Гоголь-моголь. «Дикий. Дикий пляж. Жар нежных», режиссер Александр Расторгуев
«Дикий. Дикий пляж. Жар нежных»
![]() |
Авторы сценария В. Манский,С.Баранжиева
Режиссер А. Расторгуев
Операторы Э. Кечиджанян, П. Костомаров
Звукорежиссеры Г. Ермоленко, Д. Зимин
Композитор А. Пантюхин
Продюсеры Н. Манская, В. Манский
Студия «Вертов и Ко» при участии телеканала ТНТ
Россия
2005
Виталий Манский, продюсер фильма «Дикий. Дикий пляж. Жар нежных», назвал этот многочасовой опус Александра Расторгуева «Мертвыми душами». Имея наверняка в виду эпический размах обозрения и галерею новейших — в руссколитературном смысле — типов, настигнутых на черноморском пляже. Но я бы впечатляющий «Пляж» назвала не гоголевской поэмой, а «гоголь-моголем». Тоже ведь полезный продукт для истощенных органов чувств и живых еще душ.
Манский, как известно, не только продюсер, но и режиссер, в частности фильма «Бродвей. Черное море»1, в котором он открыл этот locus — клондайк сюжетов, лиц, судеб и взглядов. Таким образом, пионером новой съемочной географической площадки является Манский. Все дальнейшее обживание континента остается людям, другим разработчикам.
Поскольку «Бродвей» длится девяносто минут, а «Пляж» — более пяти часов, то именно протяженность определила структурные, содержательные, пластические особенности обеих картин. И главное — специфику их восприятия.
Сравнение этих опусов неизбежно. Не только потому, что отчасти совпадают их хронотоп, персонажи. И не только из-за слежения за тем, как матрица одного режиссера порождает сериальные композиции другого. Тут воленс-ноленс, но, скорее, ноленс, столкнулись два взгляда на реальность. Точнее, на ее образы — ведь реальность сама по себе не бездушна. И на способ ее (их) консервации, документации.
Манский в этой мирной, но все же дуэльной мизансцене оказался археологом (зрения). Расторгуев — историком (своей истории глаза). Близкие позиции, но не тождественные.
Манский, открыв на нашем юге «Америку», снял свой эпос в модернист-ском режиме «опущенных звеньев» (не путать с дайджестом или с Первым томом). А Расторгуев установил на прибрежной полосе нефтяные вышки, чтобы выкачивать черное золото подробностей и непрерывности.
«Бродвей. Черное море» — концентрированный бульон, в котором рас-плавлены потенциальные, инициированные и совсем прозрачные сюжетные фрагменты. Там за каждым мелькнувшим фигурантом просвечивала его реальная и воображаемая (нами, зрителями) биография. Но протагонист был один — пляжный фотограф. И время ограничивалось конкретным сезоном.
«Пляж» широк, как море, из которого, как из зала, можно выйти покурить, а потом, пусть даже что-то пропустив, — опять покачаться на волнах. И проплыть в пространство «романа-газеты», то есть воображаемой героями жизни и — жизни их натуральной, обыденной. А по ходу дела добраться, несмотря на долгий путь, до более доступных (по сравнению с «Бродвеем»), более внятных обобщений.
Манский отпечатывал — вслед за своим героем-фотографом — набор многофигурных многообещающих кадров и монтировал их на контрастах. Расторгуев втягивает нас и своих персонажей в воронку многожанрового кино. Но раскручивает героев многосерийного (многотомного) замысла в романном потоке. Одного из них (фотографа) он уводит с пляжа и лепит предысторию о том, как тот добывал верблюда для пляжных фото. Зато этому верблюду, партнеру по бизнесу, выстраивает биографию: от жизни в загоне — сквозь труднейшее путешествие раба на работу — до смерти. И вводит вставную новеллу — в стилистике репортажа — о ветеринарной справке, которую выдают бедные калмыки, живущие в деревне без света, и т.д. Другого персонажа из «Бродвея», карлика, Расторгуев застает на шуточной свадьбе, которую разыграли на глазах режиссера местные знакомцы этого карлика, изнывающие не только от жары, но и от рутинных будней. А карлик-циркач (мы его помним по «Бродвею») без смущения поддается на розыгрыш, на авантюру. Тем более что в фильме Манского он танцевал с высокой девицей, мечтая, возможно, и об этой — немыслимой — свадьбе. То есть центрального персонажа «Бродвея» Расторгуев делает в своей картине рамочным, а персонажа из массовки — героем «постановочной» новеллы, поставленной, однако, пляжными фигурантами.
