Доминик Молль. Два полюса безумия
- №3, март
- Юлия Гулян
Беседу ведет Юлия Гулян.
Доминик Молль, завсегдатай европейских кинофестивалей, до недавнего времени предпочитал снимать мрачные психологические триллеры. «Гарри, друг, который желает вам добра», «Лемминг» и «Черные небеса» исследовали темные стороны душ самых приличных горожан. На Берлинале Молль показал абсурную комедию «Новости с планеты Марс», которая, впрочем, не лишена гнетущего чувства потерянного времени и тоски по несбыточным мечтам.
Главному герою, айтишнику Филиппу Марсу, исполняется сорок девять лет, и с его молчаливого согласия жизнь его стагнирует. В его предельной умеренности, желании быть разумным и честным с самим собой не только смех от узнавания себя, но и жуткая тоска по той другой жизни, которую проживают за тебя другие. Марсу мерещатся то полеты в космос, то умершие родители — возвращение из таких эскапистских грез в реальность всегда травматично. Молль сталкивает этого крайне уравновешенного наблюдателя с угрожающе экзальтированным типом. Он переворачивает с ног на голову и дом, и всю жизнь Филиппа, вынуждая его впервые в жизни предпринять решительные меры.
ЮЛИЯ ГУЛЯН. Последние ваши фильмы, тревожные «Черные небеса», готический «Монах», были сняты без тени улыбки. И вдруг комедия. Почему?
ДОМИНИК МОЛЛЬ. Мне кажется, я просто сместил акценты. Потому что еще «Гарри, друг, который желает вам добра» мог бы быть комедией, и там есть смешные моменты. В «Лемминге» тоже были сцены, когда зрители смеялись. В «Монахе», правда, уже никто не смеялся – жанр не позволял. А в «Марсе» комедии куда больше, но есть и странные, сюрреалистичные вещи, элементы триллера. Я хотел, чтобы фильм был более игривым. Жером, герой Венсана Макена, похож на Гарри тем, что вторгается в нормальную жизнь нормального человека, даже угрожает ей, но в его сумасшествии много шутливости. Думаю, я и дальше хотел бы снимать в такой юмористической манере.
ЮЛИЯ ГУЛЯН. Несмотря на то что «Новости с планеты Марс» очевидная комедия, фильм снят так, как будто это чуть ли не триллер.
ДОМИНИК МОЛЛЬ. Во-первых, мне надоело, что люди относятся к комедии как к чему-то, что не заслуживает амбициозной режиссуры, операторского поиска: «Снимем простенько – все равно будет смешно!» Я не понимаю, откуда такое отношение, потому что именно комедии позволяют развернуть эксперимент с формой. Мне потому и нравится работать с подобными фильмами – они дают волю амбициям и поиску формы, позволяют смешивать жанры, чтобы нельзя было сказать наверняка, комедия перед вами или триллер. Здесь есть немного от одного и от другого. Это и выбивает людей из равновесия. Мне нравится менять настроение, чтобы было то весело, то – неожиданно – лирично. Отношения с детьми бывают и трогательными, и абсурдными – вроде момента с неловкой эсэмэской сына, на которую Филипп не знает, как реагировать. С такими ситуациями мы сталкиваемся в реальной жизни, и тогда это уже не шутки. Мне очень понравилось, как публика реагировала на премьере: зрители много смеялись, внезапно замолкали в моменты, которые вызывали подлинное волнение.
ЮЛИЯ ГУЛЯН. И Франсуа Дамьен, и Венсан Макен прекрасные комедийные актеры, но их соседство приятно удивляет, их герои находятся как будто на двух противоположных полюсах безумия.
ДОМИНИК МОЛЛЬ. Франсуа сочетает в себе разные качества. В его характере очень человеческие, трогательные черты – он иногда напоминает медвежонка: мне было важно, чтобы зрители могли сочувствовать ему. В то же время в нем есть агрессия, безумие, которое то и дело пробивается наружу. Венсан сочетает в себе те же качества, но в другой пропорции. Таким образом, они зеркалят друг друга – это как раз тот эффект, которого я добивался.
ЮЛИЯ ГУЛЯН. Вероятно, было не просто очистить права на «Большой магазин» братьев Маркс. Почему именно их фильм Филипп смотрит в свой день рождения, это что-то дорогое вашему сердцу?
ДОМИНИК МОЛЛЬ. Этот минутный отрывок стоил десять или пятнадцать тысяч евро, и проблема была в том, что у каждого брата свои правонаследники и они ненавидят друг друга. У братьев Маркс есть просто уникальные сцены, но их комедии не самые мои любимые. Любимая – это, наверное, «Быть или не быть» Любича.
«Новости с планеты Марс»
ЮЛИЯ ГУЛЯН. Интересно, как братья Маркс, которыми главный герой пытается безуспешно заинтересовать детей, вводят тему поколений.
ДОМИНИК МОЛЛЬ. Это одна из главных тем фильма. Как мы должны воспитывать, какой пример мы можем подать своим детям, способны ли мы повлиять на их будущее, – это серьезные вопросы, но нам хотелось их обыграть. Хотя в отношениях с детьми есть и просто эмоциональные моменты, как, например, сцена, когда Филипп утешает дочь, которую бросил парень.
ЮЛИЯ ГУЛЯН. Младший сын Филиппа становится истовым, воинствующим вегетарианцем. Вы могли бы отправить его и в какую-нибудь радикальную исламистскую организацию или придумать для него что-то подобное. Почему именно вегетарианство?
ДОМИНИК МОЛЛЬ. Исламизм едва ли можно считать таким же идеалистическим движением, как вегетарианство, да и не поиграешь с темой после всех террористических атак. Сам я не вегетарианец, но мне импонирует вегетарианство, и я стараюсь быть умеренным мясоедом, потому что вся эта мясная индустрия – полное безумие, перепроизводство. Знаете, легко быть выше всего происходящего вокруг. Мы с друзьями часто собираемся и начинаем критиковать наших политиков. Но одно дело сидеть и ругать всех, а другое – действовать. Мой фильм – и об этом в том числе: разумный умеренный наблюдатель против человека действующего.
ЮЛИЯ ГУЛЯН. Фильм полон красивых сюрреалистичных сцен, снов и видений Филиппа. Получается, такой эскапизм – единственный способ выжить для человека умеренного темперамента, который в реальной жизни всегда говорит «да».
ДОМИНИК МОЛЛЬ. Да, это настоящий эскапизм, ведь мечты Филиппа никак не связаны с реальной жизнью. Пока Филипп мечтает о полете в космос или видит умерших родителей, люди вокруг него мечтают о реальных вещах. Взять хотя бы его чрезмерно честолюбивую и прагматичную дочь, которая зубрит уроки, чтобы в будущем много зарабатывать, или сына, который помешан на спасении животных. Филипп не проецирует свои мечты на жизнь, он лишь наблюдает. И только к концу фильма он решается на активные действия, пусть и безумные, и это для него серьезный прогресс.
«Новости с планеты Марс»
ЮЛИЯ ГУЛЯН. К Филиппу в его видениях приходят умершие родители, они всегда очень веселые, но от раза к разу они становятся все меньше и меньше. Это как-то связано с памятью, которая постепенно стирает образы?
ДОМИНИК МОЛЛЬ. Мертвые сжимаются в размерах, но это происходит как-то естественно, как будто так всегда и бывает после смерти. Скорее, это связано с тем, что Филипп по мере развития сюжета все меньше нуждается в этих видениях. На их смену приходят события из реальной жизни.
ЮЛИЯ ГУЛЯН. Лейтмотивом проходит тема телевидения. Бывшая жена Филиппа – ведущая новостей, и мы только по телевизору ее и видим. Давняя пассия Жерома – реальная ведущая на ТВ – Кароль Гасслер.
ДОМИНИК МОЛЛЬ. Телевидение – часть абсурда нашего существования. Есть что-то абсурдное в новостях 24 часа в сутки. Бывшая жена Филиппа толком ничего не сообщает в этих выпусках. Вспомните, как мы сидим прикованные к телевизору, когда происходит какое-то экстраординарное событие: они повторяют одно и то же по сто раз в день, а мы все равно не можем оторваться от экрана – абсурд.