Принцесса была прекрасная…

  • Блоги
  • Нина Цыркун

14 мая этот биографический фильм с Николь Кидман в роли Грейс Келли открыл 67-й Каннский фестиваль. 22 мая он выходит в российский прокат. О «Принцессе Монако», рассорившей каннский истеблишмент и аристократическое семейство Гримальди, – Нина Цыркун.


Если бы я принадлежала к дому Гримальди, я тоже обиделась бы на создателей фильма «Принцесса Монако» и не поехала на премьеру в Канн. Ну в самом деле: Гримальди чуть ли не тыщу лет, начиная с Генуэзской республики, принадлежат к правящим династиям Европы. Это князья в законе, обросшие десятками дворянских титулов. И вдруг заявляется некая преисполненная свободомыслия и альтруизма девица из Города братской любви (Филадельфии) и начинает учить их милосердию и правилам современного отношения к женщине, а также и раскрывать неприятные семейные тайны. Будто дочь американской революции попала в гнездо обскурантизма, глухого равнодушия и взаимного предательства.

Grace-of-Monaco-2
«Принцесса Монако»

События фильма Оливье Даана происходят в 1962-ом, на шестом году пребывания хичкоковской блондинки, актрисы Грейс Келли в роли супруги принца Ренье III и застают ее в удрученном состоянии: народ не желает признавать иностранку, высокородное семейство делает вид, что шокировано ее манерами и привычками, с мужем как-то неладно, у родной матери не найти сочувствия. Одна радость у Грейс – дети, да и тех ей из-за протокола не позволяют воспитывать как хочется. А тут еще политические проблемы – осложнение отношений княжества, приютившегося на носу большой страны, с ее лидером, которому желательно содрать с маленькой «овцы» побольше шерсти.


«Принцесса Монако», трейлер

Как на самом деле выстраивались и разрешались подковерные отношения семейства князей Монако с могущественным соседом Францией и лично с генералом де Голлем, скорее всего, долго останется тайной. Но если в фильме, которому предпослан титр «вымысел, вдохновленный реальными событиями», действуют реальные официальные лица, чьи потомки ныне заняли их места, то сценаристу Арашу Амелю следовало все же быть осторожнее с трактовкой событий и прислушаться к пожеланиям с их стороны. Но ему, видно, хотелось добавить к мелодраматичной истории саспенса – не зря же тут и сам Альфред Хичкок (Роджер Эштон-Гриффитс) присутствует. С ним, кстати, тоже не вполне корректно обошлись, представив как неловкого американца, плохо ориентирующегося в специфике европейского дворцового этикета. Однако по правде жизни чистокровный англичанин сэр Альфред в этом деле вполне был вполне осведомлен, и, соблюдая иерархию, не собирался напрямую обращаться к принцессе Монако Грейс с предложением сняться в его фильме «Марни». Он поступил дипломатично: послал ей почитать книгу Уинстона Грэма, которую готовился экранизировать, терпеливо дождавшись реакции. Грейс, урожденной Келли, книга понравилась, и она изъявила желание сниматься, что было совсем не экстраординарным случаем, ведь после замужества она своего голливудского агента (на всякий случай) не отправила в отставку. Больше того, и сам венценосный супруг, принц Ренье III поначалу дал на съемки свое согласие. Как полагал Хич, семейство рассчитывало тем самым поправить пошатнувшиеся финансовые дела: гонорар звезде был предложен по тем временам беспрецедентный – миллион долларов.

Grace-of-Monaco-3
«Принцесса Монако»

Не только Хичкок, де Голль или статс-дама Мадж (Паркер Поузи), но даже Мария Каллас (Пас Вега) с Онассисом (Роберт Линдсей), будто дублирующие главную супружескую пару, даже сам Ренье (Тим Рот) в фильме – фигуры условные до карикатурности и малоэффективные. Вот уж воистину свита не выполнила своей главной функции – сыграть хоть не королеву, но по меньшей мере принцессу. Зато сама принцесса-звезда подана во всех вроде бы выигрышных ракурсах: верной жены, доброй матери, талантливой актрисы и пламенной общественной деятельницы... Беда только, что ракурсы получились, мягко говоря, несфокусированные.

Grace-of-Monaco-4
«Принцесса Монако»

Тем не менее сюжет худо-бедно добредает до логического финала. Пытаясь вместе с мужем отстоять суверенитет своей маленькой страны, которую желает прибрать к рукам большой брат, Грейс самоутверждается как принцесса, так сказать, нового типа, проложившая дорогу «принцессе сердец» Диане. Более всего прославившийся «Жизнью в розовом цвете», Оливье Даан сделал ставку на беспроигрышный интерес публики к артистическому закулисью и невольно сам себя выдал, показав с помощью принцессы Грейс, как удачно можно продать известность в благородных целях. Николь Кидман, томившаяся над хлипко прописанной ролью на протяжении всего фильма, оживает в этих огламуренных эпизодах, будто сбросив тяжкое бремя мессианства, возложенное на ее хрупкие плечи мужчинами-авторами. Ее героиня обретает себя в окружении журналистов, под вспышками фотокамер, где легко, сами собой произносятся пафосные речи, будто написанные умелым сценаристом. Печальный ее лик наконец проясняется, и все становится на свои места.

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

№3/4

Фильм Сэмюэля Беккета «Фильм» как коллизия литературы и кино

Лев Наумов

В 3/4 номере журнала «ИСКУССТВО КИНО» опубликована статья Льва Наумова о Сэмуэле Беккете. Публикуем этот текст и на сайте – без сокращений и в авторской редакции.

Колонка главного редактора

«Культура — это секретная служба»

21.11.2012

Выступление социолога, главного редактора журнала «Искусство кино» на заседании президентского Совета по правам человека всколыхнуло медийный бомонд. Кто-то услышал в его словах призыв к цензуре на телевидении, иные разглядели банальный плач по культуре. Но сам Даниил Дондурей, человек, благодаря которому в словарь президента вошло богатое словосочетание «культурный код», полагает, что его вообще не поняли. И объясняет «Новой газете» — почему.

Новости

Стала известна программа 2-го Национального кинофестиваля дебютов «Движение»

14.04.2014

2-й Национальный кинофестиваль дебютов «Движение» опубликовал конкурсную программу, которая в этом году состоит из двух секций – основной «Движение. Вперед» и короткометражной «Движение. Начало». Главная соревновательная секция фестиваля – «Движение. Вперед» – состоит из семи премьерных картин молодых российских кинематографистов.