Непременный успех этой картины в любом ограниченном или, напротив, в безразмерном виртуальном пространстве, несмотря на запрет российского телевидения, связан — как ни странно — с комфортностью зрительского соучастия. Хотя запрет вызван, «как говорят», исключительно художественными мотивами, якобы непривлекательными для развлекающейся у телевизора публики. Но заботливые люди не учли, что комфортность — я настаиваю — восприятия «Пляжа» обеспечена его длительностью, самим временем, за которое привыкаешь даже к самой немирной фактуре, прилипаешь к любому из отборных (отобранных на пляже) «дикарей». Поэтому опасность снизить показатели рейтингов кажется мнимой. Поскольку (воз)действие этого сериала равно противодействию. Его длинный, но гуманный метраж нормализует кровяное давление и чувствительность зрителей.
Не говоря о том, что всем хочется смотреть и рассматривать. И совсем мало кому — видеть-увидеть. Включая Манского, которому свой «Бродвей» — в отличие от «Пляжа» и, по-моему, без кокетства — не очень-то нравится. Потому что он не только ведь режиссер и продюсер, но и зритель.
К тому же время — деньги. Чтобы сделать карту «Бродвея», надо было сосредоточиться и вложить в картину, в картинки колоссальный заряд, который только какой-нибудь зритель-сорежиссер или режиссер (на сей раз Расторгуев) захочет развернуть в главы, отступления, в серии, арии и т.д. Выиграв у себя время для чего-то еще, Манский отдал деньги на развитие этого locus?a Расторгуеву, который так любит снимать, что времени не жалеет. Но главное — само это гениальное место может сниматься практически бесконечно.
Не знаю, комплимент ли это «Пляжу» или нарытой, откопанной площадке. Или же — вдруг и такое бывает — длящийся фильм способен настолько прорастать в расстилающейся реальности (либо наоборот), что конца тому и другому не быть. Не видать. И вот в этом — нечаянная радость золотоискателей. Амбициозных отчаянных режиссеров с продюсером.
Так это или не совсем, но в безлимитном времени у Расторгуева обнаружилось и соответствующее дыхание. Манский в свое время снял закрытый фильм, задевающий тех зрителей, кто попал в заданный режиссером тон и ритм — пульсар «Бродвея». Никаких околичностей, никаких разъясняющих кадров-планов режиссер не допускал. Расторгуев же врубает хронику приезда Путина в «Орленок» (который разрушается рядом с диким пляжем) и дожидается того, что один из самых отпетых персонажей его картины попадает на встречу с президентом в качестве возможного лидера административной верхушки этого края.
Время, отпущенное Расторгуеву, или же время, взятое режиссером напрокат, он использует терпеливо, без предрассудков замысла, умысла. Так на дикий пляж попадают кадры Беслана. И вот в месиво тел вклеивается хроника событий, а встык — пляжный телевизор с убийственным репортажем, который смотрят одни мальчишки без взрослых. И вот в знаменитом «Орленке» отдыхающая молодежь поет на линейке российский гимн. Хорошо, что поет не в финале, но все же грубовато выходит. Диковатостей, в том числе социальных, на этом пляже и без того хватает. А так получается — тавтология.
Недаром в «Бродвее» на роль главного героя Манский выбрал пляжного художника. Недаром режиссер там показывал рожениц и дожидался рождения (в волнах, в водах) девочки. Недаром он дождался урагана, а бег спасателей к утопленнику снимал запыхавшейся камерой.
