Люси: квест
- Блоги
- Нина Цыркун
В российский прокат вышла фантастическая картина «Люси» Люка Бессона со Скарлетт Йоханссон в главной роли. С самой умной блондинкой на свете познакомилась Нина Цыркун.
Люк Бессон принадлежит к небольшому кругу режиссеров, которые создают собственный мир, населенный однотипными персонажами, пропитанный постоянными токами идей, на которых фокусируется автор. Многих его героев при всем их различии объединяет короткое дыхание жизни: они гибнут, что называется, во цвете лет. Иногда это случается добровольно, будто человек не дорожит будущим пребыванием на этом свете, не надеясь на то, что оно когда-то сделает его счастливее; иногда происходит вопреки его воле. Так, наставник Никиты показывает ей фотографию могилы, поясняя, что никто никогда не узнает, похоронен ли кто-нибудь под этой плитой, а если и похоронен, то когда это в действительности произошло. То есть, смерть пока отложена, она нечто вроде условного наказания, и забыть о ней невозможно.
В новом фильме Бессона «Люси» героиня знает, сколько ей отмерено, счет жизненного срока идет на часы. Ничем не примечательная, кроме сексуальной внешности, студентка-американка Люси (Скарлетт Йоханссон), не по своей воле получив дозу новейшего наркотического средства, получает и мощный интеллектуальный заряд. В отличие от обычного человека, как мы с вами, чьи серые клеточки задействованы всего на 3-5 процентов, ее мозг начинает эксплуатировать все больше своих участков и все более эффективно. Правда, для эскалации заряда требуется подпитка – и Люси подзаряжается страшным наркотиком, устремляясь к достижению максимума – 100 процентов. Но что произойдет, когда активируются все 86 миллиардов нейронов мозга?
«Люси», трейлер
На этот вопрос страшится ответить даже самый главный мировой авторитет, профессор-нейробиолог Сэмюел Норман (Морган Фримен); он знает лишь, что за порогом уже двадцати процентов результат непредсказуем. На первых этапах брейн-шторма Люси может, как Человек-паук, ползать по стенам и потолку, вспоминать себя чуть ли не в материнском чреве, затем читать мысли на расстоянии, мгновенно транспортироваться на любые дистанции и стрелять без промаха, а также синтезировать невиданный по мощности компьютер, напоминающий по форме Эйфелеву башню. Чего скромничать – возможности Люси неограничены, и, стало быть, она теперь, выражаясь осторожно, фигура богоравная, намного превзошедшая героиню фильма Бессона «Ангел-А». Ее умственным усилием действие из китайского Тайбэя переносится в Париж, в ее измененном сознании улица Риволи в секунду меняет облик – вместо современных автомобилей по ней движутся конные экипажи позапрошлого века, а время несется все дальше назад, покуда Люси не встречается с доверчиво протянувшей ей мохнатую руку леди-австралопитеком, названной раскопавшим ее останки археологом Дональдом Джохансоном (однофамильцем актрисы) тем же именем Люси. Если наша современница Люси и не осталась в дочеловеческом периоде истории, как «превратившийся в дельфина» по ту сторону земной жизни Жак в «Голубой бездне», то она, как многие герои Бессона, по природе своей - невзрослеющий ребенок; недаром первое, что чувственно ощутила накачанная наркотиком Люси – вкус материнского молока на губах.
«Люси»
Бессона всегда занимала игра с обменом ролями; мужские функции принимают на себя и социопатка Никита, и подросток Матильда, рядом с которой заматеревший «чистильщик» Леон превращается в мальчишку. Тут Бессон следует в русле аналитической психологии Юнга, видевшего в каждом мужчине его тень-душу – женщину и в каждой женщине – мужское начало. Кроме всего прочего, это и есть плацдарм любимой игры режиссера с мужским/женским, с инь/ян, которой он самозабвенно предался в мелодраме «Ангел-А», где действовали высокая женщина и коротышка-мужчина, блондинка и брюнет, которые взаимодействуют и растворяются один в другом. Комментируя облик своей Жанны д’Арк, Бессон говорил, что старался представить ее андрогином, что, на его взгляд, очень сексуально. И вот теперь Люси берет себе в подручные бравого французского полицейского, которому остается только замирать от немого восторга, следя за подвигами вчерашней студентки, ступившей на тропу возмездия злодею, мистеру Джану. Обычно воплощенное зло выступало у Бессона в виде негодяя с философией – такого, как олигарх Зорг в «Пятом элементе» или Стенсфилд в «Леоне» (оба в исполнении Гэри Олдмена). Мистера Джана играет Чхве «Олдбой» Мин Сик, и никакой философии ему не прилагается – только бизнес. И этот бизнес наркодилера страшней нейтронной бомбы: вещество, стимулирующее развитие человеческого эмбриона, становится орудием смерти, поражающим жаждущую острых ощущений молодежь, лишая планету будущего.
«Люси»
Снятые в пульсирующем рок-ритме, быстро сменяющие друг друга эпизоды, имитирующие вынос мозга, исключают напряг зрителя интеллектуальными аллюзиями, но культурный месседж в перипетиях увлекательного сюжета прочитывается легко. Бессон – замечательный пример европейского чувства меры и голливудского умения снять захватывающий экшен.