Хорошая могила. «Бедные родственники», режиссер Павел Лунгин
- №9, сентябрь
- Игорь Манцов
Автор сценария Геннадий Островский.
Режиссер Павел Лунгин.
Оператор Михаил Кричман.
Художник Сергей Бржестовский.
Композиторы Мишель Арбатц, Рош Аве, Юваль Мисенмашер.
Звукорежиссеры Ален Курвелье, Стефан Альбине.
В ролях: Константин Хабенский, Сергей Гармаш, Леонид Каневский, Даниил Спиваковский, Марина Голуб, Наталья Коляканова, Эстер Гуетен, Отто Таусик, Грегуар Лепренс-Ренге, Миглен Мирчев, Петр Солдатов, Евгения Дмитриева, Филипп Иванченко, Михаил Парыгин, Елена Галибина, Екатерина Кибовская, Александр Ильин, Владимир Сальников, Марьяна Шульц.
«Оникс». Россия — Франция. 2005
Сначала знаменитый апокриф. В Канне-90 дебютную картину Павла Лунгина «Такси-блюз» отметили Спецпризом за режиссуру. Между тем фильм крайне не понравился Жан-Люку Годару, который оперативно откликнулся на чужой триумф следующей репликой: «Стоит увидеть, как Лунгин поглощает свой утренний йогурт за столиком каннского кафе, чтобы понять — перед нами мошенник и прохвост». Как-то вот так.
Успех Лунгина, его решительная, нагловатая манера повествования не понравились отечественному истеблишменту: реплику Годара единодушно подхватили газеты и злые языки коллег-кинематографистов. Лет через десять, напомнив Лунгину тот злополучный наезд мэтра, саркастичный интервьюер поинтересовался психологическими последствиями, кажется, надеясь услышать отповедь Годару, гневное опровержение, полемику. Но ответ Лунгина приятно удивил. «Бог с вами, — ответил он, — где Годар и где я! Вероятно, случайно попался ему на глаза. Не уверен, что Годар вообще смотрел ту мою картину. Он и думал, и говорил о чем-то о своем». Мне понравились эти легкость и незакомплексованность. Лунгин, живший в то время в Париже, производил впечатление действительно свободного человека. Однако фильмы его не находили в моей душе никакого сочувствия. Чего стоит один Мамонов в «Такси-блюзе»! После «Линии жизни» совсем перестал Лунгиным интересоваться.
Год назад взялся писать для одной питерской энциклопедии текст про «Свадьбу». Скорее всего потому, что картину снимали под Тулой, я-то сам в Туле живу. Оказалось, «Свадьба» — очень умная, тонкая картина про борьбу живых с мертвыми, про то, как дикая дивизия невменяемых упырей — все эти герои соцтруда и милиционеры, совковые родители и новорусские предприниматели, хабалки и карьеристы — мешают доброму молодцу жениться, и про то, как он в лучших традициях архаического фольклора — то есть всего за одни сутки — все-таки становится и мужем, и отцом. Важнейший, наряду с муратовскими, фильм постсоветского периода!
Но всего интереснее, конечно, Андрей Панин в образе Гаркуши, этого классического трикстера, который сначала разрушает мир, а после снова его созидает — из пепла, из ничего, из отчаяния и беды. Никто в постсоветской культуре не сказал о судьбе русского мужика даже тысячной доли той правды, которая удалась тут заезжему гастролеру, парижскому гостю Лунгину. «Жить-то хочешь?» — приставив к виску милиционера Борзова пистолет, интересуется Гаркуша. «Хочу». — «А я чего-то нет… Бери, начальник. Бери меня без целлофана». Панин, этот русский Николсон, этот реактивный невротик со стертой, неаристократической и неглянцевой физиономией, не имеет в нынешней социокультурной ситуации шанса стать мало-мальским героем или даже нормальным обывателем: в официальной культуре для него нет сюжетов, а в стране — маленького клочка земли, где он мог бы попросту выжить. Поэтому умный-преумный Панин всегда играет одно и то же — Великий отказ, «нет» этому миру и этому порядку вещей; поэтому он всегда бандит, полубандит, шулер, плут и нарушитель бессовестных правил. Бесконечно живой Панин, для которого больше нет места под солнцем, в одиночку ставит легитимность и целесообразность этого мира под сомнение. Уникальные особенности Панина из всех наших кинематографистов сознательно и последовательно использовал один только Павел Лунгин.
