Неслыханные перемены, невиданные барыши. О российских анимационных блокбастерах
- №2, февраль
- Лариса Малюкова
В анимационной среде принято смотреть на коммерческую мультипликацию искоса. C давних времен сложилось сакральное отношение к действу под названием «одушевление», и в советские времена при потоке «среднестатистических» мультфильмов была своя иерархия, на вершине которой были Автор, Аниматор, Художник. Режиссеры стремились к созданию если не произведения искусства, то штучного рукотворного фильма.
Сегодня более 90 процентов отрасли сидит на донорской игле госфинансирования. Перекроют «кран», разлюбит наш перманентный президент мультипликацию — и враз она прекратится. Так называемая коммерческая мультипликация вроде бы готова не только выйти из-под финансового госконтроля, но и приносить своим инвесторам невиданные барыши. Правда, готовность эта какая-то ненадежная.
Вместе с тем истекшая зима обнаружила двух лидеров, а с ними два пути развития событий на пути коммерческого одушевления масс.
В новогодние каникулы в прокате стартовали «Иван Царевич и Серый Волк» и «Смешарики». «Иван Царевич…» пулей выскочил на первые строчки рейтинга, обогнав игровые кинохиты — наши и заокеанские, «Смешарики» собрали около 9 миллионов долларов, тем самым не вернув вложенные средства. Сравнение финансовой и творческой истории двух проектов весьма поучительно. По сути, оба фильма — вариации франшизы. «Иван Царевич…» по-мичурински приращен на древо сказочного богатырского мульт-эпоса. После первых неуверенных опытов на поприще долгоиграющего мульткино (сериал «Приключения в Изумрудном городе» и фильм «Карлик Нос») студия «Мельница» нащупала наконец свою золотую жилу. Конвейер по производству богатырей работает бесперебойно с 2003 года (тут не лишним будет напомнить, что конвейер от английского convey — означает «передавать», это машина непрерывного транспорта, предназначенная для перемещения сыпучих, кусковых или штучных грузов). Пять «богатырских» фильмов, сделанных разными режиссерами по одним лекалам, собственно, и обеспечили студии ее существование и развитие. Известно, что государство финансирует исключительно сами проекты. Когда фильм завершен, профессионалы со студии «истекают». Отсюда и возникает безостановочная «гонка», коллективные прыжки с фильма на фильм, с одного «кускового продукта» на другой — профессионалы всех звеньев должны быть обеспечены бесперебойной работой.
И вот результат. Уже предыдущая серия «Три богатыря и Шамаханская царица…» собрала неслыханные для отечественной анимации деньги — более 19 миллионов долларов… Мошна «Богатырей» растет практически вертикально от серии к серии. От фильма «Алеша Попович и Тугарин Змей», на который потратили 4 миллиона долларов, а собрали всего лишь 1 730 000 долларов, до «Ивана Царевича…», сборы которого подбираются к 24 миллионам долларов.
Важно заметить, что качество фильмов при этом не улучшалось. Более того, первый «Алеша Попович…», еще сделанный въедливым художником, суперпрофи Константином Бронзитом, несмотря на некоторые просчеты, был, с точки зрения анимации, среди прочих «рисованных богатырей» наиболее профессиональным «продуктом». Производственная линейка год=фильм не дает возможности аниматорам на приличном уровне «разыграть» во всех подробностях своих героев. Да и режиссеры менялись, как перчатки (заметим, у нас практически нет анимационных профи, за плечами которых — опыт создания качественного полнометражного мульткино), Сергей Глезин (режиссер фильма «Три богатыря и Шамаханская царица» был продюсером «Карлика Носа», Владимир Торопчин (режиссер фильма «Иван Царевич и Серый Волк») — аниматором на «Изумрудном городе», Илья Максимов («Карлик Нос», «Добрыня Никитич и Змей Горыныч») тоже режиссером стал на студии «Мельница», художник Константин Феоктисов заявлен режиссером следующего фильма. Создается ощущение, что режиссером может быть любой причастный к проекту, был бы налажен конвейер. Фильмы делаются слишком быстро, небрежно, если говорить об анимации, сценарии. Главная изюминка долгоиграющего «сюжета» в столкновении условной архаики со злободневностью, мифологии с современным сленгом. Это главный конек «Богатырей», освоенный — и усвоенный — прекрасно. «Имейте совесть, наконец. Вы срываете нам конкурс «Образ богатырей в народном творчестве». — «Какие теперь супостаты? Всех перебили». — «Да, поторопились». Реплики пишутся с двойным смыслом: вроде и по сюжету, а вроде и намек: «Типичные богатыри. Сначала бьют, потом спрашивают». «Дорогой Алеша! Мы живем хорошо. Князь наш совсем спятил и попал в беду». Иногда в лоб: «Не царица. А королева. Королева красоты. Да все будет хорошо». — «Что хорошо? Ты что, «Русское радио», что ли?» Некоторые эпизоды сильно смахивают на пародийную телевизионную программу «Большая разница».
