Робинзонада от Марка. «Марсианин», режиссер Ридли Скотт
- Блоги
- Нина Цыркун
В российский прокат вышел новый сай-фай Ридли Скотта с Мэттом Деймоном, сыгравшего космонавта, брошенного на Марсе. Нина Цыркун трезво оценила попытки главного героя спастись в условиях, практически полностью не пригодных для жизни.
Фантастика (назови ее хоть научной, хоть ненаучной) нужна не за тем, чтобы заглянуть в будущее; попадет она в цель со своим прогнозом или нет – бабушка надвое сказала. Она нужна для того, чтобы свежим глазом вглядеться в настоящее. Настоящее в фильме Ридли Скотта «Марсианин» представлено с какой-то подчеркнутой, если не сказать школьной аккуратностью, реалистично и рационально, со всей мультикультурностью и гендерной сбалансированностью, даже, пожалуй, с поклоном феминизму. Здесь в нужные моменты демонстрируют свою этническую принадлежность астронавт-немец Фогель (Аксель Хенни) и латиноамериканец Мартинес (Майкл Пенья), а также большой ученый Винсент Капур (Чиветель Эджиофор): «Отец индус, а мать баптистка» (судя по цвету кожи сына, афроамериканка). Здесь отрядом астронавтов командует женщина, Мелисса Льюис (Джессика Честейн), и женщина-китаянка выступает со светлой идеей рассекретить национальный проект, касающийся запуска космических кораблей КНР.
«Марсианин»
Автор книги, по которой поставлен «Марсианин», Энди Уэйр – опытный программист. Он все точно и взвешенно рассчитал, и смотреть на наше настоящее зритель будет глазами не романтика, не философа, а ученого прагматика. То есть, человека, который знает, от кого зависит принятие сложных решений и от кого в принципе должно зависеть, чтобы результат получился оптимальным. Так что в фильме образцовым путем их принимают правильные люди – ученые и практики-астронавты. Конечно, не без сопротивления высшего начальства, скованного осторожностью и магией больших чисел. Поэтому для начальства однозначно ясен ответ на вопрос: можно ли рисковать жизнью пяти астронавтов, чтобы спасти одного рядового ботаника?
Профессиональный ботаник Марк Уотни (Мэтт Деймон) в одиночестве остался на Марсе, когда экспедиции пришлось спешно прервать миссию «Арес-3» из-за повреждения оборудования во время сильной пыльной бури. Его, конечно, искали, но не нашли в густом мраке и сочли погибшим, улетели без него. А Марк оказался живым и даже смог подать о себе сигнал на Землю. Однако должны пройти годы, прежде чем ему смогут реально помочь. И вот Марк как новый Робинзон должен искать способы выживания на свой страх и риск.
«Марсианин», трейлер HD
Робинзону Крузо было легче – у него было ружье и восполняемый запас еды: он мог разжиться мясом, а потом одомашнить коз, посеять рис и ячмень, у него была вода и уж, конечно, ему не приходилось задумываться о кислороде. А на Марсе кислорода вообще нет, не говоря уж о козах, и страшные перепады ночной и дневной температуры просто невыносимы для человека. Правда, Марку, как и Робинзону, досталось кое-что от цивилизации – сооружения базы «Ареса», и житье у него наладилось вполне даже комфортное. Но вот полная изоляция и непредсказуемость новейших технологий, которые чреваты внезапными катастрофическими сбоями… Так что, как бы то ни было, а выжить человек во все времена может только надеясь на свою волю, свои знания и готовность не опускать руки ни при каких обстоятельствах.
Оценив масштаб бедствия и, естественно, впав в отчаяние – и потому что обречен на гибель, и потому что друзья-коллеги его, по сути, предали, – Марк начинает свою исповедь перед компьютером, свое посмертное обращение к землянам на грустной ноте. Но это кино не о чувствах, оно о действии, которое исцеляет отчаяние и замещает его надеждой.
Марк проходит все фазы робинзонады как метафоры рождения капитализма. Он осваивает территорию, окультуривает землю, растит урожай, признает над собой закон (морского права, как наиболее подходящего случаю) и все это означает (согласно каким-то научным учениям) колонизацию Марса – то есть, превращение мертвой планеты в территорию, где можно жить.
«Марсианин»
При этом Марк не абсолютно одинокий и автономный субъект. Как ни странно, вот что еще не грозит новому Робинзону: полное одиночество. За миллиарды километров от Земли он продолжает находиться под наблюдением и контролем; его жизнью и ее спасением руководят другие – разумеется, из лучших побуждений. Они знают, как для него будет лучше. Для руководства операцией спасения Марк не друг, товарищ и брат, а объект действий. Наверное, такой подход адекватен и функционален. Таковы издержки приоритета науки: прочь, эмоции – оставим их городу и миру.
Хотя фильм снимался в павильонах венгерской студии и в Иорданской пустыне, марсианский пейзаж поразительно напоминает американскую Долину монументов, локацию множества вестернов, и потому картину можно было бы выпускать под слоганом, которым начинался сериал «Стар трек» – «Космос. Последний фронтир». В отличие от инженера НАСА Купера, тоже затерянного в космосе героя «Интерстеллара» Кристофера Нолана, которого мучили сомнения насчет того, стоило ли его профессиональное подвижничество принесенных жертв, Марк напоминает персонажа классического вестерна без страха и упрека. Он обдуманно и стоически готов обменять свою жизнь на «нечто более важное». А пока не пришел смертный час, преисполнен оптимизма, веселя зрителя шутливыми комментариями и житейской суетой, помогающей узнику красной планеты не просто коротать время, а жить осмысленно. Так что лучший слоган для «Марсианина» – песня Глории Гейнор I Will Survive.