Новый фильм Лунгина — победившие на сочинском «Кинотавре» «Бедные родственники» — рифмуется со «Свадьбой». Обе работы выполнены в стиле неукротимой витальности, в манере «буря и натиск», «скорость и наглость», на грани потери «хорошего вкуса» — этой сомнительной категории, по наличию которой отечественные образованцы-начетчики опознают своих, «грамотных». Роевое томление то и дело разрешается у Лунгина выбросом сумасшедшей индивидуальной энергии очередного оголтелого солиста. Однако если «Свадьба» — волшебная сказка из жизни русских, то «Бедные родственники» — то ли назидательная притча, то ли фарс из жизни евреев.
Константин Хабенский играет «Остапа Бендера», Наталья Коляканова — «мадам Грицацуеву», а фильм в целом — история неудавшегося плутовства. По мне, и сюжет, и диалоги сценариста Геннадия Островского значительно уступают соответствующим компонентам «Свадьбы», писать которую Лунгину помогал Александр Галин. Однако и в новой картине есть перлы, которые запоминаешь надолго. «Человеку нужна хорошая могила. На неделю. Поскорбит — и уедет», — такими словами пришлый герой Хабенского, циничный король проигрыша по имени Эдуард, приобщает к своему плутовству местного раввина, хранителя еврейских могил. Городок Голотвин предстоит выдать за Голутвин. На самом деле Голутвин был стерт с лица земли во вторую мировую. Там теперь пустыня. Эдик привозит богатеньких иностранцев, чтобы те встретились со своими давно утерянными родственниками, так сказать восстановили связь, припали к корням, обнялись с живыми, порыдали над мертвыми. Голутвинские родственники, ясное дело, подставные, а деньги, хотя и верные, но небольшие.
Вот именно, оформилась новая тенденция: наши выдающиеся режиссеры бессознательно, но тем более последовательно и жестко обесценивают деньги, дискредитируют саму идею больших легких денег, еще недавно столь популярную. Ой, симпто-ом! Режиссеры же, правда, не лохи. Видят далеко, зорко. В «Настройщике», адаптируя традиционную западную фабулу «криминальная афера», Муратова понижает рабочую сумму с традиционных миллионов долларов до «всего лишь» восьми тысяч. Впрочем, всем ее персонажам и эта сумма кажется чудовищно большой, легко провоцирующей и многомесячную плутовскую возню, и трагические сожаления обманутой жертвы.
Лунгин идет еще дальше. Едва явившись в местечко, его Эдик предлагает первому попавшемуся пареньку «хорошо заработать». Сколько же? А целых 20 долларов! И впоследствии будут травмировать слух подобные «большие-пребольшие» суммы: 25 долларов, 50 долларов, максимум 90. Профанация либерального бреда (или все-таки лукавства?) относительно радужных перспектив отечественного общества потребления и сопутствующей ему внезапной капиталистической демократии.
Островский с Лунгиным рассказывают немудрящую историю про то, как любимое дитя нэпа, Эдуард Бендер в исполнении Хабенского, терпит полный финансовый и человеческий крах, зато лжеродственники, к полному изумлению корыстного интригана, который, по словам некоей русалочки, «никого никогда не любил», братаются, целуются, сливаются в экстазе. Снова, снова симптом. Историй такого рода, с таким вот пафосом не снимали у нас три тысячи лет.
Островскому повезло с постановщиком. Лунгин спасает ходульные анекдоты сценариста тем, что, как и в «Свадьбе», находит для «примитивного» сюжета пластический и темпоритмический эквивалент. Раз фильм про то, что расчет, умозрение и вкус — ничто в сравнении с жизнью и сопутствующей страстью, то следует строить каждый кадр так, чтобы интенсивность взаимодействия героев чудовищно, в десятки, в сотни раз превосходила повествовательную задачу. Надо, чтобы торжествовала избыточность, чтобы движения были лишними, жесты необусловленными, а эмоции форсированными. Чтобы царили не ум со вкусом, а скорость с наглостью — единственно эффективное оружие живых в борьбе с упырями. Надо, чтобы глупые анекдоты трещали по швам, а экзальтация с биологическим восторгом («хочу, могу и люблю!») — выплескивались зрителю в морду. Так и сделано.
Повторюсь, Лунгин — свободный человек, смелый. В Москве или Питере подобный фильм еще невозможен. Только в Одессе или Париже. Смысл лунгинской манифестации вот в чем. Подавляя нарратив, вкус и хорошие глянцевые манеры предельной экзальтацией, Лунгин отсылает к внефильмической реальности. Он говорит: есть вещи поважнее претенциозного «качественного кино», поважнее искусства. Ему в очередной раз кричат: «мошенник, прохвост», а он кротко улыбается: есть базовые вещи, глядите, и эти вещи располагаются в точке разрыва повествовательной ткани и ткани эмоциональной.
