Берлин-2015. Алекс Росс Перри: «Я хотел снять фильм о влиянии безумия»
- Блоги
- Наталья Серебрякова
Американский режиссер Алекс Росс Перри – лауреат прошлогоднего кинофестиваля в Локарно за фильм «Послушай, Филип», получивший особый приз жюри, о писателе-неудачнике с Джейсоном Шварцманом и Элизабет Мосс в главных ролях. На прошедшем Берлинском фестивале состоялась премьера новой картины Перри «Королева земли» вновь с Элизабет Мосс в главной роли – девушки, пытающейся справиться с депрессией и подступающим безумием. Наталья Серебрякова встретилась с Перри, чтобы расспросить его о депрессии, любимых фильмах и источниках вдохновения.
Наталья Серебрякова. Почему вы назвали фильм «Королева земли», а не, допустим, «Королева воды» или «Королева реки»? Ведь вы все время показываете в промежутках между главами гладкую или чуть волнующуюся поверхность водоема.
Алекс Росс Перри. Что я хотел сказать этим своим названием? В фильме я показываю воду, деревья, траву и всю окружающую среду. Наш саунд-дизайнер также поработал над тем, чтобы громко шумел ветер. Я хотел показать природу, поэтому и «Королева Земли».
Наталья Серебрякова. Как вам вообще в голову пришла идея этого фильма?
Алекс Росс Перри. Вы знаете, я недавно сделал более значимое кино, большое кино с более крупным бюджетом, и сейчас просто решил насладиться тем, что делаю небольшой фильм. Я хотел ограничить себя одной локацией. Я чувствовал, что это тот самый стиль, в котором сняты все мои четыре фильма, но без кучи всякого дополнительного стаффа. Мы все снимали просто в одном доме.
Наталья Серебрякова. Сколько времени длились съемки?
Алекс Росс Перри. Две недели. В начале прошлого года, когда я только закончил свой предыдущий фильм «Послушай, Филип», я много думал о частной жизни, конфиденциальности, уединении. Но мне было некомфортно от мысли, что нужно делать опять большое кино. Люди привыкли к этому стереотипу, что каждый твой последующий фильм должен быть больше предыдущего. Больше и в смысле бюджета, и в смысле актеров. Так я пришел к мысли, что мой новый фильм будет не большим, а наоборот – очень камерным.
Наталья Серебрякова. Это ваш собственный сценарий?
Алекс Росс Перри. Да.
Наталья Серебрякова. «Королева земли» – это фильм об отношениях двух женщин. Почему вдруг вы решили исследовать женскую психологию?
Алекс Росс Перри. Вы знаете, «Послушай, Филип» был о двух мужчинах. После него я уже не знал, что сказать о мужских отношениях, об их динамике, о маскулинности вообще. Я хотел какую-то совсем другую историю, о других отношениях. Меня интересовала поведенческая коллизия, но уже без мужчин.
«Королева земли»
Наталья Серебрякова. И получилась история о депрессии.
Алекс Росс Перри. Я хотел историю о депрессии и о том, как сложно ее преодолеть. Не то, чтоб я не верил, что ее невозможно преодолеть, или что человек может найти хотя бы временное чувство облегчения. Я просто не верю в то, что депрессию можно преодолеть за тот короткий срок времени, который показан в большинстве фильмов.
Наталья Серебрякова. Можно ли сказать, что ваш фильм – это триллер, жанровое кино?
Алекс Росс Перри. Мне кажется, это обычная драма о двух женщинах с элементами триллера. Или просто человеческая драма. Как угодно.
Наталья Серебрякова. Что было вашим источником вдохновения в ее создании?
Алекс Росс Перри. Обычно я не очень много держу в голове других фильмов, когда снимаю. Но не в этот раз. Я думал о фильме «Горькие слезы Петры Ван Кант» Фассбиндера. Это картина о двух женщинах в одном замкнутом пространстве, которые переживают конфликт и каждая по-своему проявляет свои властные инстинкты. Ретроспектива Фассбиндера шла в Нью-Йорке в прошлом году в мае, когда я как раз писал сценарий. Еще я хотел снять фильм о влиянии безумия в духе картин Роберта Олтмена, а также в духе низкобюджетных хорроров 70-х, наподобие «Напугать Джессику до смерти». По всем стандартам, это низкий жанр, но для меня это высшая форма искусства. Эти жанровые фильмы, снятые на пленку 16 мм, сделаны фактически для того, чтобы по-быстрому напугать зрителей и заработать на этом. Я смотрю на это сорок лет спустя и нахожу плоды этого творчества изощренными. Всем известно, что Фассбиндер был гений, но и эти фильмы тоже гениальны. Драма Фассбиндера, триллер Олтмена, жанровое ретро про призраков – все это очень разное кино, но в центре всегда оказывается сломленная женщина.
Наталья Серебрякова. Мне показалось, что ваш стиль съемки похож на манеру Джона Кассеветиса. Эти крупные планы лиц, как в его «Лицах».
