Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Дитер Косслик: «Наша система работает» - Искусство кино

Дитер Косслик: «Наша система работает»

Генеральный директор Берлинале об организации фестиваля. 

— В 2006-м вы привозили в Берлин бывших заключенных тюрьмы в Гуантанамо на показ «Дороги на Гуантанамо», выходили на сцену вместе с группой The Rolling Stones на премь­ере картины «Да будет свет» в 2008-м — в истории фестиваля было множество ярких моментов. Какие запомнились вам как особенно удачные или, наоборот, провальные?

ДИТЕР КОССЛИК. О неудачах пусть расскажут другие. Для меня все события очень значимы. Фильмы фестиваля всегда рассказывают о том, что творится в мире. В этом году лозунг Берлинале: «Право быть счастливым». Это непростая задача. Многие люди мигрируют, вынуждены покидать родные страны, разоренные войной. Люди страдают, лишаются работы, голодают. Мы называем их беженцами.

— В этом году тема беженцев и миграции в целом стала одной из ключевых на фестивале. Только Берлин недавно принял 80 тысяч беженцев. В связи с этим в рамках Берлинале были запланированы специальные проекты?

ДИТЕР КОССЛИК. Фестиваль был основан в 1951 году, в период самого масштабного движения беженцев. Эта тема всегда присутствовала в программе фестиваля. В этом году будут показаны фильмы, авторы которых пытаются не просто осветить ситуацию, но осмыслить причины возникновения войн и миграции.

Прежде всего, я не мог планировать событие, не думая о тех, кто не сможет в нем участвовать, о тех, кто непосредственно страдает. Делиться культурным опытом – наша обязанность. Мы собираем средства для людей, оказавшихся в тяжелых ситуациях. Беженцы получили возможность поработать на фестивале. Для этого мы организовали специальную службу поддержки, чтобы им было проще попасть в кино. Но, главное, благодаря фильмам Берлинале кинематографисты и зрители могут больше узнать о тех странах, откуда к нам прибывают беженцы.

kosslik 2

— Каковы ключевые темы фестиваля в этом году?

ДИТЕР КОССЛИК. Основной мотив, как я уже говорил, – поиски счастья. И хотя присутствуют такие актуальные темы, как кризис с иммигрантами, они все же не главные. Кинематографисты исследуют причины сложившейся в мире ситуации. Прослеживают историю своих стран, рассматривают и анализируют конкретные события, последствия которых мы наблюдаем. На фестивале представлено и разнообразное французское кино. Многие картины своей легкостью, формальной небрежностью немного напоминают мне фильмы «новой волны» – при этом авторы изображают жизнь с подлинно философской глубиной. Кроме того, в этом году мы отмечаем тридцатилетний юбилей премии «Тедди». Эта награда была создана в то время, когда геев в Германии еще могли арестовывать. Мы уже успели забыть об этом.

— Сегодня очень легко потерять почву под ногами. Часто привычная жизнь людей рушится в один момент. Вы считаете, это характерный признак нашего времени?

ДИТЕР КОССЛИК. Термин «безопасность» сегодня нельзя употреблять исключительно в контексте деятельности полиции и борьбы с терроризмом. Мы также переживаем первый масштабный экономический спад, порожденный глобализацией. Причины тому – не только сложные территориальные притязания и столкновение экономических интересов на Ближнем Востоке. Жители Афганистана и многих стран Африки вынуждены эмигрировать. Нынешние проблемы в экономике – очень сложные и во многом неизведанные следствия глобализации. Яркий пример – Китай. Если один производит футболку за два цента, а другой продает ее за один, компании предпочтут второй вариант. Если воздух где-то оказывается настолько загрязнен, что люди не могут выходить на улицу, как в Пекине, компании уходят в другие страны. Деятельность корпораций с их необузданной жаждой прибыли и повлекла этот мощный спад. На языке кино это можно назвать флэшбэком. Мир не может нормально функционировать, если шестьдесят три богатых человека владеют теми же средствами, что и 3,2 миллиарда бедняков на планете. При Людовике XIV такая схема тоже не сработала.

— Влияние глобальной экономики на людей исследует и Том Тиквер в картине «Голограмма для короля». Почему она не участвует в Берлинале?