В середине фильма припомнил прошлогоднюю историю. Случайно оказался в одной еврейской семье, где несколько дней интенсивно общался с больной, но бодрой духом еврейской же бабушкой. Допустим, она ценит Савика Шустера с правозащитниками и не ценит Буша-младшего, я же наоборот, но все равно — с ней было интересно спорить и даже в корректной форме ругаться. Один раз речь зашла о нынешних беспризорных детях, тему подсказал телевизор. Она зачем-то ляпнула, а я почему-то запомнил: «В детдомах нет ни одного еврея. Евреи никогда не бросают своих детей в детдомах».
Дело ведь не в конкретной бабушке. Просто существуют формулы, вполне обеспеченные смыслом: основательные, несмешные. И есть многочисленные другие: амбивалентные, для жонглерства. Так вот, жизнеспособны лишь те социальные образования (этнос, государство, команда, бригада, семья и т.д.), которые могут предъявить пару-тройку обеспеченных концептов. Я не знаю, есть ли в наших детдомах евреи, это и не важно. Дело в том, что бабушкин концепт кажется высеченным из мрамора, из гранита. Словно тут не бабушкин треп, а спущенная откуда-то сверху заповедь. Кажется, от этих слов срываются «гроба шагать четверкою своих дубовых ножек». То есть можно быть анти- или филосемитом, но нельзя эту формулу проигнорировать, нельзя ее засмеять. Она не позволит, она сопротивляется иронии. Зато любимый мною «Брат-2» целиком состоит из поливалентных предложений. «Русские своих на войне не бросают!» — эта формула ходит ходуном, вибрирует, издевается. Правда, что ли — не бросают? Каких таких «своих»? На какой такой войне? А если эта война — гражданская, то бишь наша самая популярная, наша по-настоящему отечественная? Почва уходит из-под ног, и это страшное шаткое состояние компенсируется смехом. «Но-но, я полицейский!» — «Да я и сам милиционер!» Помню, как на этом фильме сползал от смеха куда-то под лавку. Раззудись плечо, размахнись рука. Ничего святого. Заповедник постмодернизма.
…И идут без имени святого
Все двенадцать — вдаль.
Ко всему готовы,
Ничего не жаль.
Наше новое барство уже заказывает «красоту», «эстетику», «величие» и «глубину», но тут появляется Лунгин и говорит: «Человеку нужна хорошая могила. На неделю. Зато красота с величием — фактически не нужны. Ну, или потом, потом». Вот вам «Бедные родственники»: не шедевр, больше, чем шедевр, — другое. В интервью Киры Муратовой, напечатанном в «Искусстве кино», я наткнулся на апологию Сергея Герасимова, у которого Муратова училась во ВГИКе. Герасимова, одного из лидеров советского официоза, давно, еще с перестройки, принято, презирая, разоблачать. И вдруг, резко меняя тон своих высказываний с игриво-необязательного на трепетный и ответственный, Муратова говорит: не трогайте Герасимова, что вы про него знаете?! Он был замечательный, благородный; любил своих учеников и неизменно им помогал; я всегда его защищаю, я не могу слышать о нем дурные слова, не могу!! Очень похоже на Лунгина. Муратова тоже поначалу со всем соглашается, кокетничает и юлит, но вдруг дает понять, что ее игра не тотальна. Что есть черта, за которой начинаются базовые ценности. Может, две-три, может, даже одна. И уже не до смеха, не до кокетства, не до цинизма. «Человеку нужна хорошая могила. Поскорбит — и уедет».
Кстати, Герасимов — человек 20-х годов, из породы фэксов. Вот, оказывается, откуда в фильмах Муратовой эта воля к безукоризненной форме, этот блеск! Все получено из первых рук, она — наследница по прямой. Ее безукоризненный вкус — лишь надстройка над чем-то более существенным. Это всегда опознаешь, чувствуешь. У нынешних, корыстолюбивых и циничных, никогда не случится ни лоска, ни формы, ни даже качественного глянца. Кто их учителя, кто диктовал им формулы успеха? Новые русские экономисты, менеджеры, дельцы? Что ж, и экономистов, и кинематографистов погребут обломки одноименного, то бишь новорусского рая.
Последний урок Лунгина: образ делается вопреки бытовой достоверности и наперекор повседневной очевидности. Никто не знает будущего, но свободные художники кое-что угадывают.
10 августа 2005 года
www.russ.ru
Журнальный вариант статьи Игоря Манцова, написанный для интернет-издания «Русский журнал»