Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Берлин-2018. Плохая жизнь, хорошие стихи - Искусство кино

Берлин-2018. Плохая жизнь, хорошие стихи

  • Блоги
  • Нина Цыркун

В Берлине открылся 68-й ежегодный кинофестиваль. В первом репортаже Нины Цыркун – «Остров собак» Уэса Андерсона, «Наследницы» Марчелло Мартинесси, «Damsel» братьев Зеллнер, «Черный 47-й» (Black 47) Лэнса Дейли и «Довлатов» Алексея А. Германа.


berlinale logoВ канун восточного Нового года  Берлинский фестиваль эффектно открылся фильмом своего фаворита Уэса Андерсона «Остров собак» – второй анимационной картины самого «фантасмагоричного режиссера». Действие фильма, разворачивающегося  в 2038 году, «до века послушания», происходит в Мегасаки-сити, где все собаки из-за опасений собачьего гриппа сосланы на Остров отбросов, с чем, конечно, нельзя смириться.

Собственно, «непослушании», наверно, можно назвать главной темой первых конкурсных фильмов Берлинале. «Наследницы» (Las Herederas) Марчелло Мартинесси – история из Парагвая о том, как перешедшая пятидесятилетний рубеж Чела, всю жизнь привыкшая выполнять подчиненную роль, открывает для себя совсем другой жизненный проект. Виртуозная работа актрисы Аны Брун, ювелирно точно просчитавшей ритм изменений в мироощущении своей героини в темпоритме картины.

berlinale 2018 01 01«Наследницы», режиссер Марчелло Мартинесси

Заглавная героиня «Мамзели» (думаю, именно так лучше всего перевести название Damsel, произошедшее от слова «мадемуазель»), которой, согласно конвенции кино и в том числе вестерна, надлежит попадать в опасность и быть спасаемой доблестным мужчинами, здесь сама диктует этим бравым ребята правила игры. Но постановщики братья Зеллнеры, взявшись решительно перелопатить жанр, не сладили с монтажом, и усилия Мии Васиковски, так темпераментно вложившейся в свою Пенелопе, и Роберта Паттинсона, буквализировавшего архетип странника прерий как странствующего рыцаря, пропали даром.

Еще один одинокий воитель - Мартин Фрини из ирландско-люксембургского  исторического экшена «Черный 47-й» (Black 47) Лэнса Дейли в одиночку одолевает англичан-колонизаторов, по заслугам воздавая обидчикам, каждый раз победоносно выходя из их хитроумных ловушек. Его подвиги явно превосходят человеческие возможности и пределы реализма, переводя повествование в область мифа. А вот отъезд группы изможденных, изголодавшихся, но несломленных ирландских крестьян в Америку – это молчаливый намек на вполне реальную вещь. А именно – почему именно из этнических ирландцев преимущественно состоит корпус двух самых мужественных и уважаемых за океаном профессий – полицейских и пожарных.

berlinale 2018 01 03«Черный 47-ой», режиссер Лэнс Дейли

Что же касается героев-одиночек, то в этом смысле, на мой взгляд, значимо звучит простое название фильма Алексея Германа-младшего – «Довлатов». Хотя героизм Довлатова в том лишь, что он, устав «быть никем», стал самим собой. Правда, в то время, когда, как он сам сказал, «наличие мысли – уже героизм». 

По-видимому, авторы фильма (сценарий написан Германом с Юлией Тупикиной) чересчур корректно обошлись с заглавным героем: близко знавшие Сергея Довлатова люди вспоминают, что не всегда и уж точно не со всеми он был таким милым и обходительным. Но в чем авторы совершенно бескомпромиссны, так это в истории и в социальном контексте тех нескольких ноябрьских дней 1971 года. Ленинград готовится встретить очередную годовщину Октябрьской революции трудовыми подарками; задыхающемуся от вынужденной немоты молодому писателю, зарабатывающему скудную копейку в многотиражке судостроительного завода, предлагают взять интервью у ряженых под русских классиков, подвернувшихся под руку проверенных людей, которые должны отправить в плавание корабль, получивший гордое имя никем не читанного советского писателя. Из тех, видно, чьи сердца принадлежат партии. Что может сделать на этом материале Довлаток? Разве что горький памфлет. А от него требуется – в духе советского идеологического иезуитства – чтобы было «искренне», с душой, «позитивно». Но высокая, во всех смыслах, фигура Довлатова выламывается из этих «утвержденных» рамок, а раз деваться некуда, приходится думать об отъезде за границу. Такая же судьба уготована и Иосифу Бродскому, по воле авторов оказавшемуся близким Довлатову человеком. Обоим решение об отъезде дается непросто. Но ведь недаром Довлатов говорил, что в благополучной жизни хорошие стихи не рождаются; поэзия требует страданий. Это было сказано не шутя.

berlinale 2018 01 04«Довлатов», режиссер Алексей А. Герман

Бродского играет в фильме Артур Бесчастный, который, боюсь, после сериала «Таинственная страсть» и «Довлатова» рискует стать штатным исполнителем роли поэта. А серб Милан Марич, по-моему, отлично сыграл Довлатова. Герман его сразу узнал в этом образе, только перед съемками подкормил салом и пельменями, поскольку Марич был слишком худ. Впрочем, авторы фильма не стремились к документальной точности, как в представлении о своих героях и их отношениях, так и в самом сюжете. Да вряд ли такое и возможно. Как написал в своих стихах Бродский через три года после этих событий, воспоминаниям о прошлом  «мешает закругление Земли». Создается параллакс, искажающий картину. Но представление о прошлом нуждается в том, чтобы его предъявляли городу и миру. Особенно, когда прошлое грозит повториться.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Темы, которые никем не обсуждаются»

23.07.2013

Т. ФЕЛЬГЕНГАУЭР: Здравствуйте. Это программа «Особое мнение». Меня зовут Татьяна Фельгенгауэр. Я приветствую в этой студии главного редактора журнала «Искусство кино» Даниила Дондурея.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

На IV-м ЗМКФ победили «Диалоги» Ирины Волковой

03.06.2014

2 июня в Чите завершился Четвертый Забайкальский международный кинофестиваль. На торжественной церемонии закрытия были вручены следующие призы. Лучшим фильмом IV ЗМКФ признана российская драма «Диалоги» режиссера Ирины Волковой. Приз за лучшую мужскую роль был вручен Максиму Суханову («Роль»), за лучшую женскую роль – Жюльетт Бинош («Камилла Клодель, 1915»). Приз за лучший сценарий получили южнокорейцы Хван Чжо Юн и Чанг-мин Чо («Маскарад»). Лучший режиссер – Мишель Гондри («Пена дней»). Специальный приз жюри – операторская  работа Сергея Мачильского в фильме «Зеркала». Эта же картина Марины Мигуновой получила и приз зрительских симпатий.