Фильм ужаса
- Блоги
- Зара Абдуллаева
В четвертом репортаже Зары Абдуллаевой с Артдокфеста-2014 – «Длинное. Черное. Облако опускается» Александры Лихачевой.
Ехали, ехали и доехали они до моря. «До нашего, российского моря», где ни разу не бывал один из героев картины «Длинное. Черное. Облако опускается» Александры Лихачевой. На море в зимнюю пору была олимпийская пустота, и Денису привиделся в этом пейзаже фильм ужасов. Действительно, таков жанр этого роуд-муви. Ничто, однако, кроме названия, не предвещало в автомобильном путешествии обычных представителей нашего среднего класса из Москвы в Сочи, на Олимпиаду, постепенного сгущения атмосферного давления. Но оно случилось исподволь, незаметно. Притом, что общий тон картины вполне элегический, а повадки, речь, реакции персонажей – узнаваемы, привычны. Никакой в них нет экстравагантности или намека на черное длинное облако, невидимо заслонившее светлый день, когда море шумело и ласкало взгляд.
Денис, Саша – молодые столичные парни – жили, не тужили, покуда их головы не забили рекламным напором, хлынувшим из телевизора, о грядущей Олимпиаде. Ничем не обремененные, они, наверняка технари пока невысокого розлива, пустились в путь.
Лихачева перебивает путешествие пребыванием своих героев в чате, знакомя таким образом с их интересами, шутками. С их миром напрямик, в обычном времяпрепровождении. Ничего особенного. Никаких облаков в штанах. Какой-то парниша задает вопрос одному из персонажей, зачем тот живет? Саша реагирует без паузы: «Чтоб в Сочи поехать». Диалог-треп убивает время, с которым Саше, Денису не очень понятно, что делать. Но – «все так живут». Но – пока черное облако не накроет их с головой. Или они его не заметят.
Пустота, поразившая парней на берегу зимнего моря, отзывается – по ходу движения их авто, в монтажной кантилене Лихачевой – персональной пустоте путешественников. Чем ближе к финалу, тем более звенят эти пустоты.
Едут они, едут, останавливаются. Смотрят открытие Олимпиады по телику. Реплики («Янукович, что ль? Пробрался гадёныш», «Сань, это наша Олимпиада») точны в том смысле, что ничего, буквально ничего не говорят об ориентации на местности, в себе и в мире этих естественных людей с высшим образованием. Ничего, кроме кальки с чужих присвоенных слов.
«Длинное. Черное. Облако опускается», трейлер
Как заполнить, насытить свое порожнее нутро, им неведомо. Хорошо, есть призывный экран мониторов, снабжающий необходимой информацией о возможностях человека. Но реальность, всем известно, круче любых о ней знаний, представлений. Зависая по пути в Сочи с девчонкой, найденной в сети, в столовке, у экрана телика, комментируя соревнования («Это наша бежит? А что, норвежка? Сумасшедшая…»), попадая на свадьбу в Воронежской, кажется, области, заезжая к тетке одного из приятелей, который предупреждает другого не говорить с ней о политике, Сталине, Пиночете, но тот не выдерживает и спрашивает сельхозработницу, не понимающую про Майдан и «наших», о Навальном, слушая бодрый голос авторадио о всенародном ликовании по поводу Олимпиады, ребята застревают в Краснодаре. В толпе страждущих получить паспорта болельщиков. Очередь на долгие часы. Тут одному из двух героев почудилось «какое-то опустошение внутри» и захотелось домой.
Обратный путь хоть и вывел на море, оказался менее вдохновляющим. Барышня, с которой они оттянулись по дороге к Сочи, еще раз отдохнуть отказалась. А на нелепый, от нечего делать вопрос, можно ли повстречается с ней на майские праздники, сообщила, что поедет к бабушке в Луганск на все лето.
«Длинное. Черное. Облако опускается»
Лихачева не делает акцент на отблеске надвигающегося (к весне и за морским горизонтом) черного длинного облака. Но реплика, прозвучавшая спонтанно, обыкновенно, хлещет зрителя по ушам наотмашь.
Режиссер продолжает двигать путешественников к пустынному берегу, где один из них будет щелкать, а другой, глядя вдаль, попросит не фотографировать. Лихачева оборвет эту счастливую короткую сценку просто, обыденно. Ее роуд-муви – не роман воспитания. Браво. Пока – лучший фильм конкурса.