ДИТЕР КОССЛИК. Мы бы очень хотели представить этот фильм с великолепным Томом Хэнксом в главной роли, но, к сожалению, в итоге обстоятельства сложились иначе. Это, конечно, обидно.

— Насколько широко представлено на фестивале немецкое кино?

ДИТЕР КОССЛИК. В этом году в официальную программу фестиваля включено более семидесяти разножанровых фильмов из Германии. В их числе такие конкурсные фильмы, как «24 недели» Анне Зоры Беррашед об отношениях одной пары и созданные в копродукции «Я – Неро» Рафи Питтса и «Одни в Берлине» Венсана Переса, а также ленты молодых немецких режиссеров в программе «Перспектива», которую открывает картина «Улица Метеор» Алины Фишер. Кроме того, на этом фестивале будут показаны фильмы 1966 года, созданные в Западной и Восточной Германии.

— Насколько значимый вклад в Берлинале вносят авторы, участвовавшие в программах «Резиденция», «Кампус талантов» и Всемирного фонда кино?

ДИТЕР КОССЛИК. В программу этого года включены работы примерно сотни кинематографистов, участвовавших в этих проектах в последние тринадцать лет. Среди них конкурсный фильм «Я – Неро», снятый в рамках «Резиденции», фильм программы «Панорама» «Раненый ангел» Эмира Байгазина, участвовавшего в «Талантах Берлинале». Картины «Время длилось бесконечно» и «В последние дни города», представленные в программах «Панорама» и «Форум», были созданы при поддержке Всемирного фонда кино. Так что наша система работает.

— В этом году почетная награда будет вручена постоянному гостю Берлинале немецкому оператору Михаэлю Балльхаусу. Какова его роль в истории немецкого кино?

ДИТЕР КОССЛИК. На его счету 130 фильмов. Легендарный прием, который мы увидели в «Марте» Райнера Вернера Фасбиндера, – плавный поворот камеры на 360 градусов – стал его визитной карточкой, позже его заметили и кинематографисты США. С Мартином Скорсезе Балльхаус создал потрясающие, уникальные изображения в таких картинах, как, например, «Банды Нью-Йорка». В фильме «Цвет денег» он позволяет зрителю самому почувствовать себя биллиардным шаром. А в «Самолете президента» маленькая кабина показана так, словно ее снимал сам второй пилот. Балльхаус – великий художник.

— В 2016 году жюри возглавляет Мерил Стрип — она впервые выступает в подобной роли.

ДИТЕР КОССЛИК. Для нас это, конечно, большая удача. Мерил Стрип – удивительная актриса, звезда мирового масштаба, удостоенная множества наград, к тому же она прекрасно знает Берлинале, наша дружба длится уже много лет.

kosslik 3Жюри Берлинале-2016

— Какие основные тенденции вы сами выделяете в программе фестиваля?

ДИТЕР КОССЛИК. Документальное кино, впервые в основном конкурсе участвуют две неигровые картины. Также в конкурсной программе много французских фильмов. Есть сюжетные тенденции, отражающие современную реальность, – рассказаны истории людей из разных стран, оказавшихся в экстремальных ситуациях в силу политических причин.

— Как вы оцениваете влияние ЛГБТ-кино на Германию и на мир в целом?

ДИТЕР КОССЛИК. В 1971 году, когда в Западной Германии только зарождалось гей-движение, фильм Розы фон Праунхайма «Извращен не гомосексуалист, а общество, в котором он живет» спровоцировал многочисленные демонстрации по всей стране, почти в каждом городе активизировались группы, отстаивавшие права ЛГБТ-сообщества. Это и есть доказательство того, как сильно кино может влиять на реальность.

 

Использовались материалы интервью с директором Берлинале Дитером Коссликом, данные им до начала фестиваля:

http://www.dw.com/en/festival-survival-tips-from-berlinale-director-dieter-kosslick/a-19028908
http://cineuropa.org/it.aspx?t=interview&l=en&did=305230
http://variety.com/2016/film/features/meryl-streep-berlinale-berlin-film-festival-dieter-kosslick-1201696197/

Подготовка материала и перевод с английского Елены Паисовой