А зритель и рад. К тому же от фильма к фильму «богатыри-царевичи» правильно ориентируются на «прокатной местности», уточняют, так сказать, адрес дислокации. Из традиционного семейного кино вектор их движения устремлен на молодежную аудиторию. «Иван Царевич…» — рисованная молодежная комедия, не сторонящаяся взрослого, а порой и сомнительного юмора (в фильме на протяжении всего действия Русалка пышнотелая «соскальзывает» на «Цепного кота»). Кроме того, изначально «Богатыри» создавались мичуринским методом, как особый фрукт: внутри — старорежимная репа, то есть исконно русское содержание, приключения, основанные на мифологии, эпосе, фольклоре. По форме же кино американское, произведенное по кальке современных анима-хитов. И система персонажей, и история борьбы бравых суперменов за мир во всем мире, их победная борьба с непобедимым злом, и гэги, и природа юмора…
К тому же Сельяновым крепко усвоен принцип суперуспеха, продуманный, прописанный и культивируемый в американской кинодержаве. Об этом продюсер неоднократно рассказывает: примерно раз в семь лет в кинопространстве должен происходить какой-то сверхуспех, иначе голливудский миф, часть американской мечты, перестанет работать. Американская машина как по заказу производит раз в семь лет эти вспышки. За 70 тысяч долларов сняли — 70 миллионов долларов собрали: успех окрыляет идущих следом… И вот цифры. В 2004 году выходит первый «богатырский» фильм, снятый профи Бронзитом. Успех — ноль. Спустя ровно семь лет продолжение богатыриады срывает кассовый куш. Прокат «Ивана Царевича…» продлится до марта, таково согласованное решение кинопоказчиков и создателей — студии «Мельница» и компании «СТВ». Успех надо закреплять… денежно.
«Смешарики — также чисто продюсерский проект, в каком-то смысле франшиза. Точнее, принятая в мире практика, когда популярный сериал выходит на большой экран. «Смеши» — один из самых дорогих медийных франчайзов. Шесть сезонов, двести серий. Среди продюсеров главного мультсериала нулевых Илья Попов, создатель продюсерского центра «Рики», по сути уже целого концерна, в который вошла не только студия «Петербург», производящая «Смешариков», но и агентство по управлению правами, лицензионное агентство, издательство (огромное число учебников, книжек, раскрасок, ежемесячный журнал), отдельные компании для создания компьютерных игр и Webпроектов, компания, занимающаяся разработкой и продвижением коллекций одежды для взрослых и детей, Студия графического и промышленного дизайна, Центр развития для детей и наконец «Мармелад-пром» — десятки товарных групп, основной поставщик игрушек и сувенирной продукции под брендом «Смешарики» на российский рынок. Компания прирастает по обороту продукции каждый год на 25—35 процентов. (По словам Попова, «Смешарики» только в 2010 году заработали около 200 миллионов долларов, основную часть принесла продажа игрушек, продуктов, тетрадей и прочих товаров под брендом «Смешарики», причем доля телеправ в доходе проекта «ничтожна».) «Смешарики» именуют самым успешным капиталистическим проектом, связанным с кино, на всем постсоветском пространстве. Для студии и ее дочерних компаний переоборудован большой заводской корпус, немалые средства вложены в ремонт и оснащение (современная история с мытарствами «Союзмультфильма» — полный негатив глянцевой истории успеха студии «Петербург» — прародительницы «Смешариков»).
