Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Игра в Грааль. «Первому игроку приготовиться», режиссер Стивен Спилберг - Искусство кино

Игра в Грааль. «Первому игроку приготовиться», режиссер Стивен Спилберг

  • Блоги
  • Никита Карцев

В связи с выходом нового (3/4) номера журнала «Искусство кино» мы публикуем текст Никиты Карцева из раздела «Репертуар» о фильме, который сейчас идет в российском прокате.


«Первому игроку приготовиться»
Ready Player One
По роману Эрнеста Клайна
Авторы сценария Эрнест Клайн, Зак Пенн
Режиссер Стивен Спилберг
Оператор Януш Камински
Художник Адам Штокхаузен
Композитор Алан Силвестри
В ролях: Тай Шеридан, Оливия Кук, Бен Мендельсон, Ти Джей Миллер, Саймон Пегг, Летиша Райт, Лина Уэйте, Марк Райленс и другие
Amblin Entertainment, De Line Pictures, Farah Films & Management, Reliance Entertainment, Village Roadshow Pictures, Warner Bros. Pictures
США
2018


Парсифаль, в мирной жизни Уйэд Уоттс (Тай Шеридан, новый вундеркинд Голливуда, успевший ранее убедительно отметиться в «Древе жизни», «Маде» и «Джо») — подросток-геймер из далекого 2045 года. На улице тоска и глубокий финансовый кризис. Бедные стали нищими, богатые — супербогатыми. Атмосфера вполне себе в духе «Бегущего по лезвию», разве что с неба не льет дождь. Лучший способ избежать проблем в реальности — надеть VR-шлем и погрузиться с головой в OASIS — онлайн-игру, объединившую в будущем чуть ли не все население Земли. Здесь бедные и богатые на равных соревнуются на виртуальных полях брани, прокачивают свои умения, сбиваются в кланы, колотят друг друга за монеты почем зря.

Уэйд сирота, живет у тети и ее противного мужика — тоже игромана, однако неумелого и злого: только что он просадил все деньги семьи на снаряжение, а оторваться решил на бедном парнишке. Но что поделать, ставки в игре несколько лет назад и правда взлетели до небес. Ее создатель, гениальный дизайнер Джеймс Хэллидей, ушел в мир иной, а перед смертью оставил «пасхалку» — священный Грааль любого игрока, секрет, который сулит разгадавшему его пользователю баснословное богатство и полный контроль над OASIS.

Как в любой погоне за сокровищем, на старте мы увидим героев — великолепную пятерку игроков, среди которых помимо Парсифаля дерзкая Артемида, здоровяк Эйч и юркие ниндзя Дайто и Сё. Но и тьму злодеев — безликую армию IOI, крупнейшего интернет-провайдера, чья цель — получить контроль над игрой и полностью подчинить ее законам рынка. Провернуть и в виртуальном мире то, что коммерсанты натворили в реальном. Наемники IOI выглядят в игре как клоны друг друга (по своему виду они чем-то напоминают штурмовиков из «Звездных войн», только их форма полностью черная) и под произвольным шестизначным номером вместо персонального ника. За что и получили унизительное прозвище Шестерки. Единственный, кто от них отличается, — скучный топ-менеджер IOI Нолан Сорренто, бездушный маньяк цифр, который хочет уничтожить творение Хэллидея, попутно выкачав из него все до последнего цента.

Если каждый новый фильм считать ребенком, то логично предположить, что он наследует гены родителей. В случае «Первого игрока» это гены самых знаковых артефактов массовой культуры, начиная с 1980-х годов. Герои культовых фильмов, музыки, компьютерных игр, комиксов и манги выступают здесь в роли аватаров пользователей OASIS. А их автомобили (вроде культового DeLorean из «Назад в будущее»), оружие и прочее снаряжение — в качестве дополнительных артефактов, которые можно купить за деньги либо заслужить в бою. Это сложное, многоуровневое произведение по форме представляет такой зеркальный коридор образов, какой не снился вселенной Marvel с ее «Мстителями». Только здесь в один момент за тобой гонятся тираннозавр из «Парка Юрского периода» и Кинг Конг, а в другой ты уже в костюме Стального гиганта, погибая, уходишь под раскаленную лаву с каноническим жестом Арнольда Шварценеггера из финала «Терминатора-2».

