жалею.

О. Дуленин. Как вы решаете нынешнюю актуальную проблему отсутствия хороших киносценариев?

Е. Яцура. Больший процент заказываем, но и честно читаем то, что нам приносят.

О. Дуленин. Современную драматургию тоже?

Е. Яцура. Стараюсь. Была на фестивале «Новая драма». Там очень много хорошего народа, пишущего неплохие диалоги. Вот братья Пресняковы, например. На мой взгляд, у них есть проблемы с формой, тем не менее этот ресурс мы всегда держим в уме. Или же Иван Вырыпаев.

О. Дуленин. Абсолютно запретные темы для вас есть?

Е. Яцура. Запретных тем вообще не бывает.

О. Дуленин. А кино вы смотрите как профессионал?

Е. Яцура. Нет, как зритель.

О. Дуленин. То есть отдыхаете?

Е. Яцура. Конечно. И абсолютно не замечаю, как оно смонтировано.

О. Дуленин. Для вас все равно, смотреть кино на DVD или на экране?

Е. Яцура. Я люблю кинозалы.