А главным героем Расторгуева не случайно становится пляжный авторитет, выражающий длящееся двойное сознание наших людей хоть на пляже, хоть в асфальтовых джунглях. В одном эпизоде он недоволен тем, что «все ларьки принадлежат армянам», а ему — только часть пляжа. В другом эпизоде он ностальгирует по СССР, где «никто не различал армян, жидов, украинцев»… Не случайно еще одним главным героем Расторгуев выбирает жирдяя, воркующего по мобильнику с женой, но охмуряющего всех баб подряд. И снимает его мечтательные монологи о министерском кресле, о сенаторском мандате: министром он хочет стать сельского хозяйства, потому что знает, «как кормить свиней. Ведь главное, чтобы люди корм не отбирали».
Доходчивое получилось кино. Чересчур. Если б не еще одна героиня — Валька «с Ростова», которая справедливо прельстила Расторгуева, и он так ею увлекся, что перебрал с ней в романе, можно было и подрезать. Так вот, приехала эта перегидрольная беззубая толстуха на черноморскую фиесту с любовником, потому что муж после Афгана не очень в себе. Но она, как узнаем мы сквозь пьяную с матом речь, несчастливого мужа с любовником познакомила, отсылая нас этим сообщением прямо-таки — или точнее, криво — к «Рассекая волны…» на диком пляже«… И приковывая наш взгляд к ее монологу о счастье. Для одних счастье — дети, припоминает Валька. Для других — искус-ство. А сама она несчастна, потому что не стала актрисой.
И Расторгуев не выдерживает.
И одаряет свою Вальку изумительным планом, в котором она — так он снимает (на фоне неба-зелени, не впуская в немой кадр ни мат ее, ни живот) — становится наконец-то красавицей. А значит, актрисой одного кино Расторгуева и совсем другого. И — того же самого. Как «актриса» она выпендривается в его документальном фильме про жизнь дикарей. Как актриса снимается (словно клиентка Жени-фотографа в «Бродвее») в своем вымечтанном образе, который разглядел Расторгуев в тех еще съемках в «натурально реальном кино», а теперь уважил в кино сверхреальном. Так режиссер компенсирует ее телесные, социальные, все прочие недостатки, не меняя ничего в облике, внешности пляжной шалавы и кинодивы.
Именно так — естественно и резко — стирается надуманная выпендрежная граница между реальным и сюрреальным кино.
Точно такая же граница-стена пала и в лучшей новелле «Пляжа» — про карлика Мишу. Разумеется, именно эту новеллу на обсуждении фильма в Доме кино во время Московского фестиваля обвинили в «инсценировке». Но если б не было в картине противного бабника — будущего министра, не было бы гимна, Путина, Беслана, то есть знаковых социальных эпизодов, помогающих зрителям сообразить, что здесь к чему, то и этот удивительный сюжет самоигральной реальности, дающей фору любым ее инсценировкам, не распалил бы профессиональных ценителей неигрового кино.
В «Бродвее» тот же карлик бежал на дикий пляж из тбилисского цирка, с места военных действий. И «отвечал» в фильме Манского за войну, за ту социальность, которую в фильме Расторгуева берут на себя знакомые образы. А поскольку в «Пляже» эти образы отданы другим персонажам, коротышке Мише оставлен только праздник, который останется (в этом кино) с ним навсегда.
Эта новелла, когда после шутейного свадебного застолья карлик остается один и звучит полонез Огиньского, достигает почти вайдовской силы времен «Пепла и алмаза». Хотя по фактуре расторгуевская новелла — дико феллиниевская, ведь «невестой» коротышки восточного типа назначена дебелая сдобная славянка. Конечно, за маленького человека жутковато. Но не потому, что «посмеялись над уродом» его же знакомцы, хотя на самом деле — сама жизнь. А потому, что цена реализованной мечты всегда в кино (кроме голливудской площадки) и в жизни велика. У «людей и уродов» и дикарей. Не говоря об артистах (не только цирка), которым приходится, хоть плачь, выходить из ролей прямо в жизнь. А она — «груба», как говорила еще актриса Нина Заречная.