Совершенно разные образы схлопываются в одной точке, образуя новые, невиданные раннее, химические соединения и аккумулируя восторг фанатов десятков разных произведений в одном фильме. Разница еще и в том, что в «Первом игроке» любой из известных нам культурных героев не отдельный персонаж, а продолжение нашего собственного «я». Отсюда самый смелый и поразительный аттракцион «Первого игрока» — проникновение уже не в отдельного персонажа, а в фильм целиком, а именно в «Сияние». Шедевр Стэнли Кубрика волей Эрнеста Клайна (автора одноименного романа и соавтора сценария) и Стивена Спилберга становится отдельным уровнем игры. Ты можешь не просто пережить все его ужасы от первого лица, но и предложить свои правила. Переписать фильм, как тебе вздумается. Отпустить воображение, нарушить все правила — иначе головоломку не решить. Подобная вольность в обращении с объектом мирового наследия легко спутать с кощунством, но на самом деле именно так выглядит высшее проявление любви и уважения.

ready player one versus 01«Первому игроку приготовиться»

Спилберг, хоть и сам киноман, игроман и фанат с более чем полувековым стажем, не Джей Джей Абрамс, с аккуратностью отличника сдувающий пыль с хитов прошлого. Спилберг — один из отцов-основателей той массовой культуры, какой мы ее знаем. Полноправный соавтор современности. А потому его фильм, будучи бесконечным набором цитат, в первую очередь остается фильмом Спилберга. «Первый игрок» это не только сумма всех удовольствий, которые успело накопить человечество за последние три с лишним десятка лет. И не просто остроумная игра на поле ностальгии, как какие-нибудь «Стражи Галактики». В глубине «Первого игрока» лежит куда более серьезный конфликт, чем линейная погоня Парсифаля за тремя ключами от «пасхалки». Это гимн автору, зрителю, а значит и искусству кино.

Спилбергу, кажется, чужды социальная критика и боязнь будущего, да и антиутопия не его жанр. Его дело не учить нас жизни, а создавать миры. Родителей Уэйда не оживить, последствия неразумной деятельности человечества не обратить вспять. Но что Спилберг умеет лучше всех — даже заядлого хейтера хотя бы на миг превратить в фаната. Заставить опустить пистолет, поднять уголки губ вверх впервые в растроганной — а не презрительной — улыбке.

Если попробовать представить себе зрителя с абсолютно чистым восприятием, не знакомого с контекстом (есть же в конце концов те, кто никогда не слышал о Питере Паркере и Бэтмене, что уж говорить о «Сиянии»), он увидит в «Первом игроке» историю сложного взаимоотношения творца и зрителя. В этой иерархии нет главного. Они неделимы. Без художника ничего не выйдет. Но и без публики кино не оживет. Между режиссером и фанатами рождается напряжение — тот ток, который мы называем искусством.

Выход из кинотеатра с фильма «Первому игроку приготовиться» подобен тому ощущению, какое испытывает Уйэд, снимая VR-шлем. Да, реальность по-прежнему единственное, что реально. Никакому кино ее не победить. Но ведь между реальностью до и после просмотра такого фильма нет ничего общего.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

№3/4

Экзамен. «Моего брата зовут Роберт, и он идиот», режиссер Филип Грёнинг

Антон Долин

В связи с показом 14 ноября в Москве картины Филипа Грёнинга «Моего брата зовут Роберт, и он идиот» публикуем статью Антона Долина из 3-4 номера журнала «Искусство кино».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Даниил Дондурей: «Основные потребители кино в России — девочки 12-17 лет»

10.02.2014

Государство в лице Министерства культуры регулярно призывает кинематографистов снимать кино духоподъёмное, патриотическое, идеологически выдержанное. Российский кинобизнес в ответ на этот призыв выдал «на-гора» пару фильмов о спорте, на подходе — фильмы и сериалы о Первой и Второй мировых войнах. А за какое кино готов «голосовать» зритель своим кошельком? Об этом рассуждает главный редактор журнала «Искусство кино», культуролог Даниил Дондурей в интервью газете «Аргументы и факты».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

В Чите открылся V ЗМКФ

22.05.2015

21 мая 2015 года в Чите состоялось торжественное открытие Пятого Забайкальского Международного Кинофестиваля. V ЗМКФ пройдет с 21 по 24 мая 2015 года. В программе фестиваля две конкурсные программы. Большой конкурс составят 8 фильмов – 3 российские ленты и 5 картин зарубежного производства 2014-2015 годов. В конкурсе молодежных фильмов «Новый взгляд» примут участие 5 фильмов 2014-2015 годов, из них 2 российских.