Салли Поттер: «Мой фильм – политическая комедия»
- №2, февраль
- "Искусство кино"
Беседу ведет Фабьен Лемерсье.
ФАБЬЕН ЛЕМЕРСЬЕ. Картину «Вечеринка» легко представить в виде театральной постановки. Каков был ваш изначальный замысел?
САЛЛИ ПОТТЕР. Я всегда хотела сделать именно фильм. Однако в основе картины лежат некоторые базовые структурные киноэлементы, корни которых, конечно, идут из театральной традиции; здесь все строится на актерской игре, на развитии характеров и сюжета. Прежде всего я хотела найти способ сделать комедию, но при этом стремилась создать чисто кинематографическое произведение, нечто, что можно увидеть и почувствовать лишь через объектив камеры.
Я не хотела, чтобы фильм вышел театральным, но он должен был обладать некоторыми качествами, которые бы позволили героям полностью раскрыться в рамках очень сжатого временно́го отрезка. Все действие фильма происходит в одном месте, и это ограничение, как ни удивительно, дало нам огромную свободу – мы могли сосредоточиться на действительно важном и не тратить уйму времени на какие-то менее существенные аспекты. И еще это своего рода антидот против крупнобюджетных фильмов с миллионом спецэффектов, которые в итоге вводят публику в состояние оцепенения. Чтобы расшевелить зрителя, требуется все больше и больше внешних эффектов, а от них я и хотела почувствовать себя свободной, отыскать что-то чисто человеческое и погрузиться в это настолько глубоко, насколько возможно в такой короткий срок. И еще посмеяться.
ФАБЬЕН ЛЕМЕРСЬЕ. В какой момент вы решили снимать черно-белое кино?
САЛЛИ ПОТТЕР. Это решение я приняла практически в самом начале работы. Мне казалось, что черно-белая гамма высвобождает невероятно обширное пространство для эмоций, разнообразных оттенков чувств, поскольку не отвлекает наше внимание на очевидную реалистичность. Она позволяет раскрыть другие участки сознания. Многие мои любимые картины – черно-белые, и мне приятно ощущать, что мой фильм продолжает традицию, становится частью этого наследия. Есть в этом нечто магическое – в том, как мозг может видеть и воспринимать вещи иначе, но при этом абсолютно реалистично, в абстрактном мире света и тени. Поскольку сама история о крайностях, я почти сразу решила снимать черно-белое кино.
ФАБЬЕН ЛЕМЕРСЬЕ. Расскажите, как вы работали с оператором.
САЛЛИ ПОТТЕР. Русский оператор Алексей Родионов – замечательный профессионал; впервые мне посчастливилось поработать с ним много лет назад на съемках «Орландо». В то время я узнала, что он работает, используя минимум технических средств, полагаясь главным образом на свой удивительно точный взгляд. Ему не нужна была сложная техника; благодаря богатейшему воображению он мог добиваться поразительных результатов минимальными средствами. Его манера съемки всегда обнаруживает глубокую и тесную связь со сценарием и персонажами. Это не пустая эстетика, это по-настоящему глубокий взгляд и умение слушать, в духе русской традиции – когда определенное освещение лица героя выявляет драматические качества сцены.
«Вечеринка», режиссер Салли Поттер
ФАБЬЕН ЛЕМЕРСЬЕ. Откуда у вас такой удивительный талант к написанию диалогов?
САЛЛИ ПОТТЕР. Думаю, важно внимательно слушать, как говорят люди, в особенности обращая внимание на то, чего они не произносят вслух, на то, о чем они, возможно, хотели бы не думать, на то, что не могут высказать.
ФАБЬЕН ЛЕМЕРСЬЕ. Вы намеревались снять политическое кино?
САЛЛИ ПОТТЕР. В определенном смысле – да. Мой фильм – политическая комедия, но комедия легкая и проникнутая любовью, полный нежности и сочувствия взгляд на нынешнее состояние Англии, своего рода раздробленной страны. Но в большей мере эта картина – размышление о том, что политика пронизывает все вокруг, в том числе личные человеческие отношения. Самое важное – говорить на языке правды, понять, что сила любви может помочь справиться с трагедиями. Но будьте осторожны, если храните в бельевом ящике пистолет.
http://cineuropa.org/it.aspx?t=interview&l=en&did=323246
Перевод с английского Елены Паисовой
Variety, February 13, 2017