Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Что-то случилось? - Искусство кино

Что-то случилось?

  • Блоги
  • Нина Цыркун

О природе чуда, по всей видимости, случившегося на съемках блокбастера «Орда».

 
Бюджет в двенадцать миллионов долларов, отпущенный на «Орду» Андрея Прошкина, хоть очень значительный по нашим меркам, все же несравним с западноевропейскими масштабами. Тот же «Апокалипсис» Мэла Гибсона, по лекалам которого здесь реконструирована историческая реальность, обошелся в сорок миллионов, а «Крадущийся тигр, затаившийся дракон» Энга Ли, которому фильм Прошкина явно обязан стилистически, — в семнадцать миллионов, при том что это было еще в 2000 году и с тех пор инфляция сильно скорректировала реальную стоимость валюты. Но «Орда» — тот случай, когда затраты явно не ушли на сторону: материальная культура эпохи воспроизведена скрупулезно и достоверно; Москва XIV века, выстроенная на берегу Москвы-реки, и столица Золотой орды Сарай-бату в Астраханской губернии; кованые цепи митрополичьего креста (в двадцать килограммов весом) и выбритый лоб ханши — детали, которые придают фильму достоверность, потому что определяют и поведение актеров в кадре. Достойная зрелищность — самое главное качество фильма, и это совсем не мало. В конце концов, кино — не учебник истории, не монография. (Всем, кому интересна историческая правда и как она соотносится с фильмической, очень советую прочитать исчерпывающую рецензию Алексея Анастасьева «Бог и Толк» в седьмом номере журнала «Искусство кино»).

Коллизия, положенная в основу сюжета — исцеление святителем Алексием золотоордынской ханши Тайдулы — не столько обусловливает историческую концепцию картины (в смысле дальнейших судеб Руси и империи Чингизидов), сколько концентрируется на теме чуда, столь любезной сердцу автора сценария Юрия Арабова. Отсюда и нарочитая ассоциация со страстями Христовыми, переживаемыми Алексием; его унижение (почти буквальное втаптывание в грязь) и символическое «воскрешение» с последующим признанием. Сам-то Алексий достаточно смиренен, чтобы не посягать на такие уподобления. «Командированный» в Орду, он плохо верит в то, что сможет исполнить свою миссию. Тем не менее берется. Точно так же Бориска в «Андрее Рублеве» Тарковского, понимая, какую ответственность на себя взваливает, но зная точно, что соответствующим умением не владеет, дерзко взялся отливать колокол и вдруг обнаружил в себе это тайное знание. Что и было истинным чудом.

Вспомним, что чудо в одноименном фильме Александра Прошкина по сценарию Арабова тоже связано с искусством, с божественным даром. Эти соображения имеют смысл в связи с тем, что «Орда», поставленная при спонсорском участии «Православной энциклопедии», изначально воспринималась как соцзаказ, нацеленный на повышение авторитета русской церкви. Однако ж показать на экране чудодейственное исцеление было бы слишком примитивным имиджмейкерством. Алексий в фильме (неузнаваемый, как всегда; в его роли Максим Суханов) отрешается от своего подвига, говоря: «Я ничего не сделал». Прозрение Тайдулы (феноменально аутентично сыгранной Розой Хайруллиной), которого, возможно, в действительности и не было, — это факт символический; им в данном случае нам хотят показать, что великая монголо-татарская безбожная хатун, узнав Алексия, заговорила о боге, отказалась от своих воинственных намерений, удалившись вглубь степей. И сын ее (а может, и супруг) хан Джанибек отменил замышлявшийся поход на Москву. Словом, что-то случилось в Орде после 1357 года: она стремительно двигалась к распаду, ханы сменяли друг друга, не успевая править…

Что же до экранного Алексия, то он — опять же буквально — голый человек на голой земле, будто начинающий новую жизнь, на Руси, освобождающейся от власти Чингизидов. Он сродни ветхозаветному пророку, с которым сравнивали себя американские поэты-трансценденталисты, духовно окормлявшие рождавшуюся нацию. Те со своей задачей справились. Хорошо бы и наш кинематографический Алексий оправдал надежды «Православной энциклопедии», которая, хочется надеяться, не одни лишь церковные ценности желала восславить и укрепить.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Проект «Трамп». Портрет художника в старости

№3/4

Проект «Трамп». Портрет художника в старости

Борис Локшин

"Художник — чувствилище своей страны, своего класса, ухо, око и сердце его: он — голос своей эпохи". Максим Горький


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

Ушел из жизни главный редактор журнала «Искусство кино» Даниил Дондурей

10.05.2017

Сегодня, 10 мая ушел из жизни бессменный главный редактор журнала "Искусство кино" Даниил Борисович Дондурей (19 мая 1947 – 10 мая 2017).