Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Что я снимал бы сегодня - Искусство кино

Что я снимал бы сегодня

В конце 90-х снимать Москву было непросто: в ней не было вертикали – одна горизонталь, неровная и рыхлая. При статичной 35-мм камере это создавало проблемы: кадр было трудно закомпоновать. Из этого можно было выкрутиться ручной легкой камерой – но их тогда толком не было. 

Сейчас вертикаль появилась – понатыкали высотных зданий, город приобрел разный масштаб: от мелкого – витрины, киоски у метро – до монументального. 

«Проступила» советская застройка – она перестала быть фоном, а выделилась в фигуру – появились конт­растирующие детали: лужковский бодрый кич, стекло и бетон 2000-х. 

Комбинация плохого и приемлемого вкуса, разных социальных языков, останков нескольких утопий – сталинизма, гуманизированного сталинизма, социализма с панельным лицом, дешевого и все более дорогого капитализма.

Много уродов: «Наутилус» на Лубянке, библиотека МГУ – монументальный и нелепый проект, реализованный из самых дешевых материалов – будто экономили и на проекте, и на воплощении тоже. Коррупция с ушами торчит из точечной застройки – прошлое уничтожается, несмотря на призывы и «скрепы». Даже в Сретенском монастыре – уж на что родник духовности, – а и то почти закончили нечто элитное офисно-жилое.

Приводит в бешенство состояние конструктивистских зданий – их в Москве очень много, это золотой фонд мировой архитектуры. Все ужасно запущено, ветшает и рушится. (Не только в Москве, впрочем.) В этом – свинство: в отношении к собственному наследию. Дикость и жлобство – этого много. Персонажи и персонажихи, выходящие из… бара, окруженного черными «Кайенами» и «Мерседесами» со спящими, разинувшими рот охранниками. Как тут ездят, как подрезают.

Москва, на мой взгляд, – пирог из культуры и жлобства, воспоминаний и свинства. Тут на каждом квадратном метре что-то было – и до тебя, и с тобой. И на этом же метре всегда будет свежий плевок.

Недавно ночью на Чистых прудах в одном из окон увидел интерьер – как не отсюда – проектор, кресла, доска, книги на полках. Ремонт с иголочки: оказалось – библиотека имени Достоевского. Капков много сделал для гуманизации лица Москвы. Думаю, что Парк культуры и набережные – лучшее, что произошло – со страной! – за последние пятнадцать лет. Удивительно было наблюдать, как гуманизированная, не жлобская среда меняет поведение людей: куда-то подевались гопники, откуда-то взялось множество нормальных физиономий.

Парк культуры – пример, как внедрение осмысленного порядка и простого здравого смысла, основанного не на воровских, а на всем понятных нормальных, человеческих началах, меняет российскую ситуацию. Меняет сверху – но народ с радостью подстраивается.

Что я в свое время не снял и что снял бы сегодня в Москве?

Подъезы панельных домов с покрашенными масляной краской поч­товыми ящиками и сваренные из пятимиллиметрового листа ящики для домофонов и лифтовых кнопок.

Решетки в тамбурах на этажах. Тамбуры с вынесенной туда ненужной мебелью.

Заборы. «Никакие» места – улицы без названия, какой-то проектируемый тупик в Мытищах, где мой автосервис. Склады, общежитие какого-то института, заселенное вьетнамцами и горцами. Сам какой-то институт – со сталинским архитравом и облезлым портиком за решеткой забора, поверх нее колючая проволока.

Влажную штукатурку где-нибудь в марте – апреле.

Площадки детские.

zeldovitch-2«Москва», режиссер Александр Зельдович

Институты секретные. За заборами – ФИАНы, ЛИКи и пр. В знаменитом институте Академии наук на проходной до сих пор система пробивки карточек «приход/уход». Паркетные полы и линолеум советских учреждений.

Железнодорожные пустыри и околовокзальные пути – магический мир.

Пустые – под сдачу – этажи офисных площадей в новых небоскребах.

Советские бассейны: «Чайка», «Олимпийский». Дизайн, бетон, туф, кафель.

Общежития на Дмитровке. Территории за Савеловским вокзалом. Там мир в себе.

Одичавшие клубы. Потухшие кострища бывшего веселья. Всякие «Лучи», «Сохо румз».

Что стало с девушками? Наверное, подались на юг. Представляю себе косяки из улетающих девушек в московском небе – где-нибудь над Новодевичьим.

Снял бы ЦУМ. Глазами залетевшей туда птицы. Так, чтобы изображение передало запах.

Снял бы кладбище. Продавцов цветов – их там пять-шесть человек.

Халяльную чайхану на Курском. Ее посетителей.

Сам Курский – самый опущенный вокзал в Москве – как нырнуть в конец 80-х. С чувством глубокого унижения…

Мавзолей с Лениным.

Президентский проезд по Кутузовскому, мимо Парка Победы.

Строгинскую пойму летом. Людей в трусах и купальниках.

Фойе Большого театра после ремонта.

Где еще есть золото? Побольше золота.

Снял бы свой переулок, где в 1918 году расстреливали, – в четырех местах.

Мост, где недавно убили Немцова, я уже снимал в «Москве».

Там Оля, стоя на этом самом мосту, произносит хорошую фразу: «…если найти ее, кавычку, и дернуть, то все внезапно обвалится, как рвота…»

Москва – один из величайших городов мира. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Kinoart Weekly. Выпуск 118

Блоги

Kinoart Weekly. Выпуск 118

Наталья Серебрякова

Наталья Серебрякова о 10 событиях минувшей недели: Николасу Рэю 105; Хичкок повлиял на Ромера; "Зеленые глаза" Маргерит Дюрас; Клинт Иствуд оправдывает Трампа; Джордж Р.Р. Мартин о запуске нового сериала; Грета Гервиг адаптирует "Маленьких женщин"; Брэдли Купер спродюсирует сериал об ИГИЛ; снимут сериал о медике-психопате от Фукуа; Харви Кейтель награжден в Локарно; Кейт Бланшетт снялась в клипе Massive Attack.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.