Все песни только о любви. «Школа № 3», режиссеры Елизавета Смит, Георг Жено
- №2, февраль
- Дмитрий Десятерик
В июле 2014-го за город Николаевка Славянского района Донецкой области (население – 16 000 жителей, площадь – 8 км²) шли бои украинской армии с боевиками «ДНР». Гражданские прятались в подвалах, снаряды попали и в школу № 3. Вскоре после этих событий школу взяли под опеку волонтеры из организации «Новый Донбасс». Они не только помогли отремонтировать здание, но и запустили ряд проектов арт-терапии. Наиболее заметной из этих инициатив стал документальный спектакль «Николаевка», реализованный немецким режиссером Георгом Жено и киевским драматургом Натальей Ворожбит и показанный в Констанце, Киеве, Львове и Северодонецке «Театром переселенца».
«Школа № 3»
Режиссеры Елизавета Смит, Георг Жено
Оператор Кристина Лизогуб
Tabor productions, «Театр переселенца»
Украина – Германия
2016
Фильм «Школа № 3» – совместная работа Жено и украинского режиссера Елизаветы Смит, награжденная в Берлине Гран-при конкурса Generation 14plus.
Локации – интерьеры школы, а также окрестности Николаевки, типичные для любого индустриального восточноукраинского городка бетонные дома и всхолмленная степь с устойчивыми вертикалями – линиями электропередачи и трубами Славянской ТЭЦ, фактически градообразующего предприятия. Нет ни разрушенных зданий, ни канонады, ни людей в форме. Война оседает в словах, проходит мотивом в исповедях подростков. «Школа № 3» – частные хроники без главного героя. Цитируя американо-израильского видеоартиста Омера Фаста, чьи работы были показаны в выставочном центре «Дом Мартина Гропиуса» (Martin-Gropius-Bau) по соседству с фестивальным рынком, можно сказать, что Смит и Жено интересуют пути, на которых опыт превращается в память, а память становится историями.
«Школа №3»
Отправная точка всех монологов, снятых, как правило, наиболее интимным, статичным фронтальным планом, близким по исполнению к театральной мизансцене, – какой-либо предмет, связанный с особыми воспоминаниями. Мотоциклетный шлем, кулон в форме сердца, игрушечный барашек, плюшевый кинг-конг, сувенирная Эйфелева башня, автоматный патрон – каждая такая вещь влечет за собой картину отдельной жизни, очерчивает лица близких людей. У кого-то погиб друг. Кто-то чуть не разбился на мотоцикле. Кто-то потерял, а затем нашел свою собаку. Кто-то, чтобы отвлечься от тяжелой личной ситуации, показывает миниатюру в театре теней, а кто-то жизнерадостно поет прилипчивую песенку, включая себе аккомпанемент из мобильного. Ритм и движение между эпизодами исповедей удерживают снятые динамичной камерой интермедии, в которых молодежь валяет дурака, флиртует или с комическим преувеличением выясняет отношения.
«Школа №3»
Вероятная банальность сказанного/показанного отменяется сокращением дистанции, оптикой постоянной близости к протагонистам, благодаря которой каждое слово или жест получают максимальную эмоциональную ценность. Режиссеры всматриваются в героев, которые не «играют самих себя», а, напротив, создают по частям повесть о своем разрезанном войной детстве на наших глазах и в этом смысле являются такими же соавторами, как Елизавета, Георг и Наталья. Итог этого большого совместного авторства – портрет поколения, в равной мере страстный и трогательный.
Они говорят о смерти, они говорят о любви. Они сильнее.