Честный Эйб
- Блоги
- Нина Цыркун
24 января в российский прокат выходит монументальный байопик о шестнадцатом президенте США. О масштабе личности Авраама Линкольна и его драматической биографии, экранизированной Стивеном Спилбергом, – Нина Цыркун.
«Линкольн» Стивена Спилберга лидирует по числу номинаций на «Оскар» – 12. Я думаю, дело тут в большой степени не в самом фильме, а в персоне. За редким исключением, во всех голосованиях 16-й президент Америки выходил на первое место по популярности среди соотечественников (иногда уступая Джону Кеннеди или Бушу-старшему). Он отменил рабство и победил в Гражданской войне – никакие другие события в истории страны не могут сравниться с этими по значимости. И еще Линкольн был застрелен фанатиком-южанином, актером Бутом в театре Форда. Сюжет для большого романа.
«Линкольн»
Линкольн давно превратился в икону, в героя фольклора, в том числе афроамериканского, где реальные и мифические черты неразрывно сплелись. Кино про Линкольна стали снимать еще в 10-х годах прошлого века; Дэвид Уорк Гриффит увековечил его в «Рождении нации». А сто лет спустя Тимур Бекмамбетов представил «Охотником на вампиров», которые заинтересованы в сохранении рабства ради своих кровожадных целей, но скорее всего – человеком, боровшимся против раба в себе – раба своих демонов.
Стивен Спилберг остался в рамках реальности и из всех подвластных ему стилей выбрал классический фотореализм: фильм, снятый Янушем Камински в приглушенной цветовой гамме, выглядит как лента оживших старинных даггеротипов, особенность которых состоит в их исключительности, ведь даггеротип существует в единственном экземпляре.
«Линкольн»
Сложно снимать фильм, перипетии и финал которого известны зрителю заранее. Но Спилберг специально педалирует известное, предназначая свою работу самому широкому кругу зрителей (вдруг найдется где-нибудь на островах Кабо Верде человек, не слыхавший про Линкольна и даже не видевший его портрета на пятидолларовой банкноте). Тем самым Спилберг будто нарочно подчеркивает учительный аспект истории. В первых же эпизодах фильма в беседе Линкольна с чернокожими солдатами, ставшими под знамена генерала Гранта, Спилберг не только иллюстрирует прославленный демократизм Честного Эйба, но и намечает ту траекторию, которая вывела страну от отмены рабства до президентства всенародно избранного Барака Обамы.
«Линкольн»
Сценарий Тони Кушнера по книге Дорис Кирнс Гудвин (точнее, одному из ее фрагментов) сосредоточен на последних месяцах жизни Авраама Линкольна, с осени 1864 до апреля 1865-го, самых сложных и насыщенных событиями, личными и государственными. Победа Севера в Гражданской войне уже была предрешена; и в этот момент Линкольн решил провести поправку к Конституции, отменяющую рабство на всей территории страны. Он спешил, зная, что парламент объединенной страны силами южан поправку провалит. Проблема заключалась в том, что введение ее в действие продлевало братоубийственную войну. Перипетии борьбы за нее превратили традиционный байопик в политический триллер.
«Линкольн»
Центр тяжести фильма приходится на исполнителя заглавной роли – Дэниела Дей-Льюиса. Это уникальный актер-протей, которому удается каждый раз быть неузнаваемым. На сей раз тонкость заключалась в том, что характерную внешность долговязого худого Линкольна очень легко превратить в узнаваемую карикатуру. Но актерская пластика и сложнейший грим, оставляющий впечатление абсолютного его отсутствия, делают экранного Авраама Линкольна живым, настоящим. Настоящими, не подправленными услужливой идеологией, кажутся также и его поступки, и их мотивации.
Политическая борьба никогда не бывает чистой: голоса за 13-ю поправку в палате представителей приходится покупать – за деньги, должности, выгодные контракты; кое-какие важные факты скрывать от депутатов элементарной игрой слов. Интересы семьи требуют компромиссов с совестью: страшно посылать на войну сына, и только отец, как главнокомандующий, может запретить ему записаться в армию. Жена Мэри (Салли Филд), после смерти одиннадцатилетнего Уилли страдающая мигренью и затяжными депрессиями, тяготится ролью первой леди и докучает скандалами…
Линкольн предстает на экране как человек, человек во всем, но это не мешает звучать в фильме библейским мотивам. Мотивы эти придают фильму драматическую, а то и трагическую окраску. К примеру, и праотцу Аврааму приходилось лгать и притворяться, чтобы выйти из сложного, порой смертельно опасного положения. Хотел того Спилберг или не хотел, трудно не увидеть в Линкольне Моисея, выведшего народ из плена. Но человек, сделавший самый трудный и самый важный шаг к свободе, не исполнил свою личную затаенную мечту – не успел увидеть землю предков, Землю обетованную.
«Линкольн»