«ИСКУССТВУ КИНО» – 85. Не юбилейное. О стратегии журнала в последние два десятилетия
- №1, январь
- Даниил Дондурей
Никаких отчетов о заслугах и неудачах. «Искусство кино» – национальный журнал, один из самых старых в Европе среди профессиональных, теоретических изданий о кино. Он выходит с 1931 года. Выходил и в самые тяжелые времена, и в те, что полегче. Анализировал известные, важные, в том числе запрещенные фильмы, отечественные и зарубежные. Неизменно поддерживал талантливых авторов, хотя публиковал и стенограммы официальных разгромов лучших наших режиссеров. Чтобы избежать амнезии.
Как ни странно, журнал выходит до сих пор в ежемесячном режиме. Делать такое издание сегодня, в эпоху кризисов, на бумаге и в Интернете, кажется невозможным. Мы переживаем кардинальную смену вех, затронувшую всех и всё: от технологии до экономики, от коммерческих интересов, эстетических притязаний до трансформации самих типов современного мышления.
Не буду перечислять имена великих и молодых режиссеров, о которых мы писали. Все знают, что в «Искусстве кино» печатались Эйзенштейн и Вертов, Антониони и Годар, Тарковский и Герман, Спилберг, Херцог и Ларс фон Триер, Сокуров и Муратова.
«Искусство кино» – это десятки тысяч текстов, опубликованных в более чем девяти сотнях журнальных книжек.
Библиотека Конгресса США сделала по своей инициативе – что очень приятно – наш полный (текстовой и визуальный) электронный архив за все годы существования журнала и расписывает его в настоящее время для русскоязычного мира.
Уверен, что не было ни одного значимого явления в советском и российском театре, изобразительном искусстве, фотографии, драматургии и, конечно, телевидении, о котором журнал не писал бы и в природу которого не вглядывался.
Позволю себе обратить внимание на несколько приоритетов, которые определяли редакционную политику последние двадцать три года.
Будучи убежденными, что отечественное кино неотделимо от мирового, прежде всего (но не только) авторского, мы постоянно дотошно исследовали тенденции, процессы, проявившиеся явно и скрыто на крупнейших фестивалях. Рассматривали кино в контексте того, что происходило в других сферах художественной деятельности – на международных биеннале, на «Документе», на Авиньонском театральном фестивале и т.д. Этот контекст распространялся на многовековую историю искусства, но анализировал и современное поле медийного творчества.
Разумеется, социальная, политическая, гражданская проблематика остается для нас не менее важной, чем эстетическая.
Приоритет – отношение к человеку и искусству как к «расширяющейся галактике» творчества и свободы – пространству непрерывного обновления, постоянного появления новых смысловых интересов, затруднений, трансформаций.
Редакция все эти годы была уверена: в наших текстах не должно быть жестких иерархий, лоббирования, высокомерия. Мы не сомневаемся, что художник, как и человек вообще, достоин сложного взгляда на свою практику.
Наша позиция – сущностный выбор. Это касается искусства, реальности, авторов. Суждений и оценок. Избегать самоцензуры – опасной «привилегии», убивающей любое сообщество. Быть ответственными, говорить и публиковать лишь то, что мы думаем не только об искусстве кино, но и о механизмах современной пропаганды.
Это наше личное дело. Как и отношение к чудовищному приговору, вынесенному кинорежиссеру Олегу Сенцову.
Наше дело – писать и публично поддерживать тех, кто несправедливо наказан, кто нуждается в солидарности.
Наше дело – быть свободными и в текстах, и в жизни. 85 лет полноценного существования журнала позволяют думать, что такая свобода не является утопией.
ДАНИИЛ ДОНДУРЕЙ