И вот, дабы создать и продвинуть на кинорынок первый «смешариковский» фильм для киноэкрана, объединяют свои силы «Рики» Ильи Попова, студия «Базелевс» Тимура Бекмамбетова, «Тройка диалог» (один из лидеров в инвестиционно-банковском бизнесе в России и Украине) и создают первый паевой инвестиционный Фонд «Тройка диалог — 3D кино».
Увы, надежды пайщиков не оправдались. За три недели проката мультфильм собрал немногим больше 8 миллионов долларов — меньше своего бюджета.
Хотя 3,5 миллиона долларов было потрачено на продвижение мультфильма (часть этих денег — около 0,8 миллиона долларов, выделил Фонд поддержки кино). Общий же бюджет мультфильма составил 11,5 миллиона долларов. Невиданная по затратам сумма в суровой действительности российского кинорынка. Чтобы окупить эти затраты за счет проката и получить прибыль, «Смешарики» должны были собрать более 23 миллионов долларов, так как половину сборов оставляют себе кинотеатры.
Правда, продюсеры фильма оптимистично полагают, что «мошна» фильма будет прирастать за счет продажи телевизионных прав и продвижения на другие рынки, и прежде всего на ТВ-каналы, DVD, Blu-ray. Илья Попов успокаивает инвесторов: «У нас есть еще год, чтобы заработать прибыль, и мы прилагаем все усилия, чтобы ее получить, пока итоги подводить рано». Мне кажется, что для нарождающейся мультиндустрии победа «Смешариков» на большом экране была бы полезной. Инвесторы поверили бы, что мультипликация — не прорва, в которой бесследно исчезают вложенные средства, что именно мультипликация может приносить неплохие дивиденды.
Однако история успеха, плотно связанная с историей «Смешариков», дала трещину. Что, как показывает российская практика, не означает, что и следующие полнометражные «Смешарики» будут неуспешными — напротив, и это со всей очевидностью демонстрирует «богатырская франшиза».
И все же неудача «Смешариков» во время дележки «новогоднего пирога» (релиза в зимние каникулы), да еще на фоне кассового прорыва «Ивана Царевича…», была особенно демонстративной.
В чем же причины?
На мой взгляд, можно говорить о двух основательных и связанных между собой промахах. Сценарий и адрес. Бомба была заложена в самой структуре «Смешариков» — многолинейной истории круглых «шариков», которых слишком много: есть взрослые «смеши» (Кар-Карыч, Лосяша, Пин и другие), есть дети (Бараш, Ежик, Крош, Нюша, Биби), есть второстепенные герои, которые слишком схожи между собой. Для такого «группового героя» сценарий должен был быть написан таким образом, чтобы зритель (причем не только прикормленный сериалом) сумел их всех отличать.
К тому же именно сценарий был главным козырем «Смешариков». Подобно Носову с его Солнечным городом, его авторы сумели создать свой особенный вымышленный мир. В нарочито ярком, безоблачном пространстве маленькие и большие герои «без углов» познают, сколь сложны, разнообразны, противоречивы действительность и все живое. Здесь влюбляются, пишут стихи, даже размышляют о философии и смысле жизни. И что самое удивительное, смешариковский текст в сериале доходчив, но не глуп, поэтому фильмы интересны огромной аудитории, включая маленьких детей. Для взрослых у «Смешариков» своя ниша — игра в аллюзии на уровне названий и недетских тем («В начале было слово», «Полеты во сне и наяву»), на уровне диалога с киноклассикой (в «Смысле жизни» с джармушевским мертвецом, в «Ежике в туманности» с фильмом Норштейна).