Алекс Росс Перри. Конечно, Кассаветис – мой главный герой, источник постоянного вдохновения. Мой последний фильм я сделал под большим его влиянием. Но Кассаветис никогда не снимал хорроров, а мне пришла в голову дикая мысль – а что, если бы он его снял? И еще один ответ на ваш вопрос о том, почему я так снимаю лица. Потому что считаю, что такой стиль съемки возможен только в кино, и это что-то невероятное. Нигде еще вы не увидите такого большого изображения лица, как на экране кинотеатра. Вы словно глядите на биллборд или на картину. Это уникальный опыт. В телевизоре лица всего в два раза крупнее, чем в жизни. И только в кино существует возможность показать настолько крупные планы, насколько это возможно.
Наталья Серебрякова. Это ведь ваш стиль во всех фильмах. Вы и дальше будете двигаться в этом направлении?
Алекс Росс Перри. Пока я буду находить интересные лица, я буду их так снимать. И я буду снимать настолько крупно, насколько это возможно. (Смеется).
Наталья Серебрякова. Вы опять снимали на пленку 16 мм. Почему вы к ней так привязаны?
Алекс Росс Перри. Мои первые две картины – «Имполекс» и «Цветное колесо» были сняты на 16 мм. Я никогда не снимал фильмы на другую пленку. «Послушай, Филип» и «Королева земли» сняты на Супер 16 мм. Я не знаю в точности, почему, но если говорить о фильмах 70-80-х, отдавать им дань уважения, как это делаю я, то невозможно снимать на цифровую камеру.
Наталья Серебрякова. Но говорят, что это отмирающий вид кинематографа.
Алекс Росс Перри. Знаете, говорят, и живопись скоро умрет. Такие разговоры ничего не значат.
«Королева земли»
Наталья Серебрякова. Мне показалось, в «Королеве земли» также чувствуется влияние Ноа Баумбаха, как и в вашем предыдущем фильме.
Алекс Росс Перри. Да, Баумбах – тоже мой любимый режиссер. И когда я делал «Послушай, Филип» я хотел быть похожим на него; хотел, чтобы нас сравнивали. Мне очень интересно, из чего состоит его кино, как у него получается рассказ. Мне было бы интересно провести такой эксперимент, как и в случае с Кассаветисом: что, если бы сделать фильм со всеми составляющими драмы Баумбаха, только при этом хоррор. Так я думал и играл со всеми типами кино, которые люблю смотреть. Я вспоминал Олтмена, который тоже никогда не делал хорроры… Это так интересно и прекрасно – сделать нечто новое и отличное от предыдущего.
Наталья Серебрякова. Если вспомнить «Послушай, Филип», что общего между вами и героем Шварцмана, этим эгоистичным мизантропом?
Алекс Росс Перри. Есть одна важная вещь, которую я должен сказать о фильме «Послушай, Филип». Я на самом деле – не Филипп, а героиня Элизабет Мосс. Правда, она фотограф, а я режиссер. Но она любит работать и вовлечена в процесс, и также, как я, после работы приходит домой, и ей комфортно и удобно дома с котом. Это в точности мой образ жизни. В этом фильме она хочет приватности и не понимает, почему люди интересуются ею, не понимает, что им от нее нужно. Я прошел через этот опыт и посчитал, что будет интересно поместить его в роль для этой актрисы.
Наталья Серебрякова. В «Королеве земли», помимо Элизабет Мосс, играет много актеров, хорошо известных в независимом американском кино – Кентукер Одли, Кейт Лин Шейл. И это довольно сильные актеры. Почему вы их выбрали?
Алекс Росс Перри. Это все мои друзья. В «Послушай, Филип» я пригласил много известных актеров, а в остальных же фильмах играли мои друзья. Я знаю Кейт Лин Шейл десять лет. И мне было очень приятно, и важно пригласить ее снова играть в свой фильм. Это имело для меня большое значение. Мы с ней делали мой первый фильм, «Имполекс». Пригласить моих друзей играть – это было очень эмоционально правильно. Мы наслаждались съемками. Вдобавок, когда делаешь такое небольшое малобюджетное кино, непросто привлечь сразу много новых людей. Это практически невозможно. И тут я опять использовал метод Фассбиндера: взять в проект тех же людей, с которыми уже работал, но сделать совершенно новое кино.
Наталья Серебрякова. Возвращаясь к «Имполексу», который был свободной экранизацией Пинчона: вы смотрели «Внутренний порок» Пола Томаса Андерсона? Он ведь тоже по Пинчону.
Алекс Росс Перри. Да, я смотрел, и он мне очень понравился. Это серьезная адаптация. Пол Томас Андерсон – отличный пример того, как можно было бы удивить зрителей, сделай он хоррор (Смеется). Получился же у него детектив по Пинчону? Хоррор тоже бы получился.
Наталья Серебрякова. И у вас играет актриса из «Внутреннего порока» – Кэтрин Уотерстон. Еще одна общая деталь.
Алекс Росс Перри. Да-да, вы правильно заметили.
Наталья Серебрякова. Каким будет ваш следующий проект?
Алекс Росс Перри. Я очень близок к получению прав на книгу одного из главных американских авторов, у которого была до этого только одна адаптация. Это пока все, что я могу сказать.