Этот изумляющий душераздирающий аттракцион местные жители устраивают не для отдыхающих. Но этот спектакль, которым немолодые бедолаги себя тешат и в котором «жених» добровольно участвует из-за мечты, чтобы розыгрыш превратился в реальность, раздвигает границы «Пляжа». Тогда-то это кино, достигнув незаурядности своей съемочной площадки, тоже становится незаурядным. Как киноправда. Как выход по ту сторону игровой и неигровой.
Подобно тому как Валька «с Ростова» награждается режиссером другим своим кинообразом, Миша из Тбилиси — разыгранным наяву сновидением, проекцией биографии, личной историей. После этого опасного аттракциона такой истории у него больше не будет. Но она — в форме грезы и реальности пляжной игры — зафиксирована на пленку! Которая если и «врет», то только «как документ».
Так вдохновенно, нейтрально, но не бесстрастно, как Расторгуев снял карлика-циркача, Манский снимал в своем фильме фотографа Женю. Он снимал его как своего двойника, только фактурой Манского было все «низкое», а у Жени — все «высокое», на верблюде. Манский показывал Женю «одиноким художником» и одновременно коммерческим фотографом, героическим бабником, озабоченным отцом, мечтающим, чтобы его сын вырвался подальше с этого «Бродвея» и попал в офф-бродвейское (арт)пространство. Расторгуев же, отдав свои художественные предпочтения карлику, фотографа снимает смертельно уставшим, как ишак (или верблюд), человеком.
И как зависимого от «крыши» работягу.
Иначе говоря, снимает уже не как «художника», а как «документалиста».
Можно даже сказать, что благожелательная реакция (в том числе культурных телеработников, оберегающих зрителей от арт-обстрела «Пляжа») на фильм Расторгуева сродни реакции неразборчивых пляжных моделей на карточки ранимого супермена Жени. Ведь те карточки — тоже на любителя.
Мы постоянно говорим о разрывах (исторических, социальных, человеческих), свойственных нашему пространству. Расторгуев, как, впрочем, и Манский, предъявил нерасторжимость (советского-несоветского, национального-универсального, колллективного-индивидуального). Но исключил из своего повествования бытийный обертон, неотвратимый в «Бродвее».
Взгляд Манского двигался от общего к частному, которое угрожало всеобщим. Потопом, например, смывающим черноморскую цивилизацию, пляжное поселение.
У Расторгуева взгляд направлен от частного к общему, которое вдруг индивидуализируется. Как, например, джинсовый костюм Путина, окруженного функционерами в пиджаках и при галстуках.
Но дистанция, которую предполагает нетерпеливая пристальность Ман-ского, блокирует восприятие его картины. Она действует так близко и так издалёка , что «не рассмотришь, не расслышишь» ни намека на «Пьету» в эпизоде с утопленником, ни «Отче наш» в его «Выбранных местах из переклички с друзьями» (в «Бродвее»).
А терпеливый Расторгуев, готовый длить удовольствие съемки, потихоньку и упорно добивается расположения публики.
В фильме Манского зрительская идентификация или отторжение от пляжной общности происходит через травму. У Расторгуева — через привыкание к персонажам и… примирение с ними.
Есть мнение, что Манский «людей не любит» (видимо, тех, кого он снимает), а Расторгуев «любит» (наверняка тех же самых). Не вдаваясь в эту полемику, все же скажу, что Расторгуев снимает жесткое посюстороннее кино. А Манский, тоже «жестокий талант», переворачивает оптику на знакомые и незнакомые объекты-субъекты, охваченные потусторонним — всегда подозрительным — взглядом. Речь идет всего лишь об особенностях дарования — о личных свойствах этих режиссеров я понятия не имею.
1 См. мою статью об этом фильме в «Искусстве кино», 2003, № 4.