Полнометражный фильм творился, как «крутоголовый динамичный современный экшн». За три года на мировом уровне освоена технология 3D (в этом отношении у «Смешариков» нет конкурентов). Однако его создатели благостно решили, что можно сделать фильм «для всех». Для малышей и их родителей, тинейджеров и семейной аудитории. В итоге они попали в «молоко». Малышей напугал и путаный сюжет (Смешарики, покинув свою уютную страну, оказываются в современном мегаполисе в роли супергероев), и взрослые темы взаимоотношений творцов с мерзкими продюсерами, и капиталистический образ мыслей, и ипотека, и сам агрессивный ход 3D действия.
В общем, «Смешарики» опровергли модную сегодня теорию о том, что качественная трехмерная картинка сама по себе в состоянии «вытянуть» даже слабую (или путаную) историю.
Тинейджер на «Смешариков» даже со слоганом «Все по-взрослому!» и не планировал идти. Семейная аудитория предпочла фильму «Елки-2» и «Ивана Царевича…» В общем, «Смешарики» не сумели стать «супергероями», не случайно в финале фильма они «прозорливо» возвращаются в свою нарисованную страну, покидая суровый реальный мир, где не сумели оценить по достоинству их таланты. Худрук «Смешариков» Анатолий Прохоров подвел неутешительный итог: «Аудитория не поверила, что мы сделали фильм для всех из достаточно известного сериала. Сериал здесь сыграл как очень сильный минус полному метру: он известен как детский, а кино сделано для семейной аудитории, включая аудиторию подростковую. Главный зритель нам не поверил, что детский сериал «сделал» фильм для них, и не пошел в кино».
Но этот новогодний «забег» двух лидеров коммерческой анимации в России свидетельствует о том, что нынешняя аудитория уже не презирает «отечественный кинопродукт». Более того, готова прощать небрежность, среднее качество профессии. Аудитория хочет смотреть оптимистичное кино — в том числе анимационное — «про себя». Не важно, когда и где вершатся события — в сказочной Руси («Иван Царевич…») или оптимистичных по-бекмамбетовски Новосибирске и Перми («Елки-2»). Аудитории важно сегодня и сейчас чувствовать, что «все будет хорошо».
Второй вывод. Новогодние каникулы продемонстрировали, какая «русская анимация» востребована. Главное, чтобы «костюмчик сидел», то есть чтобы была «своя фишка» (в «Царевиче» это совмещение мифологии и современных реалий), да чтобы «в лоб» и без затей.
И наконец, про коммерцию, идея которой сегодня трубно призывает продюсерские умы и сердца. По рассказам Александра Роднянского, последние два года плотно внедрившегося в американскую индустрию, доминантой всех проектов и даже деловых взаимоотношений является идея фильма — как результата. Желательно хорошего. Если получится — очень хорошего. Даже такая акула бизнеса, как Харви Вайнстайн гордится тем, что за ним пятьдесят лучших фильмов независимого кино. Бизнес — система координат, позволяющая выживать кинематографу. Но внутри «системы» от режиссера и авторов до механиков и ассистентов все говорят о сценариях, об историях, о людях. У нас сегодня доминирует простая идея, она же цель — заработать. Лучше — много. Совсем здорово — за казенный счет. И эта идея сама по себе, может, и неплохая, для искусства губительна. Стоит ли забывать, что и качественное, умное анимационное кино может быть востребованным? И мудрый гуманистический пиксаровский «Вверх» за первый уикенд заработал около 70 миллионов долларов.
Технология производства полнометражного анимационного кино в России только создается. Наново складываются отношения с госфинансированием, частными инвесторами, с рекламой, экспертами, и главное — с публикой.
Настал удивительный для страны момент, когда денег больше, чем идей. Но когда денег больше, чем идей, — деньги прогорают.
Впрочем, еще не вечер, «Смешарики» — лишь первый акт долгой франшизы. Время покажет, насколько продюсеры фильма учтут ошибки выпечки «первого блина» и переориентируют проект. Так что в ближайшем будущем будем сожительствовать не только с «Богатырями» и множеством производных фольклорных героев, но и с круглыми питерскими «шариками», вылупившимися из телеэкрана.
Директор по маркетингу «Рики» Светлана Лебедева, верящая в победное шествие своих героев, не скрывает названия следующих фильмов. За «Смешариками. Начало» будут: «Смешарики возвращаются» и «Смешарики навсегда»!