Strict Standards: Declaration of JParameter::loadSetupFile() should be compatible with JRegistry::loadSetupFile() in /home/user2805/public_html/libraries/joomla/html/parameter.php on line 0

Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/templates/kinoart/lib/framework/helper.cache.php on line 28
Приоритет безопасности - Искусство кино

Приоритет безопасности

  • Блоги
  • Нина Цыркун

15 мая в широкий российский прокат выходит «Годзилла» режиссера Гарета Эдвардса. Историю франшизы в целом и двадцать девятый фильм о древнем ящере-гиганте в частности комментирует Нина Цыркун.


За шесть десятков лет экранной жизни Годзиллы сложился набор правил, выводящий сюжеты об этом чешуйчатом монстре практически в отдельный поджанр. «Годжира» – японский бренд (права на персонажа принадлежат компании «Тохо»), так что без отсылки к Японии никак не обойтись. Первый Годзилла, появившийся в 1954 году, был порождением панических настроений холодной войны, связанных с ядерной угрозой; он даже нес на себе реальные шрамы, напоминающие следы от ожогов у жертв Хиросимы и Нагасаки, и объявился в результате американских атомных испытаний. В фильме Роланда Эммериха 1998 года Годзилла – плод испытаний атомного оружия французами.

Godzilla-1

Теперь в «Годзилле» 2014 года у Гарета Эдвардса заглавный герой просыпается в филиппинских джунглях при обрушении шахты, вслед за другими чудовищами, питающимися радиоактивными отходами. Живучесть сюжета в мировом масштабе поддерживается древними легендами о драконах, восходящими к памяти о динозаврах, но если сегодня для зрителей во всем мире это (около)научная фантастика, то для японцев – чудовище, рожденное радиацией, бьет по живой памяти о ядерной бомбардировке в конце Второй мировой войны, и эта травма вновь и вновь требует психологической компенсации. А поскольку теперь сюда добавился кошмар катастрофы в провинции Фукусима, эксплуатация ядерной компоненты требует особой осторожности. Так что в новой картине оказывается, что страхи перед мирным использованием атома преувеличены, и власти только прикрываются этой опасностью в каких-то своих тайных целях. В общем, дурят народ.

Godzilla-2

Годзилла представал на экране и как злобное существо, терроризирующее людей (и тогда против него выступало доброе чудище – например, гигантская бабочка Мотра), и наоборот – как защитник человечества против монстра Икс или космических пришельцев Орги и головастика Хедоры. Вот и теперь он точно также, как десятки лет назад, изрыгает пламя на злобных тварей Гнусов, рыщущих по Земле в поисках радиоактивной пищи, а попутно топчущих небоскребы как грибы на поляне.

Месседж всех вариаций – не трогай природу, месть ее будет ужасна. Но если предоставить природу самой себе, она все уладит наилучшим образом во благо человеку. Расклад в фильме Эдвардса традиционный: вдумчивые ученые (интернациональный дуэт Кен Ватанабе и Салли Хоукинс) пытаются докопаться до истинных причин внезапной катастрофы, а горячие военные готовы покончить со злом без особых раздумий из соображений «приоритета безопасности». Кто победит в этом противостоянии, можно догадаться заранее, но трудно было представить себе тот решающий аргумент, который выдвинет профессор Серизава (Ватанабе) против своего американского оппонента-адмирала (Дэвид Стретейрн).

Godzilla-3

Люди доброй воли разных стран и народов здесь доминируют, даже если их временно разделяют тактические разногласия – и это еще один месседж фильма, выраженный в словах молитвы, которую читает солдат перед тем, как выброситься с парашютом с девятикилометровой высоты на Сан-Франциско с риском напороться на небоскреб: «Спасибо, Господи, что дал нам возможность сплотиться…»

Создатели фильма не могли не чувствовать на своих плечах груз предшествующих 28-ми (учитывая сериалы – гораздо больше) фильмов про Годзиллу и всячески старались свою версию модернизировать и нашпиговать новыми смыслами. В итоге сценарий Дэвида Кэллема и Макса Бронштейна буквально ломится от переизбытка сюжетных линий и многозначительных намеков. Но новизна новизной, а зритель идет на «Годзиллу», чтобы подивиться зрелищу гигантской рептилии (на этот раз ста восьми метров ростом) и прочих тварей, виду разрушений, которые они творят, а напоследок испытать, как водится, катарсис.


«Годзилла» режиссер Гарет Эдвардс, трейлер HD

Мелодраматические коллизии зритель готов вытерпеть как неизбежный придаток всех фильмов-катастроф, но надо же знать меру. С лихвой хватило бы перипетий семейных отношений специалиста по размированию Форда Броуди (Аарон Тейлор-Джонсон) с его отцом, погибшей матерью, женой и сыном. А уж когда по пути к спасению мира Форд берется спасать чужого ребенка, причем тот в итоге спасается как-то сам собой, то в глаза лезут белые нитки, которыми вшиты вставки в сюжет исключительно для поддержания на протяжении долгой истории интереса зрителя. А зритель всего-то ждет не дождется появления Годзиллы издающей в полный рост свой фирменный рев.


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548
Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

№3/4

Двойная жизнь. «Бесконечный футбол», режиссер Корнелиу Порумбою

Зара Абдуллаева

Корнелиу Порумбою, как и Кристи Пуйю, продолжает исследовать травматическое сознание своих современников, двадцать семь лет назад переживших румынскую революцию. Второй раз после «Второй игры», показанной тоже на Берлинале в программе «Форум», он выбирает фабулой своего антизрелищного документального кино футбол. Теперь это «Бесконечный футбол».


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Колонка главного редактора

Как вернуть зрителя российскому кинематографу?

24.01.2014

К. ЛАРИНА: Добрый день. В студии ведущая Ксения Ларина. Мы начинаем программу «Культурный шок». Сегодня мы вновь говорим, поскольку есть повод. Вновь возникла идея введения квотирования российского кино. Эту идею высказал в очередной раз министр культуры Владимир Мединский: «Квотирование российского кино вводить надо, без этого российскому кино не поможешь. 


Strict Standards: Only variables should be assigned by reference in /home/user2805/public_html/modules/mod_news_pro_gk4/helper.php on line 548

Новости

«ИК» предложил задуматься о пределах допустимого

02.12.2013

3 декабря в 17.00 в кинотеатре «Художественный» в рамках фестиваля Артдокфеста состоится круглый стол журнала «Искусство Кино». Тема: «Актуальная документалистика – пределы допустимого». Участники: главный редактор «Искусства кино» Даниил Дондурей, президент «Артдокфеста» Виталий Манский, Жан Перре, куратор программы «Чешский глобус, режиссер Фелипп Ремунда, режиссер Марина Разбежкина, режиссер Алена Полунина, продюсер Марк Франкетти, режиссер Светлана Быченко, продюсер Симона Бауман.