Приоритет безопасности
- Блоги
- Нина Цыркун
15 мая в широкий российский прокат выходит «Годзилла» режиссера Гарета Эдвардса. Историю франшизы в целом и двадцать девятый фильм о древнем ящере-гиганте в частности комментирует Нина Цыркун.
За шесть десятков лет экранной жизни Годзиллы сложился набор правил, выводящий сюжеты об этом чешуйчатом монстре практически в отдельный поджанр. «Годжира» – японский бренд (права на персонажа принадлежат компании «Тохо»), так что без отсылки к Японии никак не обойтись. Первый Годзилла, появившийся в 1954 году, был порождением панических настроений холодной войны, связанных с ядерной угрозой; он даже нес на себе реальные шрамы, напоминающие следы от ожогов у жертв Хиросимы и Нагасаки, и объявился в результате американских атомных испытаний. В фильме Роланда Эммериха 1998 года Годзилла – плод испытаний атомного оружия французами.
Теперь в «Годзилле» 2014 года у Гарета Эдвардса заглавный герой просыпается в филиппинских джунглях при обрушении шахты, вслед за другими чудовищами, питающимися радиоактивными отходами. Живучесть сюжета в мировом масштабе поддерживается древними легендами о драконах, восходящими к памяти о динозаврах, но если сегодня для зрителей во всем мире это (около)научная фантастика, то для японцев – чудовище, рожденное радиацией, бьет по живой памяти о ядерной бомбардировке в конце Второй мировой войны, и эта травма вновь и вновь требует психологической компенсации. А поскольку теперь сюда добавился кошмар катастрофы в провинции Фукусима, эксплуатация ядерной компоненты требует особой осторожности. Так что в новой картине оказывается, что страхи перед мирным использованием атома преувеличены, и власти только прикрываются этой опасностью в каких-то своих тайных целях. В общем, дурят народ.
Годзилла представал на экране и как злобное существо, терроризирующее людей (и тогда против него выступало доброе чудище – например, гигантская бабочка Мотра), и наоборот – как защитник человечества против монстра Икс или космических пришельцев Орги и головастика Хедоры. Вот и теперь он точно также, как десятки лет назад, изрыгает пламя на злобных тварей Гнусов, рыщущих по Земле в поисках радиоактивной пищи, а попутно топчущих небоскребы как грибы на поляне.
Месседж всех вариаций – не трогай природу, месть ее будет ужасна. Но если предоставить природу самой себе, она все уладит наилучшим образом во благо человеку. Расклад в фильме Эдвардса традиционный: вдумчивые ученые (интернациональный дуэт Кен Ватанабе и Салли Хоукинс) пытаются докопаться до истинных причин внезапной катастрофы, а горячие военные готовы покончить со злом без особых раздумий из соображений «приоритета безопасности». Кто победит в этом противостоянии, можно догадаться заранее, но трудно было представить себе тот решающий аргумент, который выдвинет профессор Серизава (Ватанабе) против своего американского оппонента-адмирала (Дэвид Стретейрн).
Люди доброй воли разных стран и народов здесь доминируют, даже если их временно разделяют тактические разногласия – и это еще один месседж фильма, выраженный в словах молитвы, которую читает солдат перед тем, как выброситься с парашютом с девятикилометровой высоты на Сан-Франциско с риском напороться на небоскреб: «Спасибо, Господи, что дал нам возможность сплотиться…»
Создатели фильма не могли не чувствовать на своих плечах груз предшествующих 28-ми (учитывая сериалы – гораздо больше) фильмов про Годзиллу и всячески старались свою версию модернизировать и нашпиговать новыми смыслами. В итоге сценарий Дэвида Кэллема и Макса Бронштейна буквально ломится от переизбытка сюжетных линий и многозначительных намеков. Но новизна новизной, а зритель идет на «Годзиллу», чтобы подивиться зрелищу гигантской рептилии (на этот раз ста восьми метров ростом) и прочих тварей, виду разрушений, которые они творят, а напоследок испытать, как водится, катарсис.
«Годзилла» режиссер Гарет Эдвардс, трейлер HD
Мелодраматические коллизии зритель готов вытерпеть как неизбежный придаток всех фильмов-катастроф, но надо же знать меру. С лихвой хватило бы перипетий семейных отношений специалиста по размированию Форда Броуди (Аарон Тейлор-Джонсон) с его отцом, погибшей матерью, женой и сыном. А уж когда по пути к спасению мира Форд берется спасать чужого ребенка, причем тот в итоге спасается как-то сам собой, то в глаза лезут белые нитки, которыми вшиты вставки в сюжет исключительно для поддержания на протяжении долгой истории интереса зрителя. А зритель всего-то ждет не дождется появления Годзиллы издающей в полный рост свой фирменный рев.