Box-office как идеология. «Ледокол», режиссер Николай Хомерики
- № 9, сентябрь
- Елена Стишова
Едва ли не тишайший из «новых тихих» Николай Хомерики в одночасье стал ньюсмейкером новостных программ – его «Ледокол» сорвал кассу за первый уикенд показа, собрав без малого полтора миллиона рублей. При бюджете 10 миллионов долларов такой старт обнадеживает, хотя эксперты полагают, что «Ледокол» не догонит «Экипаж», то есть не отобьет вложенные в производство миллионы.
«Ледокол»
Авторы сценария Алексей Онищенко, Андрей Золотарев
Режиссер Николай Хомерики
Оператор Федор Лясс
Художник Денис Бауэр
Композитор Туомас Кантелинен
В ролях: Петр Федоров, Сергей Пускепалис, Анна Михалкова, Ольга Филимонова, Александр Яценко, Александр Паль, Виталий Хаев, Алексей Барабаш, Дмитрий Муляр, Артур Чиргадзе и другие
ПРОФИТ
Россия
2016
Критика приняла картину кисло. Всех смутило несовпадение структуры фильма с объявленным в рекламе жанром: фильм-катастрофа. В картине очевиден крен в сторону психологии, режиссера больше волнуют отношения между двумя капитанами: отставленным Петровым (Петр Федоров) и назначенным Севченко (Сергей Пускепалис). Конфликт реального героя с функционером советской выделки режиссеру ближе, чем монтаж спецэффектов, каковыми он мог бы, на радость зрителям, погуще заселить картину, на что у него были большие возможности, технические и финансовые.
Айсберг по кличке Семен Семенович, на общем плане похожий на космическую ракету на взлете, гоняется за кораблем, обрушивая на палубу время от времени тонны льда. Коварство айсберга отчего-то не вызывает спонтанных физиологических реакций. Не страшно. Причиной тому, по-моему, так и не ставшее взаправдавшним пространство кромешной ледяной пустыни, в которой развивается действие. Отсутствие пингвинов в кадре – серьезная погрешность. В документальных фильмах про «Николая Сомова» (прототип «Михаила Громова») первым делом видишь колонии пингвинов. Или эти животные не поддаются экспертам компьютерной графики?
Генпродюсер компании ПРОФИТ Игорь Толстунов именно об этом говорит в интервью «Бюллетеню кинопрокатчика»: «Основной проблемой, с которой мы столкнулись, оказалось создание пространства, в котором существуют наши герои, визуализация их мира. Опыта и правда пока мало, причем как у исполнителей, так и у нас, заказчиков. Мы поначалу вообще думали, что для супервайзеров достаточно нарисовать эскизы того, что мы хотим, как делали это для строительства декораций. Но декорации – это статика, которую можно снимать с разных точек, а трехмерная графика – это динамичное изображение. Надо было делать аниматики. Причем чуть ли не всего фильма сразу».
У Алексея Попогребского в арктической драме «Как я провел этим летом» было страшно – не за счет спецэффектов, обошлось без них, а благодаря режиссерской аранжировке напряжения в кадре: через детали, реплики, актерскую игру, умолчания, недосказанности – из чего и плетется саспенс. В «Ледоколе», увы, так и не возникает атмосферы напряженного ожидания, даже когда становится известно, что на зажатом льдами дрейфующем корабле приказом высшего командования вводится режим молчания: «Николай Громов» отключен от радиосвязи. Иными словами, корабль и люди еще живы, но для всего мира их как бы уже нет. Капитан Севченко не дрогнув принимает этот убийственный приказ, означающий, что команду уже списали со счетов, и лично отслеживает возможных нарушителей из тех, кому жизнь не надоела. Нарушит табу опальный капитан Петров. Он проберется к аппарату связи, сигнал о терпящем бедствие корабле попадет в эфир раньше, чем бдительный Севченко влепит коллеге пощечину.
В одном из интервью Николай Хомерики формулирует, что он хотел снять «советский фильм в хорошем смысле слова». В сценарии действительно сплошь советские реалии: старпом ничтоже сумняшеся доносит на демократичного капитана Петрова, отчего на корабле возникает двоевластие: Севченко прибыл, а Петрова не вывезли в центр по причине отсутствия транспорта – вертолет не завелся.
«Ледокол»
Пускепалис играет авторитарного начальника, мрачного, даже злобного, вполне допускающего неуставное рукоприкладство. Сценарий, однако, не дает актеру хоть чуть-чуть материала для объемной стереоскопичной роли. Севченко сыгран в одну краску. И когда в финале, где полный хэппи энд, он вдруг расплывается в улыбке и обнаруживает что-то человеческое, этому все равно не веришь. Просто так надо было. Согласно жанру. В финале все хорошо и все хорошие.
Момент предательства корабля высшим начальством, которому выгоднее гибель судна и всей команды, чем снаряжение ледокола для ее спасения, в фильме не акцентирован. Всё понимают без слов лишь те, кто оттуда, из времен советской власти. Вряд ли это считывает молодежь, рожденная уже в новые времена. И уж совсем непонятно молодым зрителям – а ведь они и есть основной зрительский контингент, – кто такой на ледоколе-спасателе низкорослый и наглый мужичок в штатском Сафонов (Дмитрий Муляр), по какому праву он здесь главный. Кто постарше, смекает – да это офицер КГБ, их кураторство в советскую эпоху было тотальным.
Сценарий написан так небрежно, что порождает множество вопросов. Такое впечатление, что авторы не владеют полной информацией об этом драматическом событии, взаправду случившемся в 1985 году, в канун перестройки.
Откуда вертолет, управляемый вертолетчиком-салагой, забирает капитана Севченко? Неужели из Ленинграда? И что это за супермашина на винте, что может без посадки и дозаправки лететь из Ленинграда в Антарктику?
По воле какой волшебницы мертвый вертолет вдруг заводится? Не иначе, как «по моему хотению». Оживший вертолет дает возможность на полную катушку задействовать Александра Паля (он же пилот вертушки) – многообещающего молодого актера, чье присутствие в кадре моментально повышает эмоциональный градус действия. С таким харизматичным актером даже невозможное возможно. Вот с капитаном на борту вертолет закладывает вираж вокруг айсберга и цепляет-таки плоскостью винта ледяной отросток. Машина падает на лед, но оба – пилот и капитан – живехоньки, отделались легким испугом. В это охотно веришь, потому что, как ни старается режиссер рубить правду-матку про советские нравы, такого рода допущение вполне релевантно условностям жанра. Фильм-катастрофа допускает фантастические гиперболы и прочую сюрреалистическую образность. Вот ее-то здесь маловато, на мой вкус, зато есть мелодраматические мотивы, отсылающие на материк, к женам двух капитанов. Одна из них – журналистка (Ольга Филимонова), сумевшая попасть на ледокол, снаряженный в экспедицию по спасению затертого льдами корабля. Другая, не первой молодости (великолепная, как всегда, Анна Михалкова), готовится стать матерью и родить сына мрачному мизантропу Севченко. Вот это, наконец, и есть драматургия по-советски: с непременным оживляжем в любимом жанре мелодрамы.
По правде говоря, если что и волнует меня в связи с «Ледоколом», то это возможные повороты творческого пути режиссера Хомерики, а также неочевидные обстоятельства, в силу которых записной артхаусник, не раз приглашавшийся в конкурсные программы Каннского фестиваля, стал автором успешного блокбастера. Так что же – мы грянем громкое ура?
Отчего же не грянуть, если режиссер драмы «Сердца бумеранг», вышедшей в прокат одной (!) копией, снял продукт, получивший тираж в 1000 копий?
Фонд кино взял на себя 45 процентов из общей суммы финансирования и теперь, само собой, потирает руки от удовольствия: ай да молодцы, деньги отстегнули не зря. К тому же изысканный Николай Хомерики оказался игроком, на которого можно ставить в большой коммерческой игре. Круто!
«Перемена участи» случается, и не всегда поймешь, к добру она или к худу.
Мизгирев снял салонного «Дуэлянта», Попогребский заканчивает телесериал «Оптимисты», Бакурадзе продюсирует коммерческий проект – наши высоколобые повернулись лицом к российскому зрителю. Нет в таком повороте, будто по команде «все вдруг», никакого ноу-хау, не известного мировому кинематографу. Там, за бугром, этот путь проходили много раньше и в результате подняли сериальную телеиндустрию на высоту искусства.
Тут время перейти к сакраментальному «но» и объясниться, отчего меня не сильно радует перестройка в рядах «новых тихих» (как известно, термин Бориса Хлебникова). Они делали кино, обеспечивающее российское присутствие на международных конкурсах, они получали призы, не поступаясь своей самобытностью, напротив, удивляя ею критиков и продвинутых зрителей.
На мой взгляд, было бы мудро со стороны заказчика (то есть Минкульта) после успешного «Ледокола» дать Хомерики карт-бланш на авторский проект.
Все это из разряда «литературных мечтаний», скорее всего, все будет наоборот, а режиссер попадет в ситуацию, где у него не будет выбора.
Минкульт шаг за шагом создал жесткую структуру, входя в которую художник должен стать собственным цензором, наступить на горло любимой песне и предъявить проект, строго соответствующий табели о министерских предпочтениях, выдаваемых за социальный заказ. Зритель, мол, стосковался по позитиву и соскучился по патриотизму. Вот и весь сказ. Выбора-то, в сущности, нет. Меняй профессию, а коли хочешь оставаться в ней, делай, что говорят.
Советская система использовала, разумеется, правило тоталитарного режима: художникам надо время от времени грозить пальцем. Параллельно режим баловал мастеров культуры. Кинопроизводство было отлажено так, чтобы студия платила режиссеру проценты от его (высокой) зарплаты в съемочный период в течение трех лет после выпуска фильма. Если за три года режиссер не сумел запуститься с новым проектом, он снимался с выплат, но мог зарабатывать на пропитание разными способами: кто «худручил» на национальных студиях (таким видом заработка не брезговал и Андрей Тарковский), кто писал сценарий для коллеги, кто использовал возможности Бюро пропаганды советского киноискусства и зарабатывал, разъезжая по стране с фильмом и лично представляя его в разных аудиториях.
От советских бонусов не осталось ни следа, ни памяти. Зато есть Голгофа Минкульта, и своей судьбы ты наперед не знаешь. То ли символическое распятие (не забудем постыдный эпизод со сценарием Александра Миндадзе «Милый Ханс, дорогой Петр», обвиненным в исторической недостоверности), то ли чаемый «одобрямс», стало быть, частичное финансирование. Мастера культуры вынуждены идти на компромиссы, потихоньку сползать в конформизм и принимать участие в хорошо организованном процессе тотального упрощения.
Не исключено, что и у нынешней власти есть проект создания нового человека. Власть советская в своем антропологическом проекте нажимала на идеологию, на верность, прости Господи, идеалам коммунизма (сегодня такое и писать стрёмно). Власть постсоветская жмет на педаль патриотизма, а этот архетип древнее веры в утопию коммунизма. В одном неувязка: практически все объекты и субъекты, возгоняющие патриотические чувства, остались в прошлом, в ближней и дальней истории. Стало быть, вперед, в прошлое! Этот тренд работает и открывает немалые возможности для спекуляций отечественной историей. Редукция и погружение в архаику сопрягаются в едином векторе, инспирирующем приступы мракобесия, что мы и наблюдаем с пугающей регулярностью.
«Ледокол»
Последняя новость: полюбили мы Ивана Грозного. К чему бы это? Знаем ведь поучительный сюжет про сталинский заказ на величальный фильм про царя-изувера. Знаем, чем дело кончилось: вторая серия фильма Эйзенштейна была запрещена, а когда вышла на экраны в 1958 году, открылось послание великого художника против тирании и тиранов.
Но страсть наступать на те же грабли – национальная особенность, видимо.
Стратегия Минкульта касательно отечественного кино укладывается в формулу «чем хуже, тем лучше». Год российского кино, то есть текущий год, вернул нас к соцреализму с замечательно положительными героями, борьбой хорошего с лучшим и «лакировкой действительности», что в современном воляпюке звучит как «гламуризация».
Может, уже пора мастерам кино проявить корпоративную солидарность в отстаивании достоинства профессии? Побороться за честь отечественного киноискусства? Пафос ныне не в чести, но надо сопротивляться, чтобы не упасть ниже плинтуса.