Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
«Трайбека»-2016. Кастинг: 90 процентов успеха - Искусство кино

«Трайбека»-2016. Кастинг: 90 процентов успеха

На кинофестивале «Трайбека» в Нью-Йорке прошел мастер-класс двух ведущих кастинг-директоров Голливуда — Эллен Ченоуэт и Эллен Льюис. Модератор — Бернард Телси, кас­тинг-директор, основатель театра MCC в Нью-Йорке.

 

Эллен Ченоуэт работала над фильмами «Мосты округа Мэдисон», «Лолита» (1997), «Старикам тут не место», «После прочтения сжечь», «Железная хватка», «Внутри Льюина Дэвиса» и другими. Эллен Льюис постоянно работает с Мартином Скорсезе, начиная с «Нью-йоркских историй»; также в ее фильмографии «Славные парни», «Запах женщины», «Форрест Гамп», «Банды Нью-Йорка», «Авиатор», «Она», «Выживут только любовники», «Волк с Уолл-стрит», «Шпионский мост» и другие.

 

tribeka logoБЕРНАРД ТЕЛСИ. Что привело вас в профессию? Как вы начинали?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Я совсем не знала, что существует такая профессия – кастинг-директор. Потом посмотрела «Последний киносеанс» Богдановича и влюбилась в его реализм. Кастинг для меня – это соединение двух вещей, которые я люблю больше всего: кино и работа с людьми. Я из Чикаго, работала с Дэвидом Маметом, которого знала с детства. Когда Джульет Тейлор, постоянный кастинг-режиссер Вуди Аллена, искала ассистента, он посоветовал меня. Подумал, что я подойду на эту роль.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Джульет Тейлор и меня привела в профессию, научила всему, что я знаю. Я работала в Актерской студии, видела вокруг потрясающих актеров и режиссеров. Кастинг – это ремесло. Ему не научат в киношколе, учишься только непосредственно на производстве.

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Что представляет собой процесс кастинга?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Это зависит от режиссера. Но для меня кастинг чаще всего начинается с главных ролей. Я составляю списки, сажусь с Мартином [Скорсезе. Далее в тексте Мартин или Марти. – Прим. ред.], и мы их обсуждаем. У меня с собой фотографии, и мы начинаем сужать поиск, определяться с конкретными идеями. Я или приглашу актеров на пробы, или сделаю видеозапись. Для большой роли, может быть, покажу режиссеру десять-­двенадцать человек. Но некоторые режиссеры хотят видеть около сотни исполнителей. Главное – говорить с автором и пытаться понять, что за мир он хочет создать, попробовать синхронизироваться с ним. Очень важно сделать все возможное, чтобы приходящие актеры чувствовали себя комфортно и спокойно.

Как только Скорсезе принимает конкретные решения насчет актеров, я связываюсь с их агентами и начинаю вести переговоры, заключать с ними контракты. Для второстепенных ролей прохожусь по огромному списку, собранному за все годы работы, а также просматриваю более тысячи фотографий, которые мне присылают агентства и специальные кастинг-службы. Сейчас, конечно, все это делается через Интернет.

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Вы и переговоры о зарплате и контрактах ведете?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Я была шокирована, когда поняла, что это тоже надо делать! Не все сделки, но многие. Мы, конечно, не хирурги, но работа очень тяжелая. Каждый режиссер убежден, что его фильм или сериал – самая важная вещь на свете. И они хотят, чтобы все вокруг тоже так думали.

tribeka 2016 2Бернард Телси, Эллен Ченоуэт, Эллен Льюис

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Как складываются отношения с режиссерами, с которыми вы работаете постоянно? Чем они отличаются? Мартин Скорсезе сказал, что 90 процентов успеха режиссуры – это правильный кастинг.

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Скорсезе говорит, что иногда бывает очень удивлен – в хорошем смысле – теми персонажами, которых я ему привожу. Мы никогда не конфликтуем. И у меня нет окончательного права голоса. Это всегда режиссерское решение, как и в любом другом сегменте кинопроизводства. Я могу выступить в поддержку того или иного актера, но никогда не скажу: «Ты должен его взять!» Это ведь автору придется проводить огромное количество времени, работая с ним. Но я могу, например, больше рассказать про другие роли и возможности этого исполнителя.

У меня также длительные профессиональные отношения с Джимом Джармушем. Конечно, работа с ним сильно отличается от работы с другими. У него совершенно иные пристрастия. Но в целом я все равно делаю на его проектах то же самое: составляю список, а потом мы вместе его изучаем и сокращаем.

Для меня самый главный момент в карьере – не сделать удачно какой-то один фильм, а сохранить долгие, доверительные отношения с авторами. Знать, что они хотят работать со мной…

БЕРНАРД ТЕЛСИ. А если ваша собственная идея – то, каким должен быть персонаж, – сильно отличается от того, что написано в сценарии?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Да, такое бывает. Не всегда нужно соглашаться на самый очевидный вариант. Раньше студии нанимали актеров играть одну и ту же роль снова и снова. Скажем, если нужен был доктор или хорошенькая девушка, они просто выбирали из списка – никаких проб, никаких прослушиваний. Это не оставляло места для какой-либо новаторской игры. Все изменила легендарная Мэрион Доэрти. Она работала в Нью-Йорке в 50–60-е, подбирала актеров для эпизодов телевизионных шоу, которые шли в прямом эфире. У нее появились, во многих случаях впервые, Дастин Хоффман, Роберт Редфорд, Джин Хэкмен, Кристофер Уокен, Роберт Дювалл, Питер Фальк, Мартин Шин, Питер Фонда. Трудно себе представить, что без нее они получили бы работу в Голливуде того времени. И постепенно система там начала меняться.

Именно Мэрион была кастинг-режиссером на «Выпускнике» Майка Николса, хотя даже не указана в титрах. Персонаж Дастина Хоффмана описан в сценарии как высокий красавец англосаксонского типа. Никто не стал бы не то что прослушивать, но даже думать в направлении коротышки еврея Хоффмана. А Мэрион Доэрти увидела в нем то, что подходит именно для этой роли, дарит ей новые обертоны, новую сложность. Она добилась проб для Хоффмана, а фильм стал классикой.

tribeka 2016 3 tribeka 2016 4Слева направо: Эллен Ченоуэт,Эллен Льюис

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Лучшие кастинг-режиссеры обладают интуицией, позволяющей сканировать и выявлять эти – быть может, даже скрытые от всех – сильные стороны. И ты сам выбираешь, как можешь их использовать. Очень важно быть открытым всему и всем. Пробовать, например, героя на роль злодея. Или увидеть скрытую нежность в крутом парне, который ее тщательно скрывает.

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Для одной из ролей в «Волке с Уолл-стрит» мы выбрали Джона Хилла, хотя роль совсем не была написана смешно. Благодаря Джону история ожила. Марти часто так делает – импровизирует с актерами и отходит от написанного материала, вообще любит опасных комиков. На кастинге мы много смеялись посреди всего этого хаоса и убийств.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Для «Железной хватки» Коэнов нам нужна была девочка американского Юга, вроде Брук Адамс из «Дней жатвы». В итоге мы остановились на очень деловой и сдержанной красавице из Лос-Анджелеса. Нельзя быть слишком зацикленным в своих поисках, нужно быть постоянно открытым всему, что можно увидеть вокруг.

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Вы так же ответственно подходите к выбору актеров на все роли, даже самые маленькие, эпизодические?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Не существует маленьких ролей. Я очень люблю актеров, которые соглашаются на один съемочный день. Для меня такое короткое пребывание на экране – как умение создать картину с помощью одних только выразительных лиц. Как рисовать – не карандашом или красками, а лицами. В отличие от театра, где от всех актеров нужны серьезные способности, мастерство, в кино проще: если кто-то выглядит как нужно по сценарию, соответствует характеру персонажа, достоверен и может произнести строчку диалога, с ним уже можно работать.

Небольшие роли – это серьезный инструмент создания мира кино. Я занималась кастингом для «Казино». Тогда я жила в Лас-Вегасе три месяца, ко мне приходило очень много кандидатов, в том числе непрофессионалов, некоторые в результате попали в фильм. Я обожаю маленькие роли, люблю быть на репетициях и слышать даже одно-единственное слово, которое исполнитель должен произнести так, чтобы я поняла, верю ли я ему. В этом и заключается кастинг: верю ли я в то, что они говорят, кажется ли это правдивым. Подходит ли это миру, в котором живут персонажи.

На кастинг для «Славных парней» к Марти однажды пришел полицейский с большим количеством наград, он был интересный, и мы его утвердили. Спустя восемь лет я смотрела новости и увидела его: арестован за убийство! Мы выбрали на роль бандита настоящего убийцу. Сейчас он в тюрьме отбывает пожизненное заключение.

tribeka 2016 5Актеры фильма «Славные парни» с режиссером Мартином Скорсезе

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Важно ли для вашей профессии жить и работать именно в Нью-Йорке? Постоянно ли вы работаете? Идете по улице, кого-то видите и думаете: вот он бы хорошо подошел на эту роль?..

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Что бы я ни делала – читаю журналы, хожу в театр, в кино, смотрю телевизор, – везде вижу лица и записываю имена. Джульет Тейлор объяснила мне возможности кастинга на улице. Мы ходили по Маленькой Италии, по еврейским домам престарелых, школам в Бруклине, искали молодых Вуди Алленов и других интересных людей. Идеи находятся повсюду. Вот что замечательно в кастинге в Нью-Йорке: вам нужно всего лишь выйти на улицу и открыто посмотреть на мир. Меня это воодушевляет, питает воображение.

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Какие самые сложные случаи в вашей карьере?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. На «Форресте Гампе», который был одним из моих первых самостоятельных проектов как кастинг-директора, было очень сложно найти юного Форреста. Сделали открытый кастинг, но никто не подходил. Нам чуть не пришлось отложить съемки, потому что никак не могли найти мальчика. Это было невероятное напряжение. Наконец, после открытого кастинга в штате Миссисипи, мальчика нашли. Это была такая ценная находка, что Тому Хэнксу пришлось перенять его акцент.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Да, очень трудно, когда от одного решения зависит все. Например, найти нужного, того самого, единственного актера-ребенка. Для «Железной хватки» мы просмотрели около пятнадцати тысяч девочек. Прошло много времени, пока мы нашли Хейли Стейнфилд. Это огромная ответственность, когда весь фильм зависит от одного решения.

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Для фильма «Воскрешая мертвецов» с Николасом Кейджем мне нужна была молодая девушка – призрак, который будет преследовать героя. Роль очень важная, но я никак не могла найти никого подходящего. И вот однажды, пока я ждала друзей в ресторане, увидела официантку, которая выглядела как надо. Я подошла к ней и совершенно в духе Голливуда сказала: «Знаю, это звучит сомнительно, но я кастинг-режиссер и у меня есть для вас роль».

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Получается, вы открываете актеров?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Мне не нравится называть это открытием – мол, я открыла актера! Большинство из них уже играли и раньше. Моя работа, как мне кажется, заключается в том, что я могу посмотреть на актера с другой, с новой стороны.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Да, нужно быть осторожным со словом «открыть», особенно когда у актера есть агент и резюме из фильмов, о которых ты не знаешь. Если только я не нашла кого-то «на улице», никогда не говорю «открыла». Мы скорее открываем дверь. Но всю работу делают сами актеры.

tribeka 2016 6 tribeka 2016 7Слева: Николас Кейдж и Мартин Скорсезе на съемочной площадке фильма «Воскрешая мертвецов». Справа: Дастин Хоф фман в фильме «Выпускник», режиссер Майк Николс

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. В итоге мы все работаем в одном направлении – содействуем тому, чтобы получился хороший фильм. Но, к сожалению, роль может достаться только одному человеку. Я не представляю, как можно жить с большим количеством отказов. Поэтому самое важное на кастинге – чтобы актерам было спокойно и удобно. Нужно очень любить артистов, чтобы делать эту работу.

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Мы не можем полностью раскрывать, что происходит на самом кастинге. Отказы – это личное. Поэтому наша профессия кажется такой таинственной, даже ненужной, как будто совсем административной, а не творческой. Роль может получить только один человек из сотни, из тысячи. Это значит, что мы постоянно имеем дело с необходимостью сказать «нет».

Нужно быть неизменно доброжелательными с актерами, попытаться создать максимально теплую и комфортную для них обстановку. У них главная задача – ежедневно принимать участие в максимальном количестве кастингов. Наша задача – провести их как можно меньше! Мы хотим, чтобы они показали себя с лучшей стороны. Остается надеяться, что, по крайней мере, сам процесс будет для них приятным, потому что мы больше ничего не можем контролировать.

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Какие советы вы можете дать начинающим актерам?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Не приводите друзей на прослушивания. Сколько раз можно это повторять! Тот, кто специально не пытается получить работу, приходит просто за компанию, чаще всего ее и получает.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Нужно играть, хвататься за любой шанс, мелькать тут и там. И когда-нибудь вас обязательно заметят. Продолжать и продолжать.

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. И лучше не присылать резюме просто так, на всякий случай. Лучше, когда вы предлагаете себя под какую-то конкретную роль.

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Режиссер кастинга – единственная голливудская профессия, которая вынесена в открывающие титры фильма (и даже за это в свое время пришлось побороться), но не имеет номинации на «Оскар». Работа по поиску актеров всегда была и одной из самых низкооплачиваемых. Сценарист и оператор, режиссер, монтажер – в основном это мужские профессии, им никогда не нужно было добиваться признания, утверждения специальной категории премий и так далее. Кастинг-режиссерами работают в основном женщины: из шестисот членов Casting Society of America (CSA) более 73 процентов – женщины. Общество вручает свою премию около тридцати лет, номинация на телевизионную премию «Эмми» в категории «Кастинг» существует с 1989 года, а номинации на «Оскар» мы так и не добились. И вот в 2012 году вышел документальный «Кастинг» Тома Донахью, наверное, первое крупное исследование на эту тему – своеобразный гимн легенде и пионеру кастинга Мэрион Доэрти.

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Этот фильм оказался очень важным для понимания нашей профессии. Хотя бы для того, чтобы просто увидеть, что она собой представляет. Несмотря на то что мы имеем дело с актерами каждый день, даже они не совсем понимают и не всегда ценят нашу работу. Мы не только ищем исполнителей, но и занимаемся составлением всех планов, графиков, очень плотно сотрудничаем с продюсерами и помощниками режиссера, чтобы быть уверенными, что все будут на своих местах в нужное время. Это сложнейший механизм.

БЕРНАРД ТЕЛСИ. В «Кастинге» режиссер Тейлор Хэкфорд сказал: «Кастинг-режиссеры ничего по сути не режиссируют, поэтому не заслуживают «Оскар». Никто не знает, что они делают». Как вы к этому относитесь?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Забавно, потому что в каком-то смысле он говорит, что никто не знает, что происходит за закрытой дверью. И это правильно. Кастинг – очень интимное дело. Требующее особой этики. Все происходит только между кастинг-режиссером и актером. Хэкфорд же не рассказывает, почему он встречается с актерами, с которыми встречается! Потому что его кастинг-режиссер уже сделал свою работу. Он также не понимает, что закрытые двери – это гарантия безопасности для актера. Ведь в девяти из десяти случаев он получает отказ.

Другой аргумент против кастинг-директоров: кто знает, где кончается его работа и начинается работа режиссера? Но то же самое можно сказать практически про все остальные профессии в кинематографе. Режиссер также сидит за монтажным столом, режиссер заглядывает в камеру, режиссер меняет декорации и костюмы.

Я считаю, что должна быть номинация на «Оскар» за лучший кастинг. Это огромный труд. Вы читаете рецензию на пьесу или фильм, на что первое вы обращаете внимание? На то, кто там играет!

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Как новые интернет-технологии повлияли на вашу работу?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Все больше и больше людей вовлекаются в производство, принятие решений. Таким образом творческий процесс как бы разжижается, выхолащивается. Еще одно большое изменение – запись на пленку. Именно так теперь большинство режиссеров предпочитают видеть актеров в первый раз, а не вживую. Но я по-прежнему, как в старые времена, сижу в своем офисе: входит актер, читает текст, я благодарю его, мой ассистент провожает его и благодарит еще раз. Расписание до сих пор пишется от руки на специальных бумажных листах.

Я не афиширую свой электронный адрес, но всю почту, которую получаю, обязательно кто-то просматривает. Мы всё читаем, мы ищем лица, мы приводим новых людей или откладываем их резюме на будущее. Мы действительно очень внимательно ищем того, кто лучше других подходит на каждую конкретную роль.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Множество кастинг-режиссеров пользуются Интернетом. У многих есть страницы в Фейсбуке, можно им писать, даже посылать фотографии и видео. Все стало мгновенным.

Но не думайте, что подходящие кандидаты сами придут к вам. Кастинг-режиссеры не сидят в своих офисах и не ждут, что идеальные резюме и фотографии упадут к ним на стол, – они все время в полевых условиях, ищут новое, общаются с агентами и преподавателями киношкол, которые могут порекомендовать новые лица, новых актеров. Даже если вы не ищете в этот момент кого-то конкретно для определенного фильма, нужно помнить, что талантливый человек может ждать тебя в самых неожиданных местах.

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Стало сложнее в том смысле, что получишь интернет-предложения от агентов – а мы их просматриваем самым тщательным образом – и далее с ними сотрудничаешь, а потом начинаешь получать самодельные видео, присланные тебе без всякой причины или запроса.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Как можно появляться на прослушивание без приглашения?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Кастинг-режиссеры находятся под постоянным давлением: все нужно делать очень быстро. Те, кто нас ругает и не понимает, чем мы занимаемся, должны попробовать сами кого-то найти для роли!

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Чего актеры никогда не должны делать на прослушивании?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Нарушать личное пространство. Однажды я работала ассис­тенткой на прослушивании, режиссер попросил меня присесть рядом и читать текст с начинающим актером. А это была сцена с пистолетом, который он держал у моей головы. Это было уже совсем недопустимым нарушением всяких границ.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Есть одна очень неприятная вещь: встречаешь актера, он тебе нравится, ты его предлагаешь, а затем он приходит на пробу, радикально изменив себя – скажем, положив невероятно агрессивный грим. Это все портит и никому не на пользу.

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Вот еще чему я научилась у Джульет Тейлор – давать актерам как можно больше информации о роли и о режиссере. Например, перед прослушиванием для Вуди Аллена мы говорим: «Встреча займет десять секунд. Не волнуйтесь, у него так всегда бывает». Человек подготовлен и не будет переживать, что его быстро выгнали.

tribeka 2016 8Джона Хилл в фильме «Волк с Уолл-стрит», режиссер Мартин Скорсезе

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Другая проблема. Кастинг сегодня все больше зависит от имен, которые гарантированно принесут доход за рубежом. Для «Далласского клуба покупателей» – даже несмотря на участие Мэттью Макконахи в проекте – продюсерам нужен был кто-то коммерчески успешный за границей. Пришлось брать Дженнифер Гарнер. На каком этапе возникают подобные трудности?

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. В независимом кино это всегда вызов. Ты устраиваешь кастинг не для фильма, а для бюджета. Это просто безумие: действительно у каждого актера есть какая-то своя цена…

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. …на разных территориях.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Да. Получаешь назад свой список с суммами в долларах: «Этот стоит 300 тысяч долларов, этот 500, а этот – миллион». Потом начинаешь думать: «Кто из колонки «Б» подходит…»

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Удивительно, что даже фильм с Мэттью Макконахи не может получить зеленый свет без дополнительной помощи. Конечно, кастинг-режиссеры не оценивают актеров в денежном эквиваленте, но мы очень хотим, чтобы фильм был снят, чтобы состоялся, так что вынуждены действовать по существующим правилам.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Вот чего еще не знают про нашу профессию! Первое – мы должны подбирать актеров под бюджет. Но и второе: мы должны вести переговоры по всем сделкам.

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Переговоры, а затем составление расписаний, графиков. Продюсеры очень плотно с нами работают, а мы и в постоянном ожидании проблем, и готовы их решить. Продюсеры и агенты ценят нас потому, что мы всегда на страже. Они нам доверяют.

БЕРНАРД ТЕЛСИ. Кстати, почему большинство кастинг-режиссеров – женщины?

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Мэрион Доэрти говорила: потому что нам мало платят. Какой мужчина на такое согласится?

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Да. Но мне кажется, это еще и потому, что у женщин сильна интуиция. А в процессе кастинга интуиция играет чуть ли не главную роль. Надо искать преимущества, о которых даже сам кандидат на роль может и не подозревать. Многие актеры, появившиеся в фильме «Кастинг», говорят, что самое удивительное для них на встрече с Мэрион Доэрти – это чувство, что она видит в тебе гораздо больше, чем ты сам о себе знаешь.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. А еще мы очень заботливы. Об актерах ведь нужно заботиться. А эти ужасно сложные отношения между режиссерами и продюсерами! Женщины способны более гибко вести переговоры, примирять разные стороны.

ЭЛЛЕН ЛЬЮИС. Кастинг – это как принимать у себя гостей. Все время кого-то с кем-то знакомишь, стараешься, чтобы все чувствовали себя как дома.

ЭЛЛЕН ЧЕНОУЭТ. Наша работа требует высокого уровня терпимости и выдержки. Конечно, могут встретиться и не очень приятные персонажи. Но нужно уметь различать профессиональные способности и личные человеческие качества – хоть актеров, хоть режиссеров. Женщины, мне кажется, неплохо с этим справляются.

 

Перевод с английского и публикация Анны Закревской