Современная критика: игра в жмурки
- №11, ноябрь
- "Искусство кино"
Критика всегда раздражала. Творцы, как правило, были недовольны даже не столько конкретными рецензиями или статьями, сколько, похоже, самим существованием этого вредоносного, на них, творцах, паразитирующего цеха.
Были, разумеется, счастливые исключения (изредка наблюдалась любовь, признание, уважение со стороны художников, но лишь при условии полной взаимности), мы же здесь имеем в виду традицию. Сегодня в своей неприязни к критике подключились те, кто достает на кино деньги, кто его продает, продвигает, прокатывает. Непростые отношения исторически складываются у критиков и с читающей публикой. Конечно, зритель находит своего «советчика», того, кому он доверяет или, напротив, чье мнение привычно не разделяет, а потому, наперекор его оценке, упрямо идет в кино. К существующим трудностям профессии сегодня добавились новые обстоятельства, среди которых назовем тотальную агрессию желтизны, попсовости, гламура, а следовательно, и привыкание аудитории к скандалу и примитиву вместо серьезного анализа. К новым условиям существования отнесем и то, что территория, которую прежде занимала критика, теперь буквально захвачена пиаром — в разных его формах и ипостасях. При этом было бы неверным считать, что во всех трудностях момента критика склонна обвинять лишь своих оппонентов. Люди, пишущие о кино, во многом сами провоцируют непонимание, неприязнь, отторжение или равнодушие тех, для кого, собственно, они и работают. Актуальная для нашего журнала тема «критика критики» во всем многообразии проблем — как старых, так и сегодня возникших — определила содержание целого ряда материалов этого номера. Разведенные по нескольким рубрикам, они представляют взгляды режиссеров, продюсеров, прокатчиков, журналистов и, разумеется, критиков. Среди последних — и главный редактор британского журнала Sight and Sound Ник Джеймс.
Разговор о сегодняшней критике нам показалось важным дополнить зарубежными рецензиями на активно обсуждаемые российские фильмы «4» и «Космос как предчувствие». Тем самым мы затрагиваем еще один популярный сюжет наших профессиональных дискуссий — о разнице суждений отечественных и зарубежных коллег о том, что производится в России.