Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Фильм ужаса - Искусство кино

Фильм ужаса

  • Блоги
  • Зара Абдуллаева

В четвертом репортаже Зары Абдуллаевой с Артдокфеста-2014 – «Длинное. Черное. Облако опускается» Александры Лихачевой.


artdocfest-logoЕхали, ехали и доехали они до моря. «До нашего, российского моря», где ни разу не бывал один из героев картины «Длинное. Черное. Облако опускается» Александры Лихачевой. На море в зимнюю пору была олимпийская пустота, и Денису привиделся в этом пейзаже фильм ужасов. Действительно, таков жанр этого роуд-муви. Ничто, однако, кроме названия, не предвещало в автомобильном путешествии обычных представителей нашего среднего класса из Москвы в Сочи, на Олимпиаду, постепенного сгущения атмосферного давления. Но оно случилось исподволь, незаметно. Притом, что общий тон картины вполне элегический, а повадки, речь, реакции персонажей – узнаваемы, привычны. Никакой в них нет экстравагантности или намека на черное длинное облако, невидимо заслонившее светлый день, когда море шумело и ласкало взгляд.

Денис, Саша – молодые столичные парни – жили, не тужили, покуда их головы не забили рекламным напором, хлынувшим из телевизора, о грядущей Олимпиаде. Ничем не обремененные, они, наверняка технари пока невысокого розлива, пустились в путь.
Лихачева перебивает путешествие пребыванием своих героев в чате, знакомя таким образом с их интересами, шутками. С их миром напрямик, в обычном времяпрепровождении. Ничего особенного. Никаких облаков в штанах. Какой-то парниша задает вопрос одному из персонажей, зачем тот живет? Саша реагирует без паузы: «Чтоб в Сочи поехать». Диалог-треп убивает время, с которым Саше, Денису не очень понятно, что делать. Но – «все так живут». Но – пока черное облако не накроет их с головой. Или они его не заметят.

Пустота, поразившая парней на берегу зимнего моря, отзывается – по ходу движения их авто, в монтажной кантилене Лихачевой – персональной пустоте путешественников. Чем ближе к финалу, тем более звенят эти пустоты.

Едут они, едут, останавливаются. Смотрят открытие Олимпиады по телику. Реплики («Янукович, что ль? Пробрался гадёныш», «Сань, это наша Олимпиада») точны в том смысле, что ничего, буквально ничего не говорят об ориентации на местности, в себе и в мире этих естественных людей с высшим образованием. Ничего, кроме кальки с чужих присвоенных слов.

«Длинное. Черное. Облако опускается», трейлер

Как заполнить, насытить свое порожнее нутро, им неведомо. Хорошо, есть призывный экран мониторов, снабжающий необходимой информацией о возможностях человека. Но реальность, всем известно, круче любых о ней знаний, представлений. Зависая по пути в Сочи с девчонкой, найденной в сети, в столовке, у экрана телика, комментируя соревнования («Это наша бежит? А что, норвежка? Сумасшедшая…»), попадая на свадьбу в Воронежской, кажется, области, заезжая к тетке одного из приятелей, который предупреждает другого не говорить с ней о политике, Сталине, Пиночете, но тот не выдерживает и спрашивает сельхозработницу, не понимающую про Майдан и «наших», о Навальном, слушая бодрый голос авторадио о всенародном ликовании по поводу Олимпиады, ребята застревают в Краснодаре. В толпе страждущих получить паспорта болельщиков. Очередь на долгие часы. Тут одному из двух героев почудилось «какое-то опустошение внутри» и захотелось домой.

Обратный путь хоть и вывел на море, оказался менее вдохновляющим. Барышня, с которой они оттянулись по дороге к Сочи, еще раз отдохнуть отказалась. А на нелепый, от нечего делать вопрос, можно ли повстречается с ней на майские праздники, сообщила, что поедет к бабушке в Луганск на все лето.

artdocfest-4-2«Длинное. Черное. Облако опускается»

Лихачева не делает акцент на отблеске надвигающегося (к весне и за морским горизонтом) черного длинного облака. Но реплика, прозвучавшая спонтанно, обыкновенно, хлещет зрителя по ушам наотмашь.

Режиссер продолжает двигать путешественников к пустынному берегу, где один из них будет щелкать, а другой, глядя вдаль, попросит не фотографировать. Лихачева оборвет эту счастливую короткую сценку просто, обыденно. Ее роуд-муви – не роман воспитания. Браво. Пока – лучший фильм конкурса.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Гибридное кино для России

17.06.2015

Даниил Дондурей – о "Кинотавре" и зачистках, о Говорухине и Меликян, о милых режиссерах и блистательных манипуляторах.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.