Аннотации научных статей
- №3, март
- "Искусство кино"
Елена Стишова. А свадьба пела и плясала
Статья представляет анализ самобытной эстетической формы, в которую облек актуальное и сего-дня повествование о Чернобыльской трагедии Александр Миндадзе, автор сценария и режиссер фильма, показанного в Берлинском конкурсе. Критик разбирает разные подходы к картине, которую западная пресса отнесла к жанру фильма-катастрофы, выявляя узость такого определения для метафорического, притчевого, философского кино Миндадзе.
«В субботу», метафора, Александр Миндадзе, притча, фильм-катастрофа, Чернобыль
Зара Абдуллаева. Роман-фантазия
Стержень статьи, посвященной показанному в Панораме Берлинале фильму Александра Зельдовича «Мишень», — рассмотрение в разных аспектах нового для российского кино тренда — артмейнстрим. Разбирая особенности стиля этого первого постсоветского футурологического фильма, автор обращает внимание на то, что именно на него сфокусирована картина, именно он становится ее содержанием.
Артмейнстрим, Берлинале, Александр Зельдович, конфликт, «Мишень», стиль, футурологический фильм
Нина Цыркун. Посылание в дебри
Обзор фильмов, вошедших в конкурсную программу Берлинале-2011. В статье утверждается, что большинство официально отобранных картин объединяют две взаимосвязанные темы: «посылания в дебри» как испытания человечности и надежды на появление миссионерской личности, которая поможет найти выход в тупиках пришедшего в хаос, находящегося на грани Апокалипсиса мира.
Берлинале, «В субботу», «Железная хватка», «Маржинальная торговля», «Надер и Симин. Развод», «Приз», «Сонная болезнь», «Таинственный мир», «Туринская лошадь», «Ходорковский»
Жанна Васильева. Развод по-ирански
Статья о фильме известного иранского режиссера Асгара Фархади «Надер и Симин. Развод» обобщает опыт создания редкого синтеза артхауса и жанрового кино, соединения в сложную полифоническую структуру интеллектуального художественного замысла и мелодраматических или криминальных комедий. Автор рассматривает фильм, получивший «Золотого медведя» Берлинале-2011 в контексте творчества режиссера, а также в его взаимодействии с особенностями нового кино Ирана.
Берлинале, «Золотой медведь», «Надер и Симин. Развод», неопределенность, политический жест, психологический триллер, рамки, универсальная история, Асгар Фархади
Антон Долин. История (не о) лошади
Рецензия на фильм одного из крупнейших венгерских и европейских режиссеров Бела Тарра «Туринская лошадь» представляет собой разбор не только художественной ткани, но и сложнейшей философской концепции, определившей весь строй этого выдающегося произведения. Положенная в его основу подлинная история из биографии Ницше дает автору статьи возможность остановиться на важнейших мировоззренческих и нравственных категориях, показав, в каких аспектах и формах они предстали и в картине Тарра, и в творчестве великих русских писателей-мыслителей, в частности, Толстого и Достоевского.
Апокалипсис, Берлинале, Ницше, «Преступление и наказание», «последний фильм», Бела Тарр, «Туринская лошадь»
Вика Смирнова. За апокалипсисом
Статья на примере «Туринской лошади» исследует два главных методологических сюжета в творчестве Белы Тарра: минимальный монтаж и театральность, позволяющие венгерскому режиссеру создавать метафорические истории. Обращаясь и к другим фильмам Тарра, автор останавливается на таких важных для его эстетики особенностях, как «чувство спонтанности», символическое опосредование образа, бесконечная пролонгация действия, рефрены и скольжение по кругу, и т.п.
История, минимализм, «притча об апокалипсисе», Бела Тарр, театральность, «Туринская лошадь», угасание жизни, энтпропия
Зара Абдуллаева. Опыт анонимности
Рецензия на «Таинственный мир», вторую работу аргентинца Родриго Морено, успешно дебютировавшего на Берлинале-2006 фильмом «Охранник», анализирует природу воссоздания на экране такой тонкой материи, как «время». Проживание, а не переживание времени становится условием импровизационного стиля, структурирующего неприметную повседневность, — отмечает автор статьи, знакомя читателя с главными составляющими сегодняшнего кинематографического постимпрессионизма, к языку которого прибегает аргентинский режиссер.
Берлинале, Буэнос-Айрес, время, кинонаблюдение, Родриго Морено, повседневность, проживание, «Таинственный мир», человек фона
Ольга Шакина. Визит Минотавра
Автор статьи о «Бычаре», режиссерском дебюте известного бельгийского сценариста Микаэля Р. Роскама, рассматривает возможности жанрового кино — в данном случае триллера о мафии, исследовать такую актуальную и серьезную проблему, как самоидентификация современного человека в радикально изменившемся глобальном мире. Центральной темой статьи становится трансформация экзистенциального сюжета «крузада мертвеца» в эпопею выживания героя в постполярном мире, лишенном четких представлений о добре и зле.
Бельгия, «Бычара», героическая эпопея, «гормональная мафия», постполярный мир, Микаэль Р. Роскам, самоидентификация, фальшь
Андрей Плахов. Посттоталитарный импрессионизм
Рассматривая фильм Паулы Маркович «Приз», завоевавший награды Берлинале-2011 за лучшую операторскую работу и работу художника, автор статьи обращает внимание на характерные черты современного аргентинского кино: увлечение феноменологией провинции, изображение ее с едва заметным сдвигом в сюрреализм, атмосферность картины и одновременно заторможенность внутреннего движения.
Аргентинская школа, Берлинале, военная диктатура, конспирация, Паула Маркович, политический протест, «Приз»
Тамара Дондурей. Против интерпретации
Статья прослеживает эволюцию и воплощение оригинального замысла немецкого режиссера Вима Вендерса, показавшего на Берлинале свой фильм «Пина» — о хореографе Пине Бауш. Автор описывает разные этапы работы этого выдающегося театрального новатора — от этюдов с танцовщиками на предложенные ею темы до завершения цельной сценической конструкции, а затем обращаются к анализу метода самого Вендерса, приходя к выводу о схожести подходов обоих художников к опыту восприятия человеческого поведения, передачи характера, образа, к портретированию и людей, и городской среды, мегаполисов.
Пина Бауш, Вим Вендерс, «Весна священная», категория сиюминутности, «Кафе Мюллер», «Kontakthof», «Пина» в 3D, «Полнолуние», сопричастность зрителей, эксперимент
Игорь Сукманов. По направлению к swans
В рецензии анализируются разные формы проявления интереса современного кинематографа к собственной природе. Интеллектуальную мелодраму «Лебеди» режиссера из Португалии Хьюго Виейра да Силва автор рассматривает как феноменологическое исследование бессмысленности слов и поиска содержания посредством созерцания предметов и человеческого тела. Да Силва, по мнению Игоря Сукманова, осуществил эксперимент, который самим сюжетом призван отстаивать идею примата кино как искусства движущихся изображений.
Берлинале, интеллектуальная мелодрама, «Лебеди», Хьюго Виейра да Силва, созерцание, тактильность, тело, отчужденность
Елена Плахова. Неправильный фильм
Разбор леворадикального по замыслу фильма Джонатана Сагалла «Губная помада», показанного в Берлине. Автор вводит в контекст сегодняшней фестивальной конъюнктуры, мешающей восприятию картины как произведения искусства, а не как предлога для политического скандала. Автор рецензии рассматривает эстетическую и идеологическую природу картины, допускающую двусмысленное толкование и полярные оценки режиссерского послания.
Берлинале, «Губная помада», Израиль, лесбийская любовь, Палестина, психоаналитический триллер, Джонатан Сагалл, скандал
Ольга Шакина. В поисках Эрика
Автор рецензии на дебют Дж Си Чендора исследует возможности расширения границ, заданных жанром триттела, основанным на актуальной финансово-экономической проблематике. Статья рассматривает, как работают на этом сухом материале правила идеального кинонарратива, где единственным катализатором саспенса становятся отношения между людьми.
Антитеза «человеческое-античеловеческое», антагонистичные пары, «Маржинальная торговля», правила киноповествования, Дж Си Чендора, margin call
Лариса Малюкова. Бумажные игры
Портрет классика мировой анимации Мишеля Осело, легенды силуэтного кино, абсолютного автора своих картин — он сценарист, режиссер, художник-дизайнер, аниматор, монтажер. Автор статьи, отталкиваясь от последней работы Осело — полнометражного фильма «Сказки на ночь», снятого в 3D и представленного в конкурсе Берлинского фестиваля, разбирает эволюцию стиля и метода Осело, новаторские приемы, которыми он обогатил разные анимационные технологии — вырезание из простой бумаги, работа с зеркалами, компьютерная графика, стереокино и 3D.
Киноинсталляции, Мишель Осело, сказка, «Сказки на ночь», силуэтная